Практическая значимость работы
Содержание
Введение…………………………………………………………………3Глава I. Подходы зарубежных и отечественных психологов к проблемам семейных ценностей……………………….......................................................7 1.1. Модели семьи и особенности семейных ценностей ……………..7 1.2. Воспитательная функция и детско-родительские отношения как основная семейная ценность …………………………………………………...20 1.3. Семейные факторы, влияющие на эмоциональную сферу дошкольника…………………………………………………………………..41 Выводы к I главе ..……………………………………………………...48 Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье………………………………………….51 2.1. Организация и методы исследования ……………………………...51 2.2. Анализ результатов исследования………………………………….57 Выводы к II главе…..……………………………………………………....74 Заключение……………………………………………………………..77 Список литературы ……………………………………………………79 Приложение ……………………………………………………………83
Введение
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами и др. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Как показывают отечественные социологические исследования, родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы - 64,4%, матери - 82,2% (B.C. Собкин, Е.М. Марич, 2002). Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Современная ситуация в стране вызвала в нашем обществе такими проблемами как: —ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического); —социально-экономические проблемы - стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально - психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов; —личностные проблемы родителей - усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания и др. Возникшие проблемы привели к дисфункции детско-родительских взаимоотношений. Одним из последствий семейной дисфункции является увеличение количества тревожных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Мы считаем, что основная причина появления детской тревожности - родительская гиперопека. Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Повышенная тревожность старшего дошкольника может сыграть существенную роль в школьной дезадаптации. Задача педагогов-психологов - помочь семье осознать это, проводить основы психолого-педагогического просвещения родителей и др. Данная проблема рассматривалась в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Г. Крайг, В.Н. Мясищев, Ф. Райс - в сфере особенностей межличностного взаимоотношения детей, а в сфере изучения проблемы семейного воспитания таких как Г.М. Бреслав, В.И. Гарбузов, И.И. Захаров, М.И. Лисина, А. Спиваковская, Э. Фром, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и других. Они отмечают, что семейное воспитание играет особую роль в формировании личности ребенка. Отчужденность со стороны семьи и ближайшего окружения негативным образом сказывается на складывающемся у ребенка характере и в дальнейшем определяет всю его жизнь в обществе. Объект исследования:семья Предмет исследования:взаимосвязьсемейных ценностей и эмоциональных отношений в семье с ребенком 6-7 лет. Цель исследования:изучение взаимосвязи семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье с дошкольником. Гипотеза исследования:семейные ценности и удовлетворительные семейные отношения супругов отражаются на эмоциональных отношениях с детьми, а также соответственно отражаются в эмоциональной сфере ребенка. Задачи исследования: 1. Анализ психологической литературы по проблеме исследования. 2. Выявить, какие семейные ценности влияют на эмоциональные отношения в семье с дошкольником. 3. Исследовать взаимосвязь семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье. Поставленная цель, задачи и выдвинутая гипотеза обусловили выбор комплекса методов исследования: I.Общенаучные методы: теоретический анализ литературы по проблеме изучения семейных ценностей и эмоциональных отношений в семье с дошкольником. II. Диагностические методы: анкетирование, тестирование. III. Метод математической обработки данных с использованием t – критерия Стьюдента. Эмпирическая база исследования: ДОУ детский сад №27 г. Белорецка Республики Башкортостан. Испытуемыми являлись старшие дошкольники в возрасте 6-7 лет, в количестве 22 человек. Теоретическая значимость работы. В ходе исследования получены и обоснованы данные о теоретических аспектах взаимоотношений в семье об их эмоциональных факторах, а также изучены семейные ценности и их взаимосвязь с уровнем удовлетворенности брака. Определены психологические условия, способствующие возникновению отрицательных эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком дошкольного возраста. Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в работе психологической службы детского сада, а также при организации воспитательного процесса, педагогами дошкольного образования, социальными педагогами. Кроме того, полученные данные будут представлять определенный интерес для родителей, психологов, воспитателей, студентов в курсе возрастной и семейной психологии, психотерапевтов и психоневрологов. Структура работы. Работа состоит из: введения, двух глав и выводов после каждой главы, заключения, списка литературы из 61 источника. Общий объем работы – 83 страницы, приложение - 31 страница. … …. … …
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |