Биоэтика в рамках совр культуры
Морфологическая модель культуры, в рамках которой проводится данное исследование, построена как результат научных и философских представлений, без привлечения какого-либо специфического метода. Это, безусловно, слабая сторона концепции. Между тем, в культурологии завоевывает признание идея о необходимости системного изучения культуры. Во-первых, как полагают, надо ука- зать системообразующие признаки изучаемого объекта, во-вторых, проанализировать его структуру, в-третьих, попытаться вскрыть закон развития данной системы, в-четвертых, построить на этой базе теоретическую мо- дель должного состояния системы, в-пятых, соотнести ха- рактеристики должного состояния системы с реальным по- ложением дел. И, наконец, выработать практические реко- мендации для осуществления проекта должного состояния и исправления ошибок практики. Решение практических воп- росов считают тем оселком, на котором может быть прове- рена ценность системного подхода [19]. Частично послед- ние четыре задачи обсуждались в предыдущих разделах статьи. Однако, прежде чем перейти к частностям, необ- ходимо решить общий вопрос. Проблема состоит в разном отношении исследователей к системному пониманию культу- ры. Известен распространенный взгляд на мировую культуру как на целостную систему. В качестве компонентов этой системы различают: материальную, духовную, художественную культуру [20]. Необходимо подчеркнуть, что подобное дифференци- рование сопровождается множеством оговорок и условнос- тей, поскольку в каждом материальном объекте культуры имеется нечто духовное, а в духовном - материальное. Медицина была отнесена к материальной культуре, что ос- тавляет "за кадром" массу объектов духовного характера. Очевидно, что такого рода структура системы мировой культуры не способствует решению конкретных вопросов, а создает тупиковую ситуацию. Но это закономерно, если учесть следующие новейшие достижения теории культуры. Полагают, что сегодня невозможно говорить о культу- ре, как о чем-то едином и целом, лишенном разделяющих ее границ. Взгляд на культуру, считающийся современным, исходит из факта множественности культур, из признания их качественного своеобразия и уникальной самобытности [21]. Это отрицание целостности в сфере мировой культу- рыесть отрицание системности в объекте глобальных масштабов, содержание которого, согласно новому понима- нию культуры, необъятно, ибо это - вся совместная жизнь и деятельность людей, представляющая искусственные ар- тефакты. Поэтому, данное критическое утверждение вполне логично. Как же теперь следует относится к распростра- ненному "системному" пониманию мировой культуры? Категория "культуры" имеет гносеологический, но не онтологический смысл, ибо эта категория не имеет одно- родного, монолитного, целостного обозначаемого, и даже наоборот, объединяет разнородные множества искусствен- ных объектов. В этом смысле выражения "культура как це- лое", "культура как система" следует понимать как ука- зание на теоретические построения, а не на реальный объект [22]. На наш взгляд, именно такие построения легли в основу понятия о телесной культуре. Примеча- тельно, что к этому понятию критерий институциональнос- ти может быть применен лишь опосредованно, через меди- цину (включая гигиену), эргономику, производственную гимнастику (т.е. через формы культуры, которыепредс- тавляют реальные объекты в обществе). Разделяя взгляды на мировую культуру как на совокуп- ность явлений общественной жизни, представляющих мно- жество разнородных объектов, не подлежащих системному рассмотрению, одновременно следует поставить вопрос о целесообразности системного подхода к тем формам куль- туры, которые реально существуют и имеют онтологический смысл. Это прежде всего институциональные формы культуры. Ар- гументировать это предложение можно, во-первых, ограни- чением множественности артефактов каждой выделяемой формы, во-вторых, полным или частичным избавлением от их разнородности при классификации форм [24]. Что касается медицины, то здесь термином "система" обозначают разнообразные объекты. Столь широкое его распространение отнюдь не подкреплено выполнением тре- бований научной системной методологии. Системные иссле- дования в медицине и теоретической биологии проводились достаточно редко, хотя в развитии теории систем огром- ную роль сыграли именно биологи. В последнее время ин- терес к системной проблематике в медицине оживился. По- лагают, что будущее за интегративной системной медици- ной. Насколько обоснован этот прогноз, покажет, по-ви- димому, продуктивность системного подхода в решении те- оретических и практических задач здравоохранения. В ка- честве примера такого практицизма можно назвать логи- ческую систему диагностического познания, разработанную совместно медиками и философами под руководством В. А. Смирнова [25]. Попытка применения данного подхода при- вела к возможности условно-гипотетического выделения двух зон клинико-диагностического мышления: зоны "куль- туры врача" и зоны "культуры больного". В каждой из зон рассмотрены отдаленные одна от другой две основные об- ласти диагностической деятельности. В зоне "культуры врача" рассматривается область теоретических логически упорядоченных научно-медицинских знаний и область инди- видуального интуитивно-творческого опыта врача. В зоне "культуры больного" - область общемедицинской информи- рованности и область непосредственно-чувственного восп- риятия болезненных ощущений. Двойственность зон культу- ры врача и больного, оказавшихся как бы "встроенными" в единую систему культуры клинико-диагностического мышле- ния и наличие двух рядов знаний (объективного и субъек- тивного), позволяет постигать смысл и уникальность конкретной клинической ситуации
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |