Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999. – С.494 – 505



2015-11-27 1666 Обсуждений (0)
Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999. – С.494 – 505 0.00 из 5.00 0 оценок




«…В условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей. …парадигма новой информационной технологии обеспечивает материальную основу для всестороннего проникновения такой формы в структуру общества. …власть структуры оказывается сильнее структуры власти.

… Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды (например, ценности или производственные задачи). Социальная структура, имеющая сетевую основу, характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при этом потерять свою сбалансированность. Сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: капиталистической экономики, основывающейся на инновациях глобализации и децентрализованной концентрации; сферы труда с ее работниками и фирмами, основывающейся на гибкости и адаптируемости, сферы культуры, характеризуемой постоянным различением и воссоединением различных элементов; сферы политики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроений; социальной организации, преследующей свои задачи завоевания пространства и уничтожения времени. …

Социальное построение новых форм пространства и времени ведет к развитию метасети, которая отключает второстепенные функции, подчиняет социальные группы и ведет к обесцениванию целых территорий. …при этом ни люди, ни локалии, ни отдельные виды деятельности не исчезают; исчезает их структурное значение, переходящее в незнакомую ранее логику метасети…

… информация стала основным компонентом нашей социальной организации, а потоки идей и образов составляют нить общественной структуры. Это отнюдь не означает, что история завершилась счастливым примирением человечества с самим собой. На деле все обстоит совсем иначе: история только начинается, если под ней понимать то, что после тысячелетий доисторической битвы с природой, сначала выживая в борьбе с ней, а затем покоряя ее, человеческий вид вышел на такой уровень знаний и социальной организации, который дает нам возможность жить в преимущественно общественном мире. Речь идет о начале иного бытия, о приходе нового, информационного века, отмеченного самостоятельностью культуры по отношению к материальной основе нашего существования. Но вряд ли это может послужить поводом для большой радости, ибо, оказавшись в нашем мире наедине с самим собой, мы должны будем посмотреть на свое отражение в зеркале исторической реальности. То, что мы увидим, вряд ли нам понравится».

? Какие принципы лежат в основе функционирования сетевого общества? Что является источником его развития?

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

 

1. Что является предметом философии истории?

2. Каковы источники и факторы социодинамики?

3. Чем характеризуются геоклиматический, демографический, технико-технологический, духовный, глобализационный факторы социодинамики?

4. Кто является субъектом социально-исторического процесса?

5. Чем отличаются друг от друга линейные и циклические концепции истории?

6. Что такое общественно-экономическая формация и каковы ее типы?
Что такое цивилизация?

7. Какие типы цивилизации выделяются по технико-технологическому критерию?

8. Каковы главные особенности постиндустриальной (информационной) цивилизации?

9. Каковы объективные и субъективные свойства процесса глобализации?

10. Чем определяется цивилизационный выбор Беларуси в условиях глобализации?

2. Тесты(второй уровень самоконтроля):

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Философия истории 1*. Развитие общества в аспекте его источников, движущих сил и факторов
2. Общественно-экономическая формация 2*. Объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений, определяющие направленность социального развития
3. Цивилизация 3*. Философский принцип, утверждающий закономерный характер развития общественной жизни
4. Социодинамика 4*. Процесс направленного, поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом
5. Законы общественного развития 5*. 1. Синоним культуры, этап прогрессивного развития человечества как единого целого, который идет на смену дикости и варварству; 2. уровень развития материальной и духовной культуры; 3. характеристика качественно различных и уникальных, этнических или исторических общественных образований
6. Социальный детерминизм 6*. Процесс всемирной интеграции в экономике, политике и культуре
7. Социальная синергия 7*. Гармоничное развитие общества и окружающей среды как императив существования нынешнего и будущего поколений
8. Общественный прогресс 8*. Область философского знания, изучающая природу исторического процесса, механизмы и закономерности развития социума, а также особенности самого исторического познания
9. Глобализация 9*. Единство целерациональности и спонтанности в социальных действиях и процессах
10. Устойчивое развитие 10*. Центральная категория философии марксизма, обозначающая исторически конкретный тип общества в его целостности
11. Общество потребления 11*. Общество, основной ценностью которого является нарастающее потребление

 

2.2. Закончите определения:

 

«Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия … » (Г. В. Ф. Гегель).

«Власть структуры оказывается сильнее структуры …». (Э. Кастельс).

Вопрос для дискуссии

Человек в массовом обществе – субъект или объект социальной динамики?

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно» (Г. В. Ф. Гегель).

ü «Философия стремится познать содержание, действительность божественной идеи и оправдать презираемую действительность» (Г. В. Ф. Гегель).

ü «Стремление уточнить содержание термина «масса» поистине нелепо – это попытка придать смысл тому, что его не имеет» (Ж. Бодрийар).

ü «Поскольку ценность свободы заключается в возможностях, открываемых ею для действий, которые невозможно предвидеть и предсказать, мы редко узнаем о том, что теряем в результате тех или иных ограничений свободы» (Ф. А. фон Хайек).

ü «Основной конфликт постиндустриального общества – не между собственником средств производства и субъектом производства, а между знанием (профессионализмом) и некомпетентностью (непрофессионализмом)» (А. Тоффлер).

ü «Китай – это цивилизация, претендующая на то, чтобы быть государством» (Люциан Пай).

Дополнительная литература к теме:

1. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – М., 1990. – Т. 13.

2. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

3. Структура общества и массовое сознание. – М., 1999.

4. Философия истории: антология. – М., 1995.

5. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенлер. – М., 1993. – Т. 1.

6. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1992.

7. Кимелева, Ю. А. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории : Антология : пособие для гуманитар. вузов / сост., ред. и вступ. ст. Ю. А. Кимелева. – М., 1994.

8. Философия истории : учеб. пособие для вузов гуманитар. спец. и напр. / А. С. Панарин [и др.]. – М., 1999.

9. Философия. Глобализация. Интеграция : моногр. / В. И. Чуешов [и др.]; под общ. ред. проф. В. И. Чуешова. – Минск, 2006.

10. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф.Уэбстер; пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; под. ред. Е. Л. Вартановой. – М., 2004.

11. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М., 1999.

12. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира : Социология XXI века / И. Валлерстайн / пер. с англ.; под ред. В. И. Иноземцева. – М., 2004.

13. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального: пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. – Екатеринбург, 2000.

14. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество : Опыт соц. прогнозирования / Д. Белл. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2004.

 

Тема №17 Философия техники и ее проблемы

(2 часа)

 

Ключевые понятия: техника, технология, техносфера, технократия, технофобия, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, инновация, нанотехнология, биотехнология, информатизация, компьютеризация.

 

Вопросы семинара

1. Техника как объект философского анализа. Техника и технология. Предмет, структура, проблемное поле философии техники. Основные направления философии техники.

2. Техника, ее роль и функции в истории цивилизаций. Понятия технического прогресса и технической революции. Технологический детерминизм и антитехницизм.

3. Феномен информационного общества: концепции и проблемы. Сетевое общество и личность.

 

Методические указания

Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), Вам необходимо:

1. В первом вопросе – дать определение понятий «техника» и «технология», показав становление философии техники, специфику ее предмета и проблематику; раскрыть смысл основных подходов философии техники к осмыслению сущности и предназначения техники.

2. Во втором вопросе – рассмотреть историческую эволюцию понятия «техника» и его современных интерпретаций, определить роль и значение техники в развитии человеческой цивилизации (в первую очередь, западной); сравнивая понятия «технический прогресс» и «техническая революция», привести аргументацию технологического детерминизма и антитехницизма как противоположных позиций в оценке будущего техногенной цивилизации.

3. В третьем вопросе – выявить антропологические проблемы формирующейся техносферы XXI века (информационные технологии, технополисы, нанотехнологии, социотехнологии, трансгуманизм, биотехнологии) и их образы в философском сознании (технофобия, технократия); указать особенности виртуальной реальности и техноструктуры информационного общества, радикально меняющих облик цивилизации и образ жизни людей; обосновать двойственное влияние технического прогресса на современное общество и культуру, на качество человека и его жизни.

 

Темы рефератов

1. Интерпретация понятия «техники» в истории философской мысли: Античность, Средневековье, Новое время.

2. Антропологический критерий и органопроекция в философии техники Э. Каппа.

3. Философия техники П. Энгельмейера.

4. Технократические идеи в работах Дж. К. Гэлбрейта.

5. Особенности и направления «третьей волны» технического прогресса в концепции О. Тоффлера.

6. «Природа – человек – техника» как развивающаяся система. определение техники К. Ясперсом.

7. Инженерное мышление и проблема технократизма.

8. Проблема личности в информационном обществе.

9. Информационное общество и нетократия.

 

Учебные материалы

Таблицы и схемы



2015-11-27 1666 Обсуждений (0)
Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999. – С.494 – 505 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999. – С.494 – 505

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)