Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образовательные технологии



2015-11-27 297 Обсуждений (0)
Образовательные технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_______________________ Н.Ю. Анисимов

«____» ____________ 2014 г.

Рабочая программа дисциплины

 

«ПРОЦЕССЫ ПОДЗЕМНОЙ РАЗРАБОТКИ

РУДНЫХ И ПЛАСТОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ»

Направление подготовки - 130400 Горное дело

 

Профили подготовки:

Подземная разработка пластовых месторождений

Подземная разработка рудных месторождений

Квалификация (степень) выпускника - специалист

Форма обучения

Заочная

 

Москва, 2014

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются знания производственных процессов подземной разработки рудных и пластовых месторождений, обеспечивающие:

право ответственного руководства процессами проведения подготовительных выработок механическим и буровзрывным способами, добычных и закладочных работ, транспортировки и подъема полезных ископаемых;

безопасность и экологичность подземных горных работ путем организации выпол-нения профилактических мероприятий по предупреждению горных ударов, борьбе с подземными пожарами, пыле- и газовыделениями.

 

Место дисциплины в структуре ООП

2.1. Дисциплина «Процессы подземной разработки рудных и пластовых месторож-дений» относится к базовой в профессиональном цикле дисциплин специализаций.

2.2. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Геология», «Физика горных пород», «Подземная геотехнология», «Аэрология горных предприятий», «Геомеханика» и других.

2.3. Дисциплина является одной из основных профессионального цикла обучения, поскольку формирует у будущего специалиста право ответственного руководства подзем-ными горными работами и обеспечивает становление горного инженера по специализациям «Подземная разработка пластовых месторождений» и «Подземная разработка рудных месторождений».

2.4. Основные разделы дисциплины включены в итоговую государственную аттес-тацию по профилю специализации.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

Освоения дисциплины

3.1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- методы оценки достоверности и технологичности отработки разведанных запасов пластовых месторождений (ПСК-1-1) и геолого-промышленной оценки рудных (ПСК-2-1) месторождений полезных ископаемых;

- методы экспериментальных и лабораторных исследований, интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты (ПК-22);

уметь:

- оперативно устранять нарушения производственных процессов, вести первичный учет выполняемых работ, анализировать оперативные и текущие показатели производства, обосновывать предложения по совершенствованию организации производства (ПК-18);

владеть:

-методами анализа, знанием закономерностей поведения и управления свойствами горных пород и состоянием массива в процессах добычи и переработки твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений (ПК-6);

- готовностью осуществлять техническое руководство горными и взрывными работами при эксплуатационной разведке, добыче твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов, непосредственно управлять процессами на производственных объектах (ПК-10).

 

 

4. Структура и содержание дисциплины

Дисциплина состоит из цикла лекций и практических занятий, основное содержание которых следующее:

Лекция № 1. Горнотехнические условия пластовых и рудных месторождений. Требования к использованию недр при разработке месторождений: виды потерь и разубоживания; структура показателей извлечения; методы определения фактических показателей извлечения; экономический ущерб от потерь и разубоживания; нормирование показателей извлечения; рациональное использование недр.

Лекция № 2. Классификация производственных процессов подземных горных работ, требования к производственным процессам с точки зрения габарита кусков полезных ископаемых. Отбойка руды: общие сведения; механическая отбойка; особенности взрывной отбойки; бурение шпуров и шпуровая отбойка; бурение скважин и скважинная отбойка; минная отбойка; электрофизические способы отбойки.

Лекция № 3. Доставка полезных ископаемых: общие сведения; вторичное дробление и ликвидация заторов; самотечная доставка. Выработки выпуска. Погрузка и доставка самоходным оборудованием. Выпуск и доставка питателями и конвейерами. Скреперная доставка. Взрывная доставка. Гидравлическая доставка.

Лекция № 4. Поддержание очистного пространства: управление горным давлением при очистной выемке; особенности горного давления на больших глубинах; удароопасность пород и массива. Способы поддержания очистного пространства. Оставление целиков: податливых и жестких. Закладка выработанного пространства: сухая; самотечная; гидравлическая; твердеющая; специальная. Крепление. Упрочнение породных массивов.

Лекция № 5. Организация очистных работ: режим работы; взаимозависимость процессов во времени; формы организации труда. Методы проектирования и исследования процессов: общие сведения; производственно-экспериментальные методы; физическое моделирование; экономико-математические методы.

Лекция № 6. Транспортирование и управление качеством полезного ископаемого: организация работ на транспорте; организация работ на подъеме; процессы управления качеством; сортировка полезных ископаемых. Вспомогательные производственные процессы: доставка людей, материалов и оборудования; монтажные и демонтажные работы; ремонт оборудования.

Общая трудоемкость изучаемой дисциплины согласно таблице 1 составляет 8 зачетных единиц (288 часов).

 

Образовательные технологии

Для более успешного получения запланированных компетенций используются различные виды активизации познавательной деятельности студентов: устный опрос, дискуссии, презентации лекционного материала, командная работа и индивидуальное обучение.

Самостоятельная работа по дисциплине включает:

- подготовку к экзамену по конспектам, учебной литературе и с помощью электронных ресурсов, используя перечень вопросов для экзамена;

- оформление результатов практических работ с выполнением необходимых расчетов и графических построений;

- выполнение курсового проекта согласно методическим указаниям.

Таблица 1

Раздел   Курс Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость в часах Формы аттестации
лекц практ лаб СРС КП к/р Экз. Зач.
Лекция № 1. - -        
Лекция № 2. - -        
Лекция № 3. - -        
Лекция № 4. - -        
Лекция № 5. - -        
Лекция № 6. - -        
Практическое занятие № 1 - -   +    
Практическое занятие № 2 - -        
Курсовой проект - - -        
Итого   - + + + -

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Шахтное поле и горный отвод?

2. Что называют этажом, панелью и выемочным блоком?

3. Порядок и направление отработки шахтного поля.

4. Что такое вскрытие месторождения?

5. Основные вскрывающие выработки.

6. Дополнительные вскрывающие выработки.

7. Схема вскрытия вертикальными стволами и капитальными квершлагами.

8. Схема вскрытия вертикальными стволами и погоризонтными квершлагами.

9. Схема вскрытия вертикальными стволами и этажными квершлагами.

10. Схема вскрытия вертикальными стволами и наклонными квершлагами.

11. Схема вскрытия вертикальными стволами и капитальными (этажными) гезенками.

12. Схема вскрытия наклонными стволами без дополнительных вскрывающих выработок.

13. Схема вскрытия наклонными стволами с дополнительными вскрывающими выработками. 14. Схема вскрытия штольней с этажными квершлагами, слепыми стволами и гезенками. 15. Комбинированных схема вскрытия с главными наклонными и вспомогательными вертикальными стволами.

16. Классификация околоствольных дворов.

17. Классификация способов подготовки шахтных полей.

18. Способ погоризонтной подготовки.

19. Способ панельной подготовки.

20. Способ этажной подготовки.

21. Основные способы отбойки горных пород от забоя, область их применения.

22. Основные конструктивные узлы современного проходческого комбайна.

23. Составы современных механизированных проходческих комплексов.

24. Основные операции проходки выработок при использовании механизированных

проходческих комплексов.

25. Особенности проведения наклонных выработок по восстанию и падению механизирован-ными комплексами.

26. Современные комплексы проходки выработок буровзрывным способом.

27. Современная технология бурения шпуров в проходческих забоях.

28. Наименование и расположение шпуров в забое при проведении подготовительных выработок буровзрывным способом.

29. Назначение компенсационных и врубовых шпуров.

30. Типы ВВ и средства взрывания при проведении подготовительных выработок.

31. Основные схемы взрывания шпуров в забое подготовительной выработки.

32. Перечень основных операций при проведении подготовительных выработок буровзрывным способом.

33. Что входит в состав паспорта БВР?

34. Как зарядить патронированным ВВ шпур и его взорвать?

35. Чем отличается шпур от скважины?

36. Виды взрывной отбойки руды.

37. Типы буровых станков и их назначение.

38. Буровые станки для бурения скважин и принципы разрушения пород в забое скважин. 39. Что входит в состав бурового инструмента?

40. Основные схемы расположения скважин при отбойке руды.

41. Способы разрушения негабарита.

42. Технология анкерного крепления подготовительных выработок.

43. Технология набрызгбетонной крепи.

44. Технология штанговой крепи.

45. Способы пылеподавления.

46. Технология оборки выработок.

47. Основные направления механизации вспомогательных работ.

48. Особенности отработки смешанных забоев.

49. Самотечная доставка и выпуск руды.

50. Скреперная доставка руды.

51. Взрывная доставка руды.

52. Погрузки и доставка руды ПДМ.

53. Схемы погрузки и доставки руды ПДМ.

54. Выпуск и доставка руды вибромеханизмами.

55. Виды подземного транспортного комплекса.

56. Виды подъемного оборудования рудников.

57. Основные способы закладки выработанного пространства.

58. Закладочные материалы и требования к ним.

59. Закладочные смеси, их свойства и приготовление.

60. Транспортирование закладочных смесей и материалов.

61. Основные направления повышения эффективности закладочных работ.

62. Мероприятия по предупреждению горных ударов.

63. Профилактика подземных пожаров и способы борьбы с ними.

64. Основные способы дегазации пластов.

65. Должностные обязанности мастера участка ГПР.

 

 



2015-11-27 297 Обсуждений (0)
Образовательные технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образовательные технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)