Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный консультант серии Е.Л. Михайлова



2015-11-27 517 Обсуждений (0)
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 615.851

ББК 53.57

Ч 89

 

Черников А.В.

Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).

 

ISBN 5-86375-042-1

 

Системная семейная терапия помогает понять отдельного человека в контексте его социальных связей. Эта книга ставит и решает особую задачу — помочь специалисту выработать целостное представление о семье как о группе взаимозависимых индивидов — семейной системе. Эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагно­стики призвана ускорить процесс оценки семейной системы и выдвижения терапевтических гипотез. Она обеспечивает терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Автор отвечает на вопрос о том, как связать воедино представления о многопоколенном семейном наследии, задачах развития жизненного цикла, распределении власти в семье, особенностях взаимодействия ее членов и условной пользе, извлека­емой семьей из своих проблем. Отдельная глава посвящена проблемам обучения специалистов (психологов, врачей, социальных работников) — всех тех, кто призван оказывать помощь семье.

Книга является прекрасным пособием для всех, кто хотел бы изучить устройство семьи с позиции современной семейной терапии.

 

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

 

ISBN 5-86375-042-1

 

© 2001 А.В. Черников

© 2001 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 2001 Е.А. Кошмина, дизайн обложки

 

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

 

www.kroll.igisp.ru

Купи книгу “У КРОЛЯ”

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1

МЕСТО ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В РЯДУ ДРУГИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

1.1. Классификация основных направлений семейной терапии

1.2. Общая теория систем как методологическая основа семейной терапии

1.3. Системная модель Оудсхоорна для выдвижения терапевтических гипотез

Уровень 1

Проблемы с внешним социальным окружением

Уровень 2

Проблемы в семейной системе

Уровень 3

Когнитивные и поведенческие проблемы

Уровень 4

Эмоциональные конфликты с аспектами бессознательного

Уровень 5

Нарушения развития и личностные расстройства

Уровень 6

Биологические нарушения

Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИРУЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ

2.0. Краткое описание интегративной модели системной семейной терапевтической диагностики

2.1. Структура семьи

2.1.1. Основные понятия

2.1.2. Модель Олсона

2.1.3. Треугольник как единица оценки семейной системы

2.1.4. Некоторые типы дисфункциональных семейных структур

2.1.5. Семья как маневрирующая система

2.2. Семья как коммуникативная система

2.2.1. Проблемы коммуникации

2.2.2. Циркулярность семейных взаимодействий

2.3. Проблемы жизненного цикла семьи

1) Период ухаживания

2) Фаза жизни молодых супругов без детей

3) Рождение детей и взаимодействие с ними

4) Фаза стабилизации.

Трудности на зрелой стадии брака

5) Фаза, в которой выросшие дети покидают дом

6,7) Последние стадии жизненного цикла

2.4. Семейная история

1) Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье

2) Совпадение жизненных событий

3) Повторение паттернов функционирования в следующих поколениях

4) Триангулирование как модель передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения

2.5. Функции симптоматического поведения в семейной системе

2.6. Цели системной семейной терапии, основанной на интегративной модели

Глава 3

СБОР ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ СЕМЬИ

3.1. Методы изучения семейной истории

3.2. Интервью по генограмме

3.3. Прослеживание последовательностей взаимодействия

3.4. Циркулярное интервью миланской школы. Акцент на различиях

3.5. Изучение структуры семьи. Системный семейный тест Геринга. Анкета “Семейные роли”

3.6. Оценочное интервью как диагностико-терапевтический эксперимент

1) Социальная стадия

2) Проблемная стадия

3) Стадия определения целей терапии и заключения терапевтического контракта

Глава 4

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

Семья А.

К проблеме поиска пациента в семье

Семья Б.

Скрытые пружины супружеского выбора

Семья В.

Кризисная терапия поступления ребенка в школу

Семья Г.

Ступор в учебе

Семья Д.

Домашнее воровство

Совместное использование интегративной модели и модели Оудсхоорна для структурирования информации и выдвижения гипотез на примере семьи Д.

Первый уровень.

Проблемы с внешним социальным окружением

Второй уровень.

Семейная система

Третий уровень.

Проблемы уровня сознания. Когнитивные и поведенческие проблемы

Четвертый уровень.

Эмоциональные конфликты с аспектами бессознательного

Пятый уровень.

Нарушения развития и личностные аномалии

Шестой уровень.

Биологические нарушения

Анализ проблем уровня семейной системы

Глава 5

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ

5.1. Цели обучающей программы

5.2. Процедурно-организационные аспекты

5.3. Основные виды обучения и этапы тренинговой программы

5.4. Примерная программа трехдневного тренинга

5.5. Особенности обучающей программы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1

ГЕНОГРАММА СЕМЬИ. ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Приложение 2

ВНЕШНИЙ ВИД СИСТЕМНОГО СЕМЕЙНОГО ТЕСТА ГЕРИНГА (FAST)

Приложение 3

ТИПЫ СТРУКТУР СУПРУЖЕСКОЙ И ДЕТСКОЙ ПОДСИСТЕМ, А ТАКЖЕ ВСЕЙ СЕМЬИ В ЦЕЛОМ [GERHING, 1993]

Приложение 4

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ СИСТЕМНОГО СЕМЕЙНОГО ТЕСТА ГЕРИНГА

Приложение 5

АНКЕТА “СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ”

Приложение 6

КАРТА СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ, ВЫДВИЖЕНИЯ ГИПОТЕЗ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕРАПИИ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В начале 1960-х годов семейная терапия выделилась в самостоятельную область психотерапевтической практики. Ее становление связано с развитием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Постепенно все большую популярность стал приобретать подход к семье как к единице психологического воздействия. В связи с этим идентифицированный пациент (т.е. тот, по поводу которого семья обратилась в консультацию) рассматривается не как медицинский больной, а скорее как элемент дисфункциональной семейной системы. Семейная терапия предполагает возможность терапевтической помощи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он заболел или получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе работы оказываются не интрапсихические проблемы членов семьи, а паттерны взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной семейной организации, которая обеспечит максимальный рост потенциальных возможностей каждого члена семьи.

Несмотря на сорокалетнюю историю, семейная терапия остается сравнительно молодой областью психотерапевтической практики и продолжает динамично развиваться. Это особенно актуально для нашей страны, в которой психологическая помощь семье находится в стадии становления. Кроме того, очевидно, что не весь опыт западных специалистов, помогающих семье, может быть без изменений перенесен на российскую почву. Российские семьи имеют свою национальную специфику. Все это делает методологические исследования в области системной семейной терапии в нашей стране особенно актуальными.

Одной из ключевых стадий в семейной терапии является стадия эссесмента (оценивания) семейной системы. Когда психотерапевт начинает работать с семьей, на него обрушивается море информации из прошлого и настоящего семьи, сказанного и недосказанного, вербальных и невербальных реакций членов семьи на терапевта и друг на друга. Кроме того, количество информации возрастает по экспоненте с добавлением на консультации каждого нового человека. Члены семьи пытаются привлечь терапевта на свою сторону, навязать ему свой взгляд на ситуацию в семье и ее проблемы.

Приходя на психотерапию, семья закономерно коммуницирует с терапевтом парадоксальным образом: ожидая изменений и одновременно желая чтобы все в семье оставалось по-прежнему. Одной из важных причин не­осознаваемого или малоосознаваемого утаивания информации пациентами является преимущество, которое они тем самым получают при общении с терапевтом, приобретая над ним контроль и предотвращая перемены, которых опасаются. Так же как индивидуальный клиент не знает, что он бессознательно “знает” о причинах своих трудностей, так и члены семьи не знают, что им “известна” та информация, которая необходима терапевту.

Чтобы упорядочить этот хаос, обеспечить себе возможность “профессионального выживания” и продуктивного взаимодействия с семьей, терапевт должен решить в начале терапии по крайней мере две задачи:

· во-первых, определить для себя, что ему важно знать о семье, т.е. какая информация является релевантной именно для семейной терапии,

· во-вторых, каким образом организовать процесс взаимодействия с семьей, чтобы эту информацию получать.

Собрав нужные ему сведения о семье, терапевт может выдвигать гипотезы о ее функционировании и разрабатывать на их основе стратегию терапевтической помощи.

Таким образом, эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Описываемая в этой книге интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики призвана сделать процесс оценки семейной системы более быстрым и является эвристичным средством выдвижения терапевтических гипотез. Ее цель — обеспечить терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии.

Предлагаемая модель была создана на основе анализа западных направлений семейной терапии и рефлексии психотерапевтической работы автора с семьями, проживающими в Москве и обратившимися за помощью в психологическую консультацию.

Интегративная модель строится на методологическом анализе современных ракурсов рассмотрения семейных систем, является “группо-центрированной” диагностикой и рассматривает прежде всего проблемы организации и функционирования семейной системы. В связи с этим меняется акцент анализа семейных проблем, и фокус внимания терапевта смещается с индивидуальных характеристик членов семьи на параметры семейной группы. Проблемы личности в данной модели рассматриваются в связи с дисфункциями семейной системы.

Глава 1 задает необходимый контекст и позволяет соотнести интегративную модель с другими теоретическими подходами.

Сама интегративная модель коротко представлена в параграфе 2.0. Параграфы 2.1 — 2.5 посвящены описанию отдельных параметров интегративной модели. В каждом из них структурируются и получают дальнейшее развитие идеи системно-ориентированной семейной терапии, уточняются основные понятия, выделяются диагностируемые категории, классифицируются типичные дисфункции и наиболее распространенные проблемы, приводятся способы интерпретации данных. В настоящей работе обосновывается экологический взгляд на проблемное поведение, выполняющее важные функции в семейной системе. Чтобы помочь семье избавиться от проблемы, важно понять, какие опасности для членов семьи несет потеря симптомов. Определению смысла и функций симптоматического поведения в семейной системе посвящен параграф 2.5.

Предлагаемая диагностическая модель может применяться в различных исследованиях семьи, однако ее разработка была нацелена прежде всего на решение терапевтических задач. Поэтому модель сфокусирована на определении того, что должно быть изменено в системе, чтобы проблемы членов семьи благополучно решались. В связи с этим на основе интегративной модели суммируются цели терапии (параграф 2.6).

В главе 3 исследуются средства получения информации, соответствующей основным параметрам модели. Подбираются и модифицируются диагностические методики и техники интервью, для того чтобы обеспечить терапевта, использующего интегративную диагностическую модель, необходимым инструментарием.

Глава 4 иллюстрирует особенности применения интегративной диагностической модели в психотерапевтической практике на примере ряда случаев из практики автора.

Широко известно, что научиться оказывать психологическую помощь семьям невозможно без специального обучения. Перед начинающим терапевтом предстает безбрежное море семейной феноменологии, частных объяснительных концепций, фрагментарных теорий и отдельных терапевтических техник. Интегративная модель позволяет эффективнее строить обучение специалистов, так как приводит многообразие семейной проблематики к общим методологическим основам и легко усваивается студентами. Глава 5 посвящена разработке обучающей тренинговой программы и содержит анализ принципов, этапов, особенностей и специально разработанных упражнений тренинга по освоению интегративной модели.

 

Глава 1



2015-11-27 517 Обсуждений (0)
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)