Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропоцентризм эпохи Возрождения



2015-11-27 880 Обсуждений (0)
Антропоцентризм эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Антропоцентризм означает, что на первое место в философии Возрождения выдвигается человек, а уже во вторую очередь говорится о боге. Поэзия Пет­рарки - это восторженные гимны земной любви. Д. Боккаччо прославлял пол­нокровную жизнь горожанина нового типа. Н. Макиавелли возвышал роль по­литической реальности, человеческой активности вообще.

Мыслитель-гуманист ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА в своих трудах высоко оце­нивал человека. Человек ставится в центр мира. На Земле нет ничего более ве­ликого, чем человек, а в человеке нет ничего более великого, чем его разум. Бог создал человека, но создал его как ценителя божественных деяний. Человек должен быть свободным, и быть тем, чем хочет: может опуститься до животно­го состояния, а может подняться до ангельского совершенства. Человек - тво­рец собственной жизни и судьбы.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и чело­веческое тело, становится главным видов искусства.

5.Философия Нового времени

17 век открывает следующий этап в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Важнейшим фактором, порождающим изменения в экономике и социальных отношениях, стало естествознание. Раз­витие науки вызвало к жизни новую ориентацию философии, теперь она опира­ется на естествознание и, прежде всего, на механику, математику.

В 17 веке особенно быстро развивается экспериментально-математическое естествознание, а в философии на первый план выходят проблемы теории по­знания (гносеология) .

В теории познания выделились два противоположных направления: эмпи­ризм и рационализм.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. БЭКОН. В своих исследованиях он опирался на опыт (эксперимент) и обратил внимание на ис­ключительную значимость наблюдения и опытов для установления истины. Ученый и философ должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблю­дения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. До этого пользовались преимущественно дедуктивным мето­дом, суть которого состоит в том, что мысль движется от общих положений к частным выводам.

Призыв Бэкона обратиться к эксперименту (эмпиризму) стал лозунгом для ученых того времени.

Однако следует отметить, что Бэкон слишком абсолютизировал эмпириче­ские методы исследования, недооценивая при этом роль разума, т.е. рациональ­ного начала в сознании. Эта проблема составила предмет исследований Р. ДЕ­КАРТА, представителя рационализма. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предпола­гающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые и определяют результаты познания.

ДЖ. ЛОКК, английский философ, был противником рационализма и отвергал точку зрения о врожденных идеях. Локк полагал, что все наши знания мы берем из опыта через ощущения, т.е. через данные наших органов чувств. «В разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через органы чувств». Критикуя воззрения Декарта, Локк остается приверженцем эмпиризма.

Представитель классической немецкой философии И. КАНТ частично пре­одолевает односторонность эмпиризма и рационализма.

Знание по Канту есть синтез чувственного и рассудочного. Чувственное знание, состоящее в многообразии ощущений, - это первый этап познания че­ловеком окружающего мира. На втором этапе рассудок упорядочивает ощуще­ния и подводит многообразие чувственного материала под единство понятия. Человек мыслит при помощи понятий.

Деятельностью рассудка руководит разум, который ставит перед рассудком все новые цели, пытаясь достигнуть абсолютного знания. Но абсолютное зна­ние получить невозможно, поскольку, считает Кант, есть высшие сущности, предельно общие задачи, которые рассудок решить бессилен. Такие высшие сущности, недоступные для познания, Кант называет «вещами в себе».

 

ТЕМА 3. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Особенности формирования русской философии.

2. Идейные истоки и основные черты философии славянофилов и западников.

3. Философия всеединства В. Соловьева.

4. Философские искания Н. Бердяева.

 

1. Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека, общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к 10 - 11 вв., когда на территории нашей страны сложились развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительно вы­сокого уровня. Но в самостоятельную науку русская философия превратилась лишь в начале 17 века, когда философия обособилась от религии.

Семнадцатым веком завершается русское средневековье. На место Москов­ской царской Руси приходит Петербургская императорская Россия. Идеал пра­вославной "святой Руси" заменяется идеалом светского государства.

С основанием в 1775 г. Московского университета возникает традиция рус­ской университетской философии, основоположниками которой стали М.В. Ломоносов и А.Н Радищев.

М.В. ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) стал первым русским мыслителем миро­вого значения. Его философия относится к естественнонаучному материализму. Наиболее интересными идеями Ломоносова являются следующие: признание материального единства мира, законов его развития; единство материи и дви­жения. Он создал основы "Корпускулярной философии", согласно которой ма­терия состоит из атомов, молекул (корпускул), чьё сочетание создает разнооб­разие тел. Отношение ученого и религии сложное. Он критикует церковь за не­вежество попов, но признает существование бога.

Во второй половине 18 века самодержавный строй достигает в России сво­его расцвета: идет процесс образования Российской колониальной империи, развивается светская культура и образование. Влияние Запада создает почву для антикрепостнической идеологии в России, возникает дворянско­либеральная оппозиция. Одним из ее представителей является А.Н. РАДИЩЕВ (1749 - 1802). Он первым в стране поставил вопрос об уничтожении крепостно­го права, выдвинул идею народной революции и республиканской формы прав­ления. Его социально-философские взгляды эволюционировали под влиянием американской и французской революций и следовавших за ними событий. К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах фран­цузской революции. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота "вольности" и "рабства", видя в диктатуре Робеспь­ера пример вырождения свободы в самовластье.

Рассуждая о проблемах бытия Радищев признает, что бог есть безличная причина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества.

 

2. У истоков оригинальной русской философии 19 века стоит П.Я. ЧААДА­ЕВ (1794 - 1856). Согласно его концепции физический мир построен из атомов и молекул, т.е. материальных элементов, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве и во времени, которые трактовались Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения.

П.Я. Чаадаев создал первую философию русской истории. Здесь его взгля­ды не оставались неизменными, а определенным образом эволюционировали. В начальный период высказывалась идея о тотальном единстве рода человеческо­го, всех наций и индивидов. Отсюда мысль о необходимости единения России с другими народами. Однако, если западное общество эволюционирует от юно­сти к зрелости, в России происходят лишь негативные изменения, возрастает рабство, основанное на крепостничестве.

Со временем взгляды Чаадаева меняются, и он приходит к мысли, что наше отставание от Запада мнимое. У России свой путь, следуя по которому можно пойти дальше Запада. Духовным источником исторического прогресса является Православие во всей совокупности своих сторон: как вера и как церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Западное христиан­ство исчерпало опыт социального развития, потенциал остался только у Право­славия.

Идеи Чаадаева находят свое дальнейшее развитие в идеологии славянофи­лов. Славянофильство оставило заметный след в духовной истории страны. Наиболее известными представителями этого течения были И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы, сравнивая про­блемы России и Запада, последовательно проводили идею особого историче­ского пути России. Утверждали, что русская культура не должна подводиться под другие (западные) модели. Она обладает собственными ценностями и соб­ственными перспективами. Православие трактуется ими как фундамент миро­воззрения, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей че­ловека в едином "цельном знании". Католицизм и протестантизм исказили дух первоначального христианства, и только православие сохранило вечную истину раннего христианства - идею единства и свободы.

На основе православной веры славянофилы выдвигают идею соборности. Соборность - это свободное объединение людей в деле отыскания ими правды и совместного пути к спасению. Это единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной справедливости, единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу.

Славянофилы считали монархию идеальной формой правления, а крестьян­ская община выступала в их схеме как идеальный "нравственный мир", внутри которого гармонично сочетаются личностное и коллективное начала. Разруше­ние общины означало для них нарушение основных начал русской культуры.

В борьбе со славянофилами складывается русская философия, тяготеющая к западничеству. Представители этой линии ориентируются на западноевро­пейскую цивилизацию. Критика религии, акцентирование личностного начала позволяют видеть истоки этой философии в концепции Чаадаева, который на­зывал человека "двигателем Вселенной", говорил о грядущей победе социализ­ма, хотя и весьма скептически: "социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники".

Наиболее известными представителями западничества являются Т.И. Гра­новский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.

"Западники" приняли философию Гегеля как последнее слово науки, опира­лись на достижения европейского естествознания, они верили в европейское будущее России. Герцен развивает теорию "русского социализма", полагая, что феодально-крепостническая Россия придет к социализму, минуя капитализм. В основе этого убеждения лежали представления о крестьянской общине, которая якобы несет в себе начала социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда, мирского управления. По мнению Герцена, Запад и Россия, в конце концов, придут к единой цели, хо­тя несколько разными путями.

Социализм представлялся "западникам" как результат крестьянской рево­люции, и Чернышевский зовет крестьянство "к топору", чтобы осуществить со­циалистический лозунг: "максимальное благо для максимального числа людей".

В последней трети 19 века черты западничества проявляются в идеологии народничества. На первый план вышел идеал "некапиталистического пути". В социальных построениях народников содержались интересные выводы относи­тельно роли выдающейся личности в истории. Главной революционной силой народники, как и "западники", считали крестьянство, идеализировали крестьян­скую общину и соответственно строили свою революционную пропаганду.

Продолжателями славянофильской философии в последней трети 19 века выступили почвенники. В философских построениях представителей почвенни­чества (А.А. Григорьев, братья М.М. и Ф.М. Достоевские, Н.Н. Страхов) глав­ной была идея о "национальной почве", как основе социального и духовного развития России. Для почвенников, как и славянофилов, характерна религиоз­ная ориентированность философского осмысления судеб русской истории.

В своих суждениях почвенники более радикальны по сравнению со славя­нофилами. Так критикуя европейское христианство, они заявляют: "На Западе уже нет христианства. Римское католичество провозгласило не Христа, а Анти­христа. Москва должна стать третьим Римом! Народ русский на всей земле единственный народ - богоносец, призванный обновить и спасти мир именем нового бога".

 

3.В. СОЛОВЬЕВ (1853 – 190 ) - представитель объективно - религиозного идеализма. Увлекаясь естественными науками, материализмом и атеизмом, Со­ловьев приходит к выводу, что наука не может быть последней целью жизни. Высшая истинная цель другая - нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств. Отсюда попытки связать религию и науку, включив в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания.

Центральная идея его философии - "идея всеединства". Мир в своем разви­тии проходит через три этапа: первый - эволюция природы до человека, второй - история, т.е. деятельность человека и, наконец, третий этап, когда человече­ство воссоединяется со своим творцом и осуществляется идея всеединства. Возникает богочеловечество под руководством вселенской церкви. Для этого необходимо объединить в единое целое все христианские конфессии, приоб­щать всех людей к учению Христа. К концу жизни Соловьев понял, что царство божие на Земле - это недостижимый идеал, несовместимый с государством, по­скольку святой государственности не бывает.

4.Н. БЕРДЯЕВ (1874 - 1948) в начале своего творчества примыкал к "ле­гальному марксизму", а позже, став активным противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества. В 1922 году был арестован и впоследствии выслан в Европу за "расхождение с советской идеологией". В Па­риже он основал русский религиозно-философский журнал "Путь".

Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизи­ки, гносеологии, антропологии, социальной философии.

Свобода - одна из основных тем в творчестве Бердяева. Философ убежден в самоочевидности свободы человека. Свобода Бердяева - это свобода духа чело­века, его сознания и самосознания. Свои раздумья философ воплотил в ориги­нальной интерпретации "Легенды о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского. Бердяев выделяет в ней главный сюжет - о трудности свободы. Свобода пред­полагает выбор, а, следовательно, шаг в неизвестность, чреватую опасностью и даже гибелью. Поэтому свобода чаще всего не нужна человеку, она тяготит его жизнь. Человек настолько слаб, что готов сменять свободу на спокойное сча­стье безответственности. Он сам ищет того, кто сделал бы за него выбор, опре­делил бы его судьбу.

Размышляя об истории, Бердяев крайне негативно высказывается о револю­циях, подчеркивая, что революции ничего не создают, а только разрушают. Ре­волюционеры воображают себя творцами нового будущего, но на самом деле они обращены в прошлое, они рабы этого прошлого, хотя и ненавидят его. В результате появляются новые формы рабства, новые формы угнетения.

Бердяев снискал себе мировую известность как яркий и последовательный обличитель современной цивилизации. С позиций христианского гуманизма он критиковал капитализм и социализм, рассматривая их как реализацию безрели­гиозного, атеистического мировоззрения.

 

ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА (ОНТОЛОГИЯ)

1. Бытие и материя.

2. Основные структурные уровни материи.

3. Движение как способ существования материи.

4. Пространство и время как атрибуты материи.

 

1. Термином бытие обозначают совокупную реальность, т.е. все, что су­ществует.

Основными формами бытия являются:

- бытие природы, ее вещей, процессов, состояний, а также бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

- бытие человека, включающее его биологическую, природную сущность, общую для всех живых существ. К бытию человека также относят пережива­ния, эмоции, мысли, характер, волю, т.е. то, что раньше называли душой, а теперь называют «психикой»;

- бытие духовного, включающее в себя нравственные, религиозные, этиче­ские, политические, правовые идеи, нормы, ценности, идеалы, т.е. духовное богатство цивилизации и культуры;

- бытие социального, включающее явления и процессы, происходящие в об­ществе, в социальном пространстве и историческом времени.

Все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. Выделяя главные сферы бытия (природу, сознание, общество), человек постоянно задает себе вопрос: есть ли некая общая основа бытия, то, что объединяет все его сфе­ры? Можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?

Еще первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей всегда сохраняются. Эту сохраняющуюся основу вещей назвали материей.

В древности материю сводили к какой-либо первоматерии (вода, воздух, огонь, земля). В дальнейшем представления о материи углубляются, возникает идея об атомном строении материи и в 18 веке эта идея становится господ­ствующей.

В конце 19 века атомистическая концепция строения материи вышла за гра­ницы классической механики. Выяснилось, что атом делим и сам состоит из элементарных частиц - ядра, электронов. В течение двух столетий классиче­скую механику И. Ньютона считали полностью объясняющей картину миро­здания. Открытие в мире элементарных частиц и теория относительности А. Эйнштейна показали ограниченность классической механики. Начался мучи­тельный процесс ломки старых, привычных представлений. Истины науки ока­зались изменчивыми, и это привело к ошибочному выводу об отсутствии вооб­ще достоверного знания. Чрезмерно преувеличивалась роль математики. По­скольку поведение элементарных частиц можно представить только с помощью математических методов, некоторые ученые стали утверждать, что «материя исчезла, остались одни уравнения».

Бессмысленно определять материю через ее многочисленные виды и формы, тем более, что наука постоянно обнаруживает новые, неизвестные ранее ее свойства, признаки (и в будущем будет их обнаруживать). Не существует мате­риальной субстанции, первоосновы всего («кирпичиков» мироздания).

Общим признаком материи является ее свойство быть объективной реаль­ностью, существовать независимо от нашего сознания.

Материю, как таковую, нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что люди видят, осязают, есть определенные виды материи, конкретные формы ее проявления.

Материя представляет собой лишь общее понятие, которое выражает дейст­вительное бытие вещей.

2.Основные структурные уровни материи.

 

• Микроэлементарный уровень, т.е. уровень существования и взаимодейст­вия элементарных частиц.

• Атомный уровень — существование и взаимодействие атомов.

• Молекулярный уровень - образование молекул из атомов и их взаимодейст­вие.

• Макроскопический уровень - существование твердых, жидких, газообраз­ных тел, которые формируются из молекул и воспринимаются органами чувств.

• Космический уровень - звезды, планеты, звездные системы, галактики.

• Усложнение молекул постепенно привело к образованию органических со­единений и появлению жизни, т.е. биологического уровня материи.

• Высшим структурным уровнем материи является социальный уровень, т.е. человеческое общество, цивилизация.

Каждый уровень материи - будь то космическая система, атом, молекула, живой организм - качественно своеобразен и имеет свою специфику, но между различными уровнями имеется связь. Простые уровни входят и содержатся в более сложных. Однако высшие формы организации материи не включаются в низшие.

Одним из свойств материи является ее неуничтожимость, которая проявля­ется в конкретных законах сохранения устойчивости материи в процессе ее из­менения. Это закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения мас­сы, заряда и многие другие законы.

3.Мир находится в постоянном движении. Движение многообразно: дви­жутся галактики, звезды, планеты, электроны и атомы; сложные процессы со­вершаются в живых организмах; в обществе все время происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры.

Движение это способ существования материального мира. Мир без движе­ния существовать не может.

Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не вносится в мир извне, а является самодвижением материального мира, т.е. оно внутренне присуще ма­терии.

Движение абсолютно, а формы и виды движения многообразны и зависят от уровня организации материи:

- неживой природе присущи механические, физические, химические формы движения;

- живой природе - биологическая форма;

- обществу - социальная форма движения.

Движение в применении к материи - это любое изменение вообще.

Понятие «движение» противоположно понятию «покой». Движение абсо­лютно, покой относителен. Покой относителен, во-первых, потому, что любой предмет, находящийся в пространстве, покоится по отношению к одной систе­ме координат и движется по отношению к другой системе. Например, дом, ко­торый покоится по отношению к земной поверхности, движется вместе с Зем­лей по отношению к Солнцу.

Во-вторых, покой относителен и в смысле его временности. Состояние по­коя любой системы рано или поздно нарушается. До тех пор, пока предмет ос­тается собою, он находится в относительном покое, но со временем любой предмет меняется и даже исчезает.

 

4. Пространство и время, как и движение - атрибуты материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может сущест­вовать иначе, как в пространстве и времени.

Все предметы имеют определенную протяженность в пространстве, распо­ложены в определенном порядке. Порядок сосуществования этих предметов образует структуру пространства.

Время характеризует смену состояний предметов, длительность процессов. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса. Поря­док смены этих звеньев образует структуру времени.

Пространство и время обладают своими особенностями:

- пространство имеет три измерения (длину, ширину, высоту), а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему;

- пространство и время бесконечны, как бесконечен материальный мир, и вме­сте с тем прерывисты, т.е. разделены на отдельные промежутки, отрезки.

Единство пространства, времени и движущейся материи блестяще доказы­вает теория относительности.

Частная теория относительности, созданная трудами Лоренца, Эйнштейна, Пуанкаре, Минковского, доказывает взаимосвязь пространства и времени с ма­терией.

Общая теория относительности, созданная Эйнштейном, дополняет част­ную, доказывая принцип эквивалентности ускорения и тяготения.

 

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

1. Структура знания.

2. Специфика научного знания.

3. Теория истины.

4. Практика и ее роль в познании.

 

1. Структура знания

Процесс познания включает в себя два этапа - чувственное и рациональное знания.

Роль и значение этих этапов в истории философии определялись позициями тех или иных философов. Одни из них, например ДЕКАРТ, ЛЕЙБНИЦ решающую роль отдавали рациональному познанию, отрицая значение чувственного по­знания. Сторонники эмпиризма - ГОББС, ЛОКК, напротив, признавали чувст­венное знание главным.

Как же человек в действительности познает окружающие его предметы, яв­ления, процессы?

Для познания материальных объектов, в первую очередь необходима дея­тельность органов чувств, а также нервной системы, благодаря чему у человека возникает ощущение и восприятие этих объектов.

Ощущения - это образы материального мира, которые отражаются в мозгу человека, поступая через органы чувств. Человек видит, слышит, осязает, обо­няет, чувствует вкус: все это и есть ощущения - первоначальный источник на­ших знаний.

Благодаря совокупности, комплексу ощущений человек способен воспри­нимать предметы как нечто целое. При помощи различных органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах. Эти ощущения сумми­руются и превращаются в восприятие. Предмет дается сознанию в своей цело­стно-предметной форме.

Восприятие - это целостный образ материального предмета.

Еще более сложная форма чувственного познания называется представле­нием.

Представление - это образ предмета, возникающий в памяти, когда сам предмет непосредственно недоступен органам чувств.

Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного позна­ния - ощущения, восприятия, представления.

Основными формами рационального познания или мышления являются по­нятия, суждения и умозаключения.

Человек мыслит понятиями. Понятия выражаются в словах, которые воз­никают в процессе выделения и фиксации общих существенных свойств пред­метов и явлений.

Слова - понятия, фиксируя общее в материальных объектах, сами матери­альными не являются. Так в восприятии человек отражает реальное дерево, а понятие - это дерево вообще.

Понятия возникают и существуют в голове человека в виде суждений. Мыслить - значит рассуждать о чем-либо.

Суждение - это такая форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: «человек - разумное суще­ство», «растения не обладают разумом».

В процессе мышления понятия и суждения как звенья включены в цепь сложных рассуждений. Законченной единицей рассуждения является умозак­лючение.

Умозаключение - это мыслительная операция, когда из двух или более суж­дений логически выводится новое (вывод).

 

2. Специфика научного знания.

Познание человеком окружающего мира начинается на уровне обыденного, жизненного знания. Это знание является важной основой повседневного пове­дения людей, их отношений друг с другом и с природой.

На основе обыденного знания возникло знание научное. Это произошло около двух с половиной тысячелетий назад в результате исторического разде­ления труда на физический и умственный.

Наука начиналась с установления того факта, что окружающий человека мир в сущности не такой, каким представляется людям в их восприятии. Чтобы добраться до его сути, нужно употребить мысленные усилия, отличающиеся по своей глубине от повседневных. Поэтому научная деятельность требует особой подготовки (учебы).

В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический и тео­ретический.

Эмпирический - это уровень знания, содержание которого получено из опы­та.

Теоретический уровень - это достоверное знание законов, которым подчи­няется изучаемый объект, раскрытие сущности объекта.

Как эмпирическое, так и теоретическое знания содержат в себе элементы чувственного и рационального. Так данные наблюдения, опыта нельзя свести только к ощущениям, восприятиям, представлениям, потому что уже здесь воз­никает сложное переплетение чувственного и рационального.

При построении теории часто используются модельные наглядные пред­ставления, такие как «идеальный маятник», «идеальный газ», «абсолютно твер­дое тело», «идеальный товар» и т.д. Это модельные образы, с которыми прово­дятся мысленные эксперименты. Так теория всегда содержит чувственно-наглядные образы. Следовательно, можно говорить только о том, что на эмпи­рическом уровне преобладает чувственное, а на теоретическом - рациональное.

Рассмотрим отдельные примеры.

Наблюдение, как исходная форма эмпирического познания, представляет собой целостное восприятие.

Эксперимент - вид эмпирической деятельности, когда объект помещается в особые условия. Здесь уже возрастает роль рационального аспекта.

Описание - обобщение знания, полученного в результате наблюдений, экс­периментов. Рациональный аспект в описании выражен больше, чем в экспери­менте.

Гипотеза - научно-обоснованное предположение, полученное в результате исследования.

Теория - система достоверного знания, доказанного и проверенного прак­тикой.

 

3. Теория истины.

Истина - это знание, содержание которого не зависит от человека или человечества. В этом смысле истина всегда объективна. Истинное знание вос­производит реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от соз­нания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовать свои действия в настоящем и предвидеть будущее. Истина не представляет собой нечто застывшее, истина - это процесс.

Противоположное истине понятие - заблуждение. Это умозаключения не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные.

Если воспринимать истину как подлинное знание о мире, можно говорить о двух ее уровнях: истина бывает абсолютная и относительная.

Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не может быть опровергнуто последующим развитием науки. Например, «Земля вращается во­круг Солнца».

В целом же наше знание о мире относительно. Окружающий мир бесконе­чен в пространстве и во времени, поэтому полностью (абсолютно) познать его невозможно. В этом смысле процесс познания бесконечен, как бесконечен мир.

Относительная истина есть ограниченное, неполное знание о чем-либо. Относительная истина, будучи в целом верным отражением реального мира, содержит в себе и элементы заблуждения.

На любом историческом этапе истины, познанные наукой, не могут счи­таться окончательными (абсолютными), они нуждаются, и всегда будут нуж­даться в дальнейшем уточнении, углублении.

Основой научного познания является процесс движения от знания менее полного к знанию все более полному, вместе с тем постоянное расширение и уточнение наших знаний не может полностью преодолеть их относительность.

Итак, научное знание располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере - истинами относительными, хотя развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного знания. Например, каждая после­дующая научная теория (по сравнению с предшествующей) является более полным и глубоким знанием.

 

4. Человек есть часть материального мира. Жизнь человека основана на об­мене веществом и энергией с окружающей средой. В отличие от животных че­ловек обладает мышлением и не только воздействует на окружающую природу, но и преобразует ее. В процессе преобразования человек создает новую реаль­ность, новые условия жизни, которые не даны ему природой. Создавая эту но­вую реальность, человек одновременно совершенствует и себя. Реальное пре­образование бытия является основой проявления человеческого творчества.

Преобразование природного и социального мира человеком определяется в философии как практика.

Животные ощущают, воспринимают окружающий мир в той мере, в какой вещи этого мира имеют для них биологический смысл. Животные приспосаб­ливаются к окружающей действительности. Человек изменяет эту действитель­ность.

Особенностью практики (как человеческой деятельности) является то, что эта деятельность осуществляется при помощи орудий и средств труда. Основными формами практической деятельности являются:

- материальная, производственная деятельность, которая является исход­ной предпосылкой возникновения человеческого общества, выделения че­ловека из животного мира;

- формирование и развитие общественных отношений. Эта деятельность направлена уже не на окружающую людей природу, а на самих себя и на отношения с другими людьми.

Практическая деятельность всегда связана с сознанием и находится с ним в органическом единстве.

Человек в процессе практической деятельности познает окружающий мир, получает знания. Человеческие знания возникают и существуют только благо­даря практике. Практика выступает как основа и цель познания.

Вопрос о критерии истины - это вопрос о том, как проверяется истинность знаний. Всеобщим критерием истинности всякого знания является практиче­ская деятельность людей - практика. Чтобы доказать правильность (истин­ность) знания, нужно практически воздействовать на объект. Если при этом воздействии полученные результаты окажутся теми, которые мы предвидели, значит, наше исходное предположение было истинным. Если на практике мы не получаем тех результатов, на которые рассчитывали, значит наши представле­ния об объекте были неверными.

Практика как критерий истины содержит абсолютный и относительный моменты.

Абсолютность практики состоит в том, что никакого иного критерия, кро­ме практики, для установления истинности нет и быть не может.

Относительность практики как критерия истины означает невозможность практически подтвердить или опровергнуть все имеющиеся в науке предполо­жения и гипотезы.

 

 

ТЕМА 6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ В МИРЕ

1. Природное и общественное в человеке.

2. Возникновение человека: труд, язык, мышление.

3. Труд как философская проблема.

 

1. Философы прошлых веков считали человека высшей ценностью на Зем­ле, а со временем поставили человека в центр философского знания.

Человек обладает многими качествами - это и разум, и воля, и характер, и труд, и общение. Какое же из них является основным? Человека изучают мно­гие науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия объе­диняет достижения частных наук и рассматривает человека в его целостности. Философия определяет место человека в мире и его отношение к миру. Самым отличительным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своей жизни, преобразует окружающий мир, создает матери­альную и духовную культуру. Труд всегда был и остается коллективной, обще­ственной деятельностью людей.

Человек - это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объе­диняющих в себе различные свойства: биологические, психические и общест­венные.

Люди принадлежат к высшим млекопитающим и в этом смысле человек существо биологическое. Биологически обусловлены рождение и смерть, про­должительность детства, зрелого возраста и старости. Биологическими являют­ся анатомические и физиологические свойства, наследственность, которая пе­редается от родителей, наличие рефлексов и инстинктов (общих с животными), обмен веществ с окружающей средой. Человек, таким образом, является частью природы.

Понятие «психическое» в определенной степени присуще не только челове­ку, но и животным. Однако психика человека существенно отличается от пси­хики животных. Общим для человека и животного является наличие «первой сигнальной системы». Эта система управляет органами чувств и воздействием на них внешнего мира, а также связана с безусловными и условными рефлекса­ми.

Но человек обладает еще и «второй сигнальной системой». Сигналами в ней являются слова - произносимые, слышимые и видимые. Слово заменяет непо­средственный сигнал и дает возможность понимать явления действительности без непосредственного чувственного контакта с ними. Но слово не существует без мышления, т.к. человек мыслит только словами (понятиями). Наличие мышления и речи отличает психику человека от психики животных.

Человек есть существо общественное (социальное), потому что только в обществе и благодаря обществу у него развивается мышление. Ребенок появля­ется на свет как существо биологическое, с первой сигнальной системой, и если он будет лишен общения с людьми, человеком в полном понимании этого слова он не станет. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью. Произносимые ими звуки похожи на звуки тех животных, среди которых они жили. Мышление у них отсутствовало. Это яркий пример того, что человек есть существо общественное



2015-11-27 880 Обсуждений (0)
Антропоцентризм эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антропоцентризм эпохи Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (880)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.06 сек.)