Развитие внимания детей младшего школьного возраста
Билет №8 Внимательность способствует полноценному восприятию материала, позволяет отмечать главное и отбрасывать второстепенное. А также она позволяет избежать многих неприятных ситуаций на протяжении всей жизни. Внимание – это психический процесс, который позволяет человеку выборочным путем фиксировать в своей памяти только важную информацию, отбрасывая все второстепенное. Говоря об особенностях внимании ребенка, можно отметить, что в поле его зрения главным образом попадают интересные и яркие предметы. Он прекрасно реагирует на неожиданность и смену обстановки. Психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное (реакция на внешний раздражитель, которая происходит мимо воли ребенка) ; произвольное (волевое сосредоточение на определенном объекте, информации и т. д. ) ; постпроизвольное (основанное на интересе, а не на усилиях воли). Если непроизвольное внимание дано каждому с рождения, то над развитием произвольного нужно работать на протяжении всей жизни. У младших школьников процесс произвольного внимания развит слабо, поэтому они зачастую бывают рассеяны и отвлекаются на второстепенные предметы. Задание школы и родителей – развивать и тренировать внимание детей, ведь от этого в большой мере зависит успешность школьников. Постпроизвольное внимание не требует усилий воли, поэтому развито у младших школьников весьма хорошо. Разумные родители и педагоги благополучно пользуются данной предрасположенностью и предлагают малышам материал в интересной форме. Такая практика имеет свои многочисленные позитивные результаты. - Объем — количество объектов, которые человек способен охватить одновременно -Распределение – умение одновременно концентрироваться на нескольких видах деятельности. - Избирательность – способность оставлять во внимании только необходимое, отсевая все лишнее. - Произвольность – умение прикладывать волевые усилия для того чтобы сосредоточиться на необходимом объекте (информации). Непроизвольное внимание, которое проявляется уже в младенческом возрасте, со временем развивается еще более. Этому процессу способствуют новые объекты, которые каждый день окружают ребенка, новая информация, впечатления. В дальнейшем непроизвольное внимание становится более устойчивым, сильным, а затем оно становится основой для развития произвольного внимания. На ранних этапах (в дошкольном и раннем школьном возрасте) ребенок может еще не в полной мере владеть своим вниманием. Этот процесс постепенно совершенствуется в высших корковых центрах мозга. В возрасте 6-7 лет происходит интенсивное развитие свойств внимания: вдвое увеличивается его объем, совершенствуются способности переключения и распределения, повышается уровень устойчивости. Уже в 9-10 лет дети способны полноценно управлять вниманием, концентрировать его и выполнять заданную программу действий необходимое время Внимание младших школьников характеризуется небольшой устойчивостью и сравнительной слабостью произвольного восприятия. Ученики 1 класса в силу своего возраста еще не могут долго заниматься однообразной работой, особенно, если она им не по душе. Они легко отвлекаются и не имеют достаточного волевого опыта, чтобы регулировать свое внимание. В тоже время непроизвольное внимание у детей младшего звена развито практически совершенно. Они быстро реагируют на все яркое, неожиданное, сразу замечают интересные объекты, не прикладывая для этого никаких усилий. Иногда малыши упускают важные моменты учебного материала и концентрируют внимание на несущественных в данное время деталях, которые просто привлекают их внимание. Очень важно чтобы учитель начальной школы сумел правильно провести работу по организации внимания. В противном случае процесс совершенствования произвольности внимания затянется на долгое время и станет препятствием к своевременному полноценному усвоению знаний. Нельзя отрицать важнейшего фактора для развития внимания – взросления. Вместе с тем, как расширяется кругозор ребенка, появляются новые интересы и ответственность, происходит постепенное развитие и совершенствование всех психический процессов. Кроме того, внимание развивается во время самого процесса учения, вместе с постепенным приучением к систематическому учебному труду. Огромное значения для развития внимания школьника имеет уровень его развития у других детей. А значит, внимание развивается и совершенствуется под воздействием обучения и воспитания малыша в школе, семье, обществе. Как развивать внимание у школьника. В первую очередь стоит отметить, что внимание не является самостоятельным процессом, оно всегда взаимосвязано с другими психологическими процессами. Примером, памятью, мышлением, воображением и др. Поэтому, вместе с развитием внимания развиваются и сопутствующие процессы. Если организовать развитие правильно, со временем внимание преобразуется во внимательность, черту, которая просто необходима человеку в повседневной жизни. Внимательность вместе с памятью и мышлением позволяет выделять главное, анализировать и делать выводы. На уроке, в виде отдыха от учебной деятельности можно провести очень простую и многим известную игру, которая прекрасно развивает умение вовремя переключить внимание. Очень простое упражнение на внимание, которое прекрасно подойдет для детей 1-2 классов – это игра «Найди отличия».
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |