Когда обнаруживаются ошибки?
Ошибки процессуального характера Эти ошибки возникают когда: · эксперт нарушает процессуальный режим и процедуру производства экспертизы; · эксперт выходит за пределы своей компетенции; · эксперт выражает инициативу в форме, не предусмотренной законом; · эксперт самостоятельно собирает материалы/объекты экспертизы; · эксперт обосновывает выводы не результатами, а материалами дела; · эксперт контактирует с заинтересованными лицами, и этот контакт не санкционирован судом или следователем; · эксперт принимает материалы для экспертизы от неуполномоченных лиц; · в экспертном заключении отсутствуют необходимые реквизиты.
Причина этого класса ошибок лежит в сложности процесса экспертного познания. Такие ошибки возникают при познании сущности, свойств и признаков объектов экспертизы, также отношений между ними. Ошибки могут появится и при оценке результатов познания, итогов экспертного исследования, их интерпретации. В учебной литературе гносеологические ошибки делят на логические и фактические (предметные). Логическая ошибка - это нарушение какого-либо закона, правил и схем логики. Логические ошибки связаны с нарушением в акте мышления законов и правил логики, некорректным применением логических приемов и операций, например смешение причинной связи с простой последовательность во времени или обоснование тезиса аргументами, из которых данный тезис логически не вытекает. Фактические ошибки обусловлены незнанием предмета и фактического положения дел. Фактические (предметные) ошибки появляются от искаженного представления об отношениях между предметами объективной действительности. Распространенной ошибкой является омонимия - смешение или подмена понятий. Эта ошибку относят к фактическим. Деятельностные (операциональные) ошибки Ошибки, связанные с деятельностью (процедурами), которую осуществляет эксперт. Например, он нарушил последовательность, неправильно использовал средства исследования, применял непригодные технические и иные средства исследования и т.д. Есть ошибки, которые не зависят от эксперта. Их причины: · в отсутствии разработанной и апробированной методики; · в несовершенстве используемой экспертной методики; · в применении ошибочно рекомендованных методов; · в применении методов, находящихся в стадии экспериментальной разработки; · в применении неисправного оборудования; · в использовании методов и приборов, не обладающих достаточной чувствительностью или разрешающей способностью; · в использовании для измерений физических величин приборов, не относящихся к сертифицированными средствам измерений; · в применении неповеренных средств измерений и эталонов; · в использовании неаттестованных методик измерений физических величин; · в использование неправильных математических моделей и компьютерных программ; · и др. Есть и субъективные экспертные ошибки. Которые могут являться причиной: · профессиональной некомпетентности эксперта; · неправильной оценки идентификационной значимости признаков, результатов, полученных другими членами комиссии при производстве комплексной экспертизы, и т.д.; · неполноты или односторонности исследования; · пренебрежения правилами и условиями применения методик экспертного исследования и технических средств; · профессиональными упущениями эксперта; эксперт неаккуратен и небрежен, поверхностно провёл исследования и др. Экспертные ошибки могут быть связаны с определенными чертами личности эксперта. Речь идёт: · о дефектах или недостаточной остроте органов чувств эксперта: зрения, слуха и т.д.; · о неординарном психологическом состоянии эксперта или его измененном сознании после/вследствие болезни, стресса и др.; · о характерологических свойствах личности, например, неуверенности в своих знаниях, повышенной внушаемости, мнительности, излишней самоуверенности и др.; · о психоэмоциональных свойствах: темперамент, психологическая устойчивость, волевые качества, мотивационные установки и т.д.; · о стремлении проявить экспертную инициативу без достаточных к тому оснований; · о дефектах в организации и планировании экспертного исследования. Ошибки могут являться следствием и некритического осмысления материалов дела, предыдущего экспертного заключения, поведения руководителей, следователя, иных участников судопроизводства. Когда обнаруживаются ошибки? В первую очередь ошибки обнаруживает сам эксперт, особенно на стадии формулировании выводов. Затем заметить ошибки может комиссия экспертов при производстве комиссионной или комплексной экспертизы, при контроле хода и результатов, которые осуществляет руководитель учреждения. Также ошибки могут быть выявлены при оценке заключения эксперта следователем или судом (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций). А также при обобщении экспертной практики, осуществляемом в практических или научных целях. Если обнаруженные ошибки повлекли за собой неправильный вывод эксперта, то руководитель экспертного учреждения ставит об этом в известность орган, назначивший экспертизу. Важно: умение отличать экспертные ошибки и заведомую ложность заключения. Так как заведомая ложность - это умышленное действие, направленное на сознательное и целенаправленное игнорирование или умалчивание при исследовании существенных фактов и свойств объекта экспертизы. И оно может состоять: · в осознанных неверных действиях по проведению экспертизы; · в умышленно неверном применении или выборе методики экспертного исследования; · в заведомо неправильной их оценке. Добросовестное заблуждение - это осознание экспертом ложности своих выводов или неправильности действий; это такое психологическое состояние, при котором субъект не осознает неправильности своих суждений или действий, а искренне полагает, что мыслит и действует правильно. Естественно, ошибка может крыться и в исходных данных, которые могут быть сфальсифицированными. В этом случае нельзя говорить об экспертной ошибке, поскольку причиной является ошибка субъекта, назначившего экспертизу, либо его умышленно неправильные действия/правонарушения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |