Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фрагмент из знаменитой «Энциклопедии» написанной Дидро, Даламбером, Руссо, Вольтером и др



2015-11-27 625 Обсуждений (0)
Фрагмент из знаменитой «Энциклопедии» написанной Дидро, Даламбером, Руссо, Вольтером и др 0.00 из 5.00 0 оценок




Все законы общества и все наши общие и личные обязанности по отношению к другим людям проистекают как из своего источника из принципа общительности. Основы всей человеческой мудрости, источники всех истинно природных добродетелей и всеобщие принципы всей морали всего гражданского общества таковы:

Общее благо должно быть высшим правилом нашего поведения и мы никогда не должны искать нашей личной выгоды в ущерб общественной пользе. Именно этого требует от нас установленное богом единство людей.

2. Дух общительности должен быть всеобщим. Человеческое общество включает всех людей, с которыми можно общаться, поскольку оно зиждется на присущих всем природных и сословных отношениях (см.: "Человечество") В этом был как будто убежден немецкий князь, герцог Вюртембергский, когда один из подданых благодарил его за покровительство против преследований. "Сын мой, - сказал ему князь, - я это должен был бы сделать даже для турка, как же я могу пренебречь этим по отношению к моему подданному?".

3. Единство природы в людях является принципом, который мы никогда не должны терять из виду. В обществе этот принцип установлен философией и религией. Некоторое неравенство, создаваемое разным положением людей, введено в обществе лишь с целью лучше довести их всех, сообразно с их нынешним положением, до общей цели, а именно быть счастливыми, насколько это возможно в бренной жизни. Философскому взгляду это различие кажется весьма малым, к тому же оно кратковременно. От жизни до смерти всего лишь один шаг, и смерть уравнивает самого высокого и блистательного человека с самым униженным и безвестным. Так неравенство обнаруживается в разных званиях не больше, чем в разных персонажах одной комедии. Конец пьесы возвращает комедиантов в их общее состояние, и никто из них не считает и не может считать, что за короткий срок своей роли он действительно был выше или ниже других. В знатных людях нет ничего более великого, чем эта память об их природном равенстве с другими людьми. В связи с этим один случай из жизни шведского короля Карла XII может внушить более возвышенное представление о его чувствах, чем самый блестящий из его походов. Слугу французского посла, ожидавшего министра шведского двора, человек, неизвестный ему и одетый как простой солдат, спросил, кого он ждет. Тот не очень позаботился удовлетворить любопытство незнакомца. Минуту спустя придворные обратились к этому просто одетому человеку со словами "ваше величество"; действительно, это был король. В отчаянье и считая себя погибшим, слуга бросается к его ногам и просит прощения за свое неуважение, состоявшее, как он выразился, в том, что он принял его величество "за человека". Король добросердечно ответил ему: "Вы вовсе не ошиблись, никто не похож больше на человека, чем король". На основе этого принципа и общего равенства люди должны сообразовывать с ним свое поведение с целью оказания друг другу взаимопомощи, на которую они способны. В соответствии с имеющимися у одних потребностями, а у других возможностями для их удовлетворения наиболее сильные, богатые и полномочные люди должны быть готовы использовать свою силу, богатство и власть на пользу тех людей, которые лишены этого.

Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера [текст] / под ред. В.М. Богуславского. – М.: Наука, 1994. С. 367-368

Упражнения для закрепления учебного материала

1. Таблица 1. Распределите различные элементы познания согласно методологическим концепциям:

Элементы познания Концепции
сенсуализм эмпиризм рационализм
Опыт, чувства, индукция, рассудок, ощущения, разум, восприятие      

2. Определите отношение к понятию «природа» в следующие культурно-исторические эпохи:

Античность, Средние века, Ренессанс, Новое время, эпоха Просвещения

Таблица 2. Выделив важнейшие новации в философии Нового времени, установите соответствие.

Новации Фамилии философов
Развитие и философское обоснование экспериментального метода в науке Р. Декарт, И. Ньютон, Дж. Локк, Ф. Бэкон
Разработка новой научной методологии Р. Декарт, И. Ньютон
Формирование основ механистической картины мира Т. Гоббс
Зарождение и развитие реализма и сенсуализма Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза
Зарождение учения о «договорном происхождении государства» Ф. Бэкон, И. Ньютон

Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест

Кому принадлежит афоризм “знание – сила”?

А) Декарту;

В) Галилею;

С) Бэкону;

D) Демокриту;

Е) Платону.

Основатель механицизма в философии Нового времени -

А) Вольтер;

В) Галилей;

С) Дидро;

D) Руссо;

Е) Локк.

3. Главная задача "великого восстановления наук" Бэкона:

А) эксперимент;

В) классификация;

С) утилитаризм;

D) наблюдение;

Е) возрождение.

4. "Общей матерью всех наук" в философии Бэкона является:

А) метафизика;

В) математика;

С) первая философия;

D) физика;

Е) магия.

5. Важнейшее положение картезианской методологии и гносеологии – понятие:

А) энумерации;

В) элемента;

С) интуиции;

D) дедукции;

Е) индукции.

6. Автором идеи математики как чувственной науки (на основе "минимальных ощущений") является:

А) Бэкон;

В) Декарт;

С) Ньютон;

D) Локк;

Е) Беркли.



2015-11-27 625 Обсуждений (0)
Фрагмент из знаменитой «Энциклопедии» написанной Дидро, Даламбером, Руссо, Вольтером и др 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фрагмент из знаменитой «Энциклопедии» написанной Дидро, Даламбером, Руссо, Вольтером и др

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)