Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды



2015-11-27 1730 Обсуждений (0)
Особенности преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации» закрепляется статус русского языка как государственного, определяются интегративные функции русского языка как инструмента межнациональной коммуникации народов России. Соблюдение языковых прав народов России, предоставление гражданам возможности свободного выбора языка для общения, получения образования, реализации творческих потребностей гарантирует Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации».

Недостаточный уровень результатов ЕГЭ в школах тех регионов, где преподавание ведется не на русском языке, указывает на необходимость пересмотра существующих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях в условиях ограниченной русскоязычной среды. Игнорирование данной проблемы неизбежно приведет к ситуации утраты языкового единства государства, что является прямой угрозой национальной безопасности.

Особую значимость в последние годы приобрело преподавание русского языка как иностранного (РКИ). Русский язык является одним из официальных и рабочих языков международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, СНГ, ШОС, ЕАЭС и др. Как язык международного общения русский язык обеспечивает государственные интересы Российской Федерации в качестве инструмента межгосударственного политического, экономического, образовательного, культурного, научного взаимодействия. В то же время русский язык является инструментом укрепления геополитического влияния Российской Федерации за счет расширения и развития русскоязычного образовательного пространства. Построение системы обучения РКИ входит в число государственных обязательств в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации».

 

Содержательные проблемы становления русской речи у детей-билингвов в условиях ограниченной русскоязычной среды

Для России с ее многонациональной этнокультурной картой билингвальное образование позволяет создать единое образовательное пространство, предоставляющее гражданам России равные возможности самореализации. Разработка моделей билингвального образования становится одной из важнейших задач, решаемых в рамках реализации образовательной политики большинства европейских стран, столкнувшихся с похожими демографическими особенностями, связанными с национальной неоднородностью населения, увеличением количества мигрантов.

Билингвальная образовательная модель предполагает, что учащийся развивает речевые компетенции сразу на двух языках без ущерба для каждого из них в отдельности. Теоретически возможны следующие модели билингвального образования:

- преподавание предметов на двух языках при условии, что учащийся общается сразу в двух языковых средах без ограничения;

- преподавание на одном из языков и углубленное изучение другого языка в рамках отдельной дисциплины в условиях ограниченной языковой среды.

Применительно к детям школьного возраста такая среда существует в ситуации, когда язык семейного общения отличается от языка образования и публичного общения. В силу того, что семья является первичной языковой средой для ребенка, язык, на котором в семье не говорят, усваивается позднее и в меньшем объеме. В этих условиях формируется относительный билингвизм, когда уровень владения вторым языком ниже, чем уровень владения первым языком.

Условием получения среднего общего образования в Российской Федерации является успешная сдача учащимися ГИА и ЕГЭ. В соответствии с действующим законодательством итоговая государственная аттестация школьников предусмотрена на русском языке. Следовательно, ситуация относительного билингвизма создает предпосылки для ограничения части граждан Российской Федерации в правах на продолжение образования.

По этой причине наиболее рациональной и эффективной является такая организация образования, при которой обучение по основным предметам ведется на русском языке с начального этапа на всей территории Российской Федерации.

Хорошо известно, что учебная деятельность обеспечивает высокую динамику в овладении новой лексикой и новым грамматическим материалом. Именно в ходе систематического обучения речевые навыки получают мощнейший импульс развития, происходит активное наращение словаря, связанного с учебно-предметной областью. Происходит активное «взросление» речи ребенка, который стремится говорить так, как говорит учитель, как написано в учебнике. Усложняется синтаксическая структура речи, формируется способность построения развернутых монологических высказываний. В условиях ограниченной русскоязычной среды обучение на русском языке становится единственным условием освоения русского языка как государственного языка РФ на уровне, достаточном для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.

 



2015-11-27 1730 Обсуждений (0)
Особенности преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1730)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)