Фрагмент из знаменитой «Энциклопедии» написанной Дидро, Даламбером, Руссо, Вольтером и др
Все законы общества и все наши общие и личные обязанности по отношению к другим людям проистекают как из своего источника из принципа общительности. Основы всей человеческой мудрости, источники всех истинно природных добродетелей и всеобщие принципы всей морали всего гражданского общества таковы: Общее благо должно быть высшим правилом нашего поведения и мы никогда не должны искать нашей личной выгоды в ущерб общественной пользе. Именно этого требует от нас установленное богом единство людей. 2. Дух общительности должен быть всеобщим. Человеческое общество включает всех людей, с которыми можно общаться, поскольку оно зиждется на присущих всем природных и сословных отношениях (см.: "Человечество") В этом был как будто убежден немецкий князь, герцог Вюртембергский, когда один из подданых благодарил его за покровительство против преследований. "Сын мой, - сказал ему князь, - я это должен был бы сделать даже для турка, как же я могу пренебречь этим по отношению к моему подданному?". 3. Единство природы в людях является принципом, который мы никогда не должны терять из виду. В обществе этот принцип установлен философией и религией. Некоторое неравенство, создаваемое разным положением людей, введено в обществе лишь с целью лучше довести их всех, сообразно с их нынешним положением, до общей цели, а именно быть счастливыми, насколько это возможно в бренной жизни. Философскому взгляду это различие кажется весьма малым, к тому же оно кратковременно. От жизни до смерти всего лишь один шаг, и смерть уравнивает самого высокого и блистательного человека с самым униженным и безвестным. Так неравенство обнаруживается в разных званиях не больше, чем в разных персонажах одной комедии. Конец пьесы возвращает комедиантов в их общее состояние, и никто из них не считает и не может считать, что за короткий срок своей роли он действительно был выше или ниже других. В знатных людях нет ничего более великого, чем эта память об их природном равенстве с другими людьми. В связи с этим один случай из жизни шведского короля Карла XII может внушить более возвышенное представление о его чувствах, чем самый блестящий из его походов. Слугу французского посла, ожидавшего министра шведского двора, человек, неизвестный ему и одетый как простой солдат, спросил, кого он ждет. Тот не очень позаботился удовлетворить любопытство незнакомца. Минуту спустя придворные обратились к этому просто одетому человеку со словами "ваше величество"; действительно, это был король. В отчаянье и считая себя погибшим, слуга бросается к его ногам и просит прощения за свое неуважение, состоявшее, как он выразился, в том, что он принял его величество "за человека". Король добросердечно ответил ему: "Вы вовсе не ошиблись, никто не похож больше на человека, чем король". На основе этого принципа и общего равенства люди должны сообразовывать с ним свое поведение с целью оказания друг другу взаимопомощи, на которую они способны. В соответствии с имеющимися у одних потребностями, а у других возможностями для их удовлетворения наиболее сильные, богатые и полномочные люди должны быть готовы использовать свою силу, богатство и власть на пользу тех людей, которые лишены этого. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера [текст] / под ред. В.М. Богуславского. – М.: Наука, 1994. С. 367-368 Упражнения для закрепления учебного материала 1. Таблица 1. Распределите различные элементы познания согласно методологическим концепциям:
2. Определите отношение к понятию «природа» в следующие культурно-исторические эпохи: Античность, Средние века, Ренессанс, Новое время, эпоха Просвещения Таблица 2. Выделив важнейшие новации в философии Нового времени, установите соответствие.
Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест Кому принадлежит афоризм “знание – сила”? А) Декарту; В) Галилею; С) Бэкону; D) Демокриту; Е) Платону. Основатель механицизма в философии Нового времени - А) Вольтер; В) Галилей; С) Дидро; D) Руссо; Е) Локк. 3. Главная задача "великого восстановления наук" Бэкона: А) эксперимент; В) классификация; С) утилитаризм; D) наблюдение; Е) возрождение. 4. "Общей матерью всех наук" в философии Бэкона является: А) метафизика; В) математика; С) первая философия; D) физика; Е) магия. 5. Важнейшее положение картезианской методологии и гносеологии – понятие: А) энумерации; В) элемента; С) интуиции; D) дедукции; Е) индукции. 6. Автором идеи математики как чувственной науки (на основе "минимальных ощущений") является: А) Бэкон; В) Декарт; С) Ньютон; D) Локк; Е) Беркли.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |