АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «С»
СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА В РАЗДЕЛАХ
(указаны номера рифмовок для отработки соответствующих звуков) Продолжение схемы
Синицына И. Ю. Буду чисто говорить. Логопедическое пособие в стихах. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Книга содержит более тысячи коротких и веселых стихотворений, специально написанных для того, чтобы дети могли отработать практически все «логопедически трудные» звуки. Эти стихи очень легко запоминаются, а их игровой характер помогает поддерживать интерес ребенка к логопедическим занятиям. Дети без логопедических проблем могут использовать их как чистоговорки, скороговорки и считалки. Для детей, совсем недавно научившихся читать, они могут стать первым опытом самостоятельного чтения. Педагоги, занимающиеся с детьми развитием речи, найдут в предлагаемом пособии богатый материал для развития фонематического слуха своих маленьких учащихся. Книга адресована логопедам, воспитателям детских садов, учителям младших классов, а также родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. СОДЕРЖАНИЕ 1000 ШУТОК НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ (логопедическое предисловие)....................... 5 ОТ АВТОРА.................................................................................................................................. 8 Раздел 1. ГРУППА СВИСТЯЩИХ........................................................................................ 11 Раздел 2. ГРУППА ШИПЯЩИХ............................................................................................ 69 Раздел 3. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ, МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ, РАЗДЕЛ 4. ЗВУКИ «Т», «Д», ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ................................ 174 РАЗДЕЛ 5. СОНОРЫ И ЙОТОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ..................................................... 205 1000 ШУТОК НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ Как известно, работа логопеда с детьми, испытывающими трудности в произношении тех или иных звуков, включает в себя несколько этапов. Первый этап, этап постановки звука и его автоматизации в отдельных слогах и словах, достаточно подробно описан в любой специальной литературе и, наверное, не требует дополнительного освещения в изданиях наших дней. Следующему этапу, этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, также посвящено несколько авторитетных изданий, в которых приводится множество замечательных стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы даже у опытного логопеда могут возникнуть затруднения. Зачастую эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми. Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10-12, а то и 16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти рифмованные строки изобилуют нужными логопеду звуками. Но ещё сложнее дело обстоит, если необходимо отработать в стихах произношение таких звуков, как «Д»—«ДЬ», «Г»—«ГЬ», «X»—«ХЬ» и т. п. Здесь мы напрямую сталкиваемся с дефицитом стихотворного материала в логопедических пособиях. Однако ещё более остро дефицит речевого материала ощущается, когда речь идёт о дифференциации трудно различаемых детьми звуков. Если материалов на одни традиционные дифференцировки («С»—«Ш», «З»—«Ж», «Л»—«Р» и т. д.) в литературе достаточно, то на другие, более тонкие дифференциации («ГЬ»—«ДЬ», «КЬ»—«ТЬ», «Ч»—«ТЬ» и т. п.), его или очень мало, или же нет совсем. Но и в этом, и в другом случае очевидно, насколько удобно и полезно было бы логопеду иметь под руками подборку стихов, специально написанных для облегчения этой сложной дифференцировочной работы. Именно такое пособие и предлагается настоящим изданием. Это пособие уникально сразу в нескольких направлениях. Во-первых, все включенные в него рифмовки, их около 1200, специально созданы в первую очередь как речевой материал для работы по автоматизации и дифференциации различных групп звуков, а следовательно, эти звуки встречаются в них намного чаще, чем в других детских стихах, в том числе тех, которые обычно приводятся в логопедических пособиях. Во-вторых, благодаря своему живому игровому характеру и небольшому объёму эти рифмовки легко запоминаются и способствуют поддержанию интереса ребёнка к логопедическим занятиям. В-третьих, в них отрабатываются практически все группы звуков, для автоматизации которых трудно, а то и невозможно найти материал в специальной литературе. В-четвёртых, очень широко и полно представлены пары для дифференциации звуков, близких по способу образования и звучания. Среди этих дифференцируемых пар кроме традиционных присутствуют и нетрадиционные. Как известно, трудность различения звуков находится в прямой зависимости от типа искажения данных звуков. Так при губно-зубном произношении свистящих и шипящих звуки «С» и «Ш» слышатся как звук «Ф», а следовательно, необходим материал для дифференциации таких пар звуков, как «С» — «Ф», «СЬ» — «ФЬ», «Ш» — «Ф», «Ж» — «Ф». При так называемом «тетизме», когда вместо свистящих и шипящих произносятся соответственно звуки «Т» и «Д», необходим материал на дифференциацию пар «С» — «Т», «З» — «Д», «Ш» — «Т», «Ж» — «Д», «СЬ» — «ТЬ», «ЗЬ» — «ДЬ», «Щ» — «ТЬ», «Ч» — «ТЬ». Большую сложность в работе над дифференциацией звуков представляет группа детей-логопатов с дефектом бокового произношения, который может охватить почти все группы согласных звуков и звук «Й». У таких детей при боковом произношении одинаково звучат: «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ш», «Ж», «Щ», «X», «ХЬ»; «Ц», «Ч», «ТЬ», «ДЬ», «КЬ», «ГЬ»; «РЬ», «ЛЬ», «Й», что также даёт сразу несколько пар звуков для дифференциации. В пособии стихотворный материал для дифференциации звуков распределён по принципу усложнения: сначала даются «облегчённые» рифмовки, затем — более насыщенные. Важно отметить, что все эти рифмовки составлены человеком, чья профессиональная деятельность (детский психолог-педагог) — это постоянный, непосредственный, творческий контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому они проникнуты пониманием детского мировоззрения и любовью к детям. Бесспорно, использование данного пособия в логопедической работе поможет нашим маленьким гражданам успешно справиться с трудностями, связанными с дефектами произношения, снять негативизм, который часто становится барьером при общении с окружающими, расширит кругозор, пополнит словарный запас, а также вызовет положительную эмоциональную реакцию детей, органично вписывая логопедическую работу в живую, творческую атмосферу детской игры. Трифонова Татьяна Михайловна, логопед ОТ АВТОРА Дорогие родители! Уважаемые педагоги! Мы с вами хорошо знаем, как радостно заниматься с ребенком, если, у него блестят глаза и он всей душой тянется к предлагаемому нами делу. И, конечно, каждый из нас много раз сталкивался с проблемой детского «не хочу» и огорчался, чувствуя явное или скрытое сопротивление ребенка тому, чему мы его собираемся научить. Как часто мы видим, насколько трудно донести до маленького человека то, к чему не лежит его душа! Что мы делаем в таких случаях? Иногда начинаем настаивать на своем: «Это надо! Хочешь, не хочешь — изволь выполнять!» Казалось бы правильная позиция — ребенку действительно вредно делать только то, что ему хочется. Но почему-то после таких занятий в душе остается какой-то тяжелый осадок, а ребенок все больше и больше укрепляется в чувстве, что учение — это нечто изнуряющее, скучное, безрадостное... Какой уж там блеск в глазах! Насилие и радость редко уживаются вместе. А возможно, мы и не пытаемся научить ребенка ничему такому, что не вызывает у него интереса. Мы отступаем сразу — ведь ребенок «не хочет»... И опытный педагог, и чуткий родитель прекрасно понимают, что первая и едва ли не главная задача — сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось, очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к тем интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных для него дел. И тут начинается поиск. Ребенок любит зверюшек? Давайте устроим звериную школу — причем не формальную, а настоящую — такую, в которой у каждого ученика будет свой характер и даже, возможно, свой голос! В такую игру можно вплести любое наше задание. А может, он любит самолеты? Поиграем в пилотов, которые выполняют заданные рейсы и сталкиваются с трудностями (конечно, при этом мы продумаем все подробности — договоримся, что будет символизировать самолет, как будет отмечаться путь от пункта к пункту, какими будут условия получения топлива и так далее). Ребенок любит машины? Давайте их «чинить», устранять неполадки... Мы назовем наше задание по-другому — и оно обретет новый смысл. Мы прислушаемся к ребенку — и он сам поведает нам, как его нужно обучать. И наш учительский монолог превратится в прекрасный диалог двух (или более) личностей. Но сначала давайте согласимся выслушать того, кого мы хотим обучать. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявить творчество. Когда моя пяти-, а затем шестилетняя дочка, которой долго не давались шипящие и свистящие, начала заниматься с логопедом, мы быстро обнаружили, что «техническая» сторона процесса, предполагающая многократное домашнее проговаривание различных слов — занятие, увы, не слишком увлекательное и для нашей кипучей натуры малоподходящее. «Сок... сок... сок... Сом... сом... сом... Сон... сон... сон...». А в жизни столько интересного! Вот мы и начали фантазировать. Слово «сок» заболело! Лежит, не двигается... Заболело оно в звуке «с» — так сказал доктор. Будем лечить. Даем невидимую таблетку. Ну-ка проверим... Нет, пока не полегчало. Еще таблетку... О, ему уже лучше! Теперь еще... Щеки порозовели! Еще... Пальчиком двинуло! Еще... Рукой пошевелило... И так далее, пока на ноги не встанет! Но нужны не только слова, нужны фразы. Фантазируем дальше. Словам очень грустно и одиноко. Как бы им подружиться? Как их связать вместе? Давай придумаем... Вот и появились первые фразы — они не могут быть неинтересными, их придумал сам ребенок! «Сом любит пить сок, потом он идет спать и видит сон!» Вот слова и подружились! Как же они обрадовались — прямо впляс пустились! И песенка подходящая нашлась: Я — большой усатый сом, Пью я соки перед сном. Жаль, что соли в речке нет — Суп без соли ем в обед! Игра понравилась. И дочери, и мне. Нашему замечательному логопеду Татьяне Михайловне Трифоновой она понравилась тоже. Стишков накопилось много. Мы радовались все вместе. Начались разговоры о других детях, о других звуках. Наверное, так и появилась идея создания логопедического пособия. Конечно, хотелось отразить в нем разные интересы детей — чтобы каждому было из чего выбрать. И теперь нам очень хочется пригласить к творчеству и вас. Наверное, не стоит просто заучивать эти стишки все подряд. Может, лучше сначала выделить те, которые показались более интересными. Пусть выберет сначала сам ребенок, а потом, к примеру, любимая игрушка. Сначала одна, потом другая — может быть, им понравится что-то иное. Дети очень любят выбирать! А может, мы будем «приземляться» наугад и читать тот стишок, куда прилетели. А может, мы раскрасим картинку (как это красиво!) и найдем, с каким стишком она дружит?.. Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное — настроиться на Диалог и на Творчество! Раздел 1.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «С» СА Вот досада так досада:
Кот-красавец два часа Любовался: «Чудеса! Самый, самый я усатый, Самый, самый полосатый! И любая полоса Мне милей, чем колбаса!» Свисают паруса: До рейса — три часа!..
От гиены полосатой Нас спасал гусак носатый. Описал писатель, Как нас спасал спасатель! Сахар, каша из овса, Сало, сайки, колбаса — Всё само собой явилось! Вот так скатерть! Чудеса! Саня с собакой по саду гулял, Топал по лужам и саблей махал. Словно салют вылетал из-под ног...
В луже остался Санин сапог! И с Анечкой, и с Аллочкой Играла Саша в салочки! А с Асей и с Сусанночкой Катался я на саночках! СО — Ну и сон! — сказал косой. — Я поссорился с лисой! Скрыться где? Кругом песок! Я — по сопкам и в лесок! Сквозь высокую осоку Видно сойке, как высоко Сорок соколов летят, С сосен совушки следят! Спрячет сойка свой носок, Смолкнет сойкин голосок...
У Сомовой Сони разлился квасок — На Сонин носок и на мой поясок... Подсохнет на солнышке Сонин носок, Подсохнет на солнце и мой поясок!
Ты — Сысой, И я — Сысой! Ты — в кроссовках, Я —босой! СУ
С утра сухарики и сушки Сурки сушили и несушки. Суслик был судья суровый: В суд лису он вызвал снова! Что носят в сумках судаки? Сукно себе на сюртуки! Рисую сугробы, косулю в лесу, Косуле в посуде я рису несу. СЫ У гусыни, у гусыни Сыновья всегда босые! Сыновья её босы, А в поле сыро от росы! У сычихи — бусы, клипсы, У сыча — часы и чипсы, А сычонок, их сынок, Ест с изюмчиком сырок! СА, СО, СУ, СЫ, С
Я — большой усатый сом. Пью я соки перед сном. Жаль, что соли в речке нет Супбез соли ем в обед! Соня спит и видит сон: Сук с огромным сундуком! Кто залез на этот сук И повесил там сундук? У меня — красавица коса. Как-то в ней запуталась оса. Были бы не косы, а усы — В них бы не запуталось осы!
— Как блестит в траве роса! — Молвит рыжая лиса. — Вот бы бусы для лисы Сделали из той росы! Положите на весы Двести граммов колбасы, Сыра тоже граммов двести, И сосисок вкусных взвесьте!
Сокол и сова в лесу Ели сыр и колбасу, Со сметаной и соусы, С уксусом анчоусы! Смело сын на санки сел, Смело с горки полетел! С куклами Соня играла в песок. — Кусать! — услышали мы голосок. Села собачка, не в силах понять: «Кусать?» А может быть, надо «кусать?» Рис в кастрюлю, Соня, сыпь! Осторожно, не просыпь!
Саня вырос — нос подрос! Пылесосить Саша стал — Пылесос носок всосал! — Сам достану я носок! Стойте! Это ж поясок! Длинным пояс получился — Весь носок мой распустился! Весь наш класс любит квас! Квас и сок в чести у нас!
А у Сани — компас новый! Наш весёлый класс в тот лес Вёз автобус «Мерседес»! — Что там, в посылке? — Странный вопрос! Компас, посуда, Поднос и насос! Дописать сумел Борис Букву «и» — и вот сюрприз! Превратился «рис» в «ирис» Срочно фокуснику приз! Кактус на нас Посмотрел сверху вниз: — Стоит ли стройным быть Как кипарис?
СТ, СН, СК, СВ и др.
Есть у нас овечек стадо — Выпасать в степи их надо! Стая соек скок-поскок! Со скамейки на песок! Сколько снегу намело! Стало всё светлым-светло! Сосны снежные стоят, Словно в сказке лес и сад! На стадион студент Степан стремится! Свой баскетбол он пропустить боится! В столовой — стулья и столы, А на столах стоят стаканы... Студенты студень есть должны, Бифштексы есть студенты станут!..
Нас ступеньки на скалу ведут! Сказочной принцессы замок тут! Сотня сосен — сто стволов, Светлых сказочных столбов! И стоит на тех стволах Царство света в облаках! Про лису со скалочкой Слушай сказку, Славочка!
По степи стрелой несутся скакуны! Сколько света, сколько солнца и весны!
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ Пёсик есть у Костика — Он совсем без хвостика! Ах, простите, хвостик есть! Он успел на хвостик сесть! — Что, лисичка, загрустила? — У лисички я спросила. — Я б гусятник навестила,
У гусяток погостила... Днём осенним, в воскресенье Сеня носит сено в сени. Что ты носишь сено, Сеня? Не для сена воскресенье! Лось спросил своих лосят, Гусь спросил своих гусят, Рысь спросила у рысят: — Где тут персики висят? Наш Серёжа был весёлым, Веселил он весь посёлок!
Пёсик прыгал и крутился, И за хвостиком носился! Восемь раз весёлый пёсик Укусил себя за хвостик!
Посиди с соседкой! Мы сегодня вместе Все припомним песни! У Люсеньки с Марусенькой Серёжки есть и бусики, А Васенька с Тарасиком Поймали семь карасиков! Подарил Максим сестрёнке Стёклышки и шестерёнки, Серенькие тросики, От часиков колесики!
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (857)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |