Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия и наука. Теоретическое и философское понятие. Гуманитарные и естественные



2015-11-27 591 Обсуждений (0)
Философия и наука. Теоретическое и философское понятие. Гуманитарные и естественные 0.00 из 5.00 0 оценок




Нельзя отрицать научного характера философии как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. Гегель рассм. Ф как науку логики. Выводы, сделанные с помощью Ф, служат средством получения научного знания, она, имея свой специфический язык и категориальный аппарат, осуществляет научный поиск и потому имеет научный характер.
Научное познание – процесс получение обьективного, истинного знания. Главными критериями его являются обьективность,универсальность и общезначимость.
Ф обобщает частные науки, выявляет общие закономерности традиции, основным методом является теоретическое мышление(видение умом).Гете(“От физика нельзя требовать, чтобы он был философом, но он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, но его воздействие на область физики необходимо и желательно.”
И Ф и Н обособлены от религии и ориентированы на составлен ие гипотез и теорий. В древности философия была и знанием и наукой (Древний Египет, Древний Вавилон), в Новое время (сер17 в – буржуазная революция). В Англии, развитие торговли и мореплавания – для развития нужен запас фактов – обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно – исторической практики.
В науке обязательно присутствует интерсубьективность(сотруд.многих людей), это институт(накопление традиций знания) и метод(фактор развития производства) – не только сбор фактов но и установление принципов, закономерностей, возможность прогнозирования.
2 пол.19 в – философия позитивизма(эксперименты дают позитивные знания, общество должно перестраиваться на научные сведения). Поппер – организованный скептицизм – характер вероятностности(1000 – 1).Философия должна существовать как особый вид мировоззрения, задача ученого – критика как своих так и чужих теорий. Проблема – пробная теория – устранение ошибок – новая проблема.
Кун ( поступательное развитие науки – стены из кирпичей). Одно научное сообщество сменяет другое,меняется научная парадигма, прогресса нет , меняется лишь мировоззрение. Фейерабанд(задача ученого – продуцировать новые знания, наука развивается в тесном единстве с историей), Полани(личностное – неявное и безличностное(явное)знания).
Вненаучное познание – эзотеризм. (алхимия – химия, астрология-астрономия).донаучное(прото),паранаучное(около – обьяснение неубедительно с точки зрения науки), лженаучное(малограмотный пафос), антинаучное(плацебо, алхимия), обыденно – практическое знание(опыт повседневной жизни – пословицы), паранормальное знание(учение о тайных, природных и психических силах) –телепатия, психокинез, ясновидение – возможность воздействия, не прибегая к физическому способу.

Теоретический дискурс:
- определенность используемых в ней терминов и обоснованность выводов;
- наличие родовидового определения;
- содержит в себе всю полноту отношений между собой всех своих терминов;
- представляет описание некоторой реальности;
- трансформация весьма часто носит кумулятивный характер;
- Необходимо выбрать методологию;
- Дискурс, следовательно, может быть только один. Все другое (в том числе и другой дискурс) подвергается процедуре понимания и встраивается в тот дискурс, который разворачивается сейчас.
Философский дискурс:
- термины, называемые философскими категориями, носят характер всеобщности, поскольку с их помощью можно говорить о любом дискурсе;
- философский дискурс по определению оказывается предельным дискурсом, не допускающим никакой последующей рефлексии;
- немыслимы процедуры верификации и фальсификации;
- Философский дискурс не просто эгоцентричен, но заранее строится как единственно возможный, ибо заранее претендует на то, что никакой построенный дискурс не ускользнет от его понимания;
- Философский дискурс является такой конструкцией, в которой приобретают определенность предельно общие понятия;
- философский дискурс способен включить в себя все мыслимое, но все, что попало в сферу философского дискурса, не теряет свой прежний смысл, а обретает новый, заданный структурой философских категорий. При этом, однако, всякое подпавшее под философскую рефлексию понятие не перестает жить собственной жизнью.
Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:
1. Естественное знание основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром гуманитарной сферы является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.
2. В природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истина здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.
3. Метод естествознания генерализирующий (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью поэтому метод гуманитарного знания можно назвать индивидуализирующим.
4. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней чем естественно научное знание.

Современная наука как особый социальный институт возникла в Европе в период 15-17 вв. Целью науки является получение объективных знаний о реальности, пригодных для практического использования и применения. В отличие от обыденного познания наука ориентируется на поиск сущности явлений, на поиск объективной истины, которая не обнаруживается простым наблюдением, а требует специальных процедур трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли, объекты.По мнению Б. Рассела, наука "с помощью наблюдения и рассуждения устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее". Критериями научного знания как продукта научной деятельности являются систематизированность, непротиворечивость, доказательность, интерсубъективность, опытная проверяемость, воспроизводимость. Науку можно определить как "наблюдение, классификацию, описание, экспериментальное исследование и теоретическое объяснение естественных явлений". Область сверхчувственного, сверхъестественного не является предметом научного познания. Если исходить из выработанных философией науки 20 в. критериев научности, то можно сказать, что философия не является наукой, так как большая часть философских утверждений эмпирически непроверяема и неопровержима. В философии никогда не было господствующей парадигмы, т.е. совокупности ценностей, технических средств, способов решения исследовательских задач и установок, разделяемых всем научным сообществом. В ней всегда шла борьба течений, школ, направлений. Аксиомы философии не предполагают эмпирического обоснования. Поэтому в философии нет общезначимости в том смысле, что каждый, кому понятно значение философских положений, должен соглашаться с ними. Большинство философских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные.
В то же время если под наукой иметь ввиду методически организованное мышление, то философия бесспорно является гуманитарной наукой, специфика которой состоит в соотнесении различных способов видения объектов. Философия говорит не о законах, а о смыслах, не о первой, а о второй природе или культуре. Философия является службой обеспечения субъективных предпосылок человеческой свободы. Так как именно философия поясняет обоснованность той или иной системы ценностей в ответе на главный мировоззренческий вопрос - для чего живет человек? Тем самым она, с одной стороны, задает человеку четкие критерии выбора системы ценностей, с другой стороны, позволяет человеку и требует от человека осуществлять этот выбор самостоятельно. Выделяя это назначение философии, В. С. Соловьев писал, что философия во все времена "освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание...Она делает человека вполне человеком" . Философия обогащает наше интеллектуальное воображение и уменьшает догматическую уверенность, мешающую заниматься творчеством.
Отличия Ф от Н:
Философия не производит экспериментов, предмет философии – неэмпирические понятия о всеобщем.

 



2015-11-27 591 Обсуждений (0)
Философия и наука. Теоретическое и философское понятие. Гуманитарные и естественные 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия и наука. Теоретическое и философское понятие. Гуманитарные и естественные

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)