Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты и объекты налоговых отношений в Беларуси



2015-11-27 667 Обсуждений (0)
Субъекты и объекты налоговых отношений в Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги — одна из древнейших экономических и правовых категорий, определяющих взаимоотношение государства и налогоплательщиков. Являясь обязательными платежами в государственную казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии и взаимосвязи с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития.

Налоговая политика – это совокупность следующих установленных в государстве существенных условий налогообложения: принципы налогообложения; порядок установления и введения налогов; система налогов; порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых отношений; способы защиты прав и интересов налоговых отношений. Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов – элемент налоговой системы.

Республика Беларусь находится на очень важном и в то же время очень сложном этапе развития. Ведь согласно оценкам международных экспертов, национальная система налогообложения в 2011 году признана одной из самых сложных (156 место) среди 183 стран [1], что несомненно требует исследования ее проблем и выявления направлений совершенствования. Очень важно в настоящий момент взять правильное направление развития национальной экономики. И так как налоговая политика является далеко не маловажной составляющей государственной политики, а во многом и основополагающей для государства, то именно эта отрасль государственной политики стала объектом изучения в данной работе. Ведь изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство может в известных пределах стимулировать или сдерживать экономическое развитие.

В Республике Беларусь существует достаточно развитая законодательная база в области налогообложения, позволяющая эффективно проводить фискальную политику государства. Более того, за последние годы в системе налогообложения произошли значительные позитивные изменения, однако для эффективного проведения рыночных преобразований в Беларуси этого недостаточно, что объясняет несомненную актуальность курсовой работы.

Цель курсовой работы – анализ налоговой системы государства как инструмента финансовой политики.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- осветить сущность и особенности налоговой системы в Беларуси;

- охарактеризовать субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь;

- описать виды налогов и сборов, действующих на территории Беларуси.

Предмет курсовой работы – специфика реализации налоговой политики Республики Беларусь в условиях перехода государства к модели социально ориентированной рыночной экономики.

Объект курсовой работы – налоговая система как важнейший инструмент экономической политики государства.

В ходе написания курсовой работы будут использованы следующие научные методы: метод анализа, метод дедукции, метод индукции, графический метод, метод синтеза, метод сравнения, табличный метод.

Тема курсовой работы широко раскрывается в научной литературе. Источниками написания данной работы выступили монографии различных зарубежных и белорусских авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, материалы, размещенные в сети Интернет.

 

 


Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь

 

 

Налоги – это объективная экономическая категория, отражающая денежные отношения между государственной властью, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения валового внутреннего продукта, и прежде всего национального дохода, в целях обеспечения реализации государственных функций. Налоговая теория - это система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налогам присуще общественное содержание и материальная основа. Общественное их содержание проявляется в том, что налоги выступают частью единого процесса воспроизводства. Материальная основа налогов проявляется в финансовых ресурсах, мобилизуемых государством у налогоплательщиков [2, c. 27].

 

Таблица 1.1 – Теории налогов и их краткая характеристика

Название Период Краткая характеристика
Теория обмена Средние века Возмездный характер налогообложения (уплачивая налоги, граждане получают блага у государства в виде охраны, поддерживания порядка и др.)
Атомистическая теория Эпоха Просвещения Граждане должны поделиться с государством своими доходами, так как последнее обеспечивает защиту жизни и имущества подданных
Теория страхования Первая половина 19 в. Налоги рассматриваются в качестве платежа на случай возникновения какого-либо риска
Классическая теория 18-19 вв. Налоги должны покрывать затраты по содержанию правительства, другая роль налогам не отводится
Теория наслаждения Первая половина 19 в. Обратная позиция теории обмена. Наслаждение – это блага, предоставляемые государством общему, за что население должно платить налоги
Теория общественных потребностей 19-20 вв. Поскольку существуют общественные потребности (будь то образование, оборона), то обязанностью населения является возмещение расходов посредством налоговых изъятий
Кейнсианская теория Первая половина 20 в. Налоги рассматриваются не только как способ изъятия средств государством, но как инструмент регулирования экономических отношений
Неоклассическая теория Первая половина 20 в. Теория связана с поиском методов снижения инфляции: тем корпорациям и группам населения, которые формируют потребительский спрос, предоставляются налоговые льготы
Теория экономики предложения Начало 80-х гг. 20 в. Снижение налогов и предоставление налоговых льгот с целью развития предпринимательтской инициативы, активизации инвестиций, обновления и расширения производства

 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Фискальная функция состоит в том, что с ее помощью посредством
взимания (уплаты) устанавливаемых государством налогов и налоговых
платежей образуются централизованные денежные фонды, являющиеся материальным условием существования государства и осуществления им
своей внутренней и внешней политики.

Распределительная или социальная функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Происходит передача средств более слабым и незащищенным слоям граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные ряды населения.

Влияние на структуру национальной экономики и на экономическое поведение людей представляет регулирующую функцию налогов, выражаемую в налоговой политике государства. При регулировании используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания и пот-
ребления. Данная функция налогов включает в себя стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции [3, c. 51].

Стимулирующая подфункция сосредоточена на содействии развитию тех или иных экономических процессов. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности корпораций. С этой
целью предоставляются различного рода льготы по уплате корпоративного налога, а также налога с прибыли в зависимости от осуществления корпорациями той или иной деятельности. Так проявляется функция стимулирования налогов.

Дестимулирующая подфункция состоит в установлении через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо сфер. Примером может служить протекционистская политика, проявляемая через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и так далее.

Контрольная функция налогообложения направлена на осуществление государством контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций и граждан, расходов и источников доходов через налоги [4, c. 37].

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается проверка различных видов деятельности и финансовых потоков. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Помимо вышеперечисленных функций, выделяют также поощрительную функцию налогов. Она отражается в признании государством необходимых заслуг определенных категорий граждан перед обществом.

Налоговая система представляет собой перечень всех действующих в пределах территории страны налогов и налоговых сборов. Данный перечень предполагает указание плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета. Также в состав налоговой системы входит законодательство, регулирующее порядок исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей, и государственная налоговая служба.

Классификация налогов по признакам:

- в зависимости от способа изъятия: прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные; прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на недвижимость); косвенные - устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу (например, НДС);

- в зависимости от уровня органов управления: государственные (республиканские) и местные налоги; государственные (республиканские) - это налоги, которые разрабатывает правительство, а утверждает, отменяет законодательный орган; местные налоги устанавливаются как правительством, так и местными органами, но вводятся в действие решением местной власти;

- в зависимости от роли налогов в процессе бюджетного регулирования: закрепленные и регулирующие налоги; закрепленными называют такие налоги, которые на длительный период закреплены в качестве доходного источника конкретного уровня бюджета (республиканский или местный бюджет); регулирующими являются те налоги, посредством которых достигается выравнивание нижестоящих бюджетов;

- в зависимости от порядка использования: общие и специальные (целевые) налоги; общие налоги не закрепляются за каким-либо конкретным видом расходов; специальные налоги имеют целевое назначение (например, инновационный фонд);

- в зависимости от источника уплаты налогов: налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами, инновационный фонд, фонд социальной защиты населения); налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (НДС, единый платеж в республиканский бюджет, акциз); налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль, местные налоги) [5, c. 31].

Построение налогов по элементам: плательщик (субъект налога), налоговая база (объект налога), налоговая ставка, налоговые льготы, сроки подачи деклараций и уплаты налогов, меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также органы с их компетенцией и управлением в отношении налогообложения.

Основным регулирующим инструментом налоговой системы является налоговый механизм, представляющий совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и т. д.)

Принципы налогообложения - это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных условиях экономики страны.

Система принципов налогообложения включает в себя:

— классические принципы, впервые сформулированы Адамом Смитом
в 1776 году в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов»:
равномерность (справедливость); определенность; удобство; экономность;
принцип эффективности;

— экономические принципы, сформулированные в послевоенный пе-
риод видным экономистом Германии - государственным деятелем, канц-
лером страны Людвигом Эрхардом: минимизация налогов и затрат на их
взимание; справедливое распределение доходов; максимальное уважение
человека; гарантированное соблюдение коммерческой тайны; невмеша-
тельство налогов в развитие конкуренции и изменение чьих-либо шансов;
соответствие налогов структурной политике государства; исключение
двойного налогообложения; соответствие величины налогов размеру государственных услуг;

— правовые принципы: равенство налогового бремени; установление
налогов законами; отрицание обратной силы налоговых законов; приори-
тет налогового закона; наличие всех элементов налога; сочетание интере-
сов государства и обязанных субъектов.

В современной отечественной экономической литературе нало­говую систему принято определять как совокупность [6, c. 40]:

- налогов и сборов, взимаемых государством;

- принципов, форм и методов их установления;

- регулирующих законодательных актов;

- форм и методов налогового контроля и ответственности за на­рушение налогового законодательства.

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы [7, c. 17]:- порядок установления и ввода в действие налогов;- виды налогов или система налогов, классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;- порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;- налоговые органы;- права и обязанности налогоплательщиков;- права и обязанности налоговых органов;- ответственность участников налоговых отношений;- защита прав и интересов налогоплательщиков;- налоговое законодательство.Для всех современных государств независимо от их устройства общим правилом является прерогатива органов представительской власти на установление и введение в действие налогов. Делается это посредством законом или иных законодательных актов.В Республике Беларусь ориентированная на рынок система налогообложе­ния была введена в действие с начала 1992 г. По сравнению с со­ветским периодом она была действительно новой и рыночно ори­ентированной, во всяком случае для достигнутой стадии транс­формации экономики. Строилась она исходя из двух главных соображений: необходимо было, во-первых, с учетом предстоя­щего объема расходов на финансирование экономики и соци­альных программ сохранить хотя бы на прежнем уровне нало­говые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы и, во-вторых, обеспе­чить сопоставимость национальной балансовой системы и зару­бежных моделей налогообложения, приемлемых для изменив­шейся политической и экономической обстановки.

Введенная в действие налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные вне­бюджетные фонды.

В 1996 г. была разработана и одобрена Правительством Рес­публики Беларусь Концепция реформирования налоговой сис­темы страны в 1997—1998 гг., в соответствии с которой были изменены подходы к преобразованиям в налоговой сфере. Глав­ными ориентирами служили те классические принципы постро­ения налоговых систем, которые неукоснительно применяются во всех развитых странах и являются своеобразными критерия­ми качества, конечно, в увязке с реальными целями социаль­но-экономического развития республики.

В результате всех проведенных преобразований в республи­ке к началу 2001 г. сформировались новый состав и структура налоговой системы (рисунок 1.1).

В дальнейшем основные этапы реформи­рования налоговой системы стра­ны по времени совпали с реали­зацией Основных направлений социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на 2001-2005 и 2006-2010 годы.

С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Особенная часть), которой определен порядок исчисления и уплаты всех налогов, сборов и специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) [8]. По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее - НК), что, по мнению специалистов, создает для плательщиков более прозрачные условия ведения бизнеса, а доступное изложение норм исключает необходимость дополнительных разъяснений и толкований вопросов налогообложения Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

 

 

 
 

 


Рисунок 1.1 – Группировка налогов, сборов и отчислений по состоянию на 01.01.2001г.

Примечание – Источник: [9, с. 688].

 

В 20012009 гг. налоговая система совершен­ствовалась по следующим направлениям:

- ориентация структуры налогов на прямое налогообложение;

- проведение работы по сокращению количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюд­жетные и целевые бюджетные фонды;

- объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу;

- выравнивание условий налогообложения для всех нало­гоплательщиков

За этот период произошли значительные перемены в отечественной налоговой системе, но наиболее радикальные изменения имели место в 2010-2011гг. Так, в 2010 году были отменены четыре налоговых платежа: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автомобильных транспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку автотранспортных средств.

Реализованные за 2011 год мероприятия в области налоговой политики Республики Беларуси направлены на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь (таблица 1.2)

 

Таблица 1.2 - Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году

  2010 год 2011 год
Сбор на развитие территорий 3 % отмена
Налог на услуги 5 % отмена
Экологический налог: - за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; - за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; - за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более % летучих органических соединений. в твердых суммах в зависимости от объекта налогообложения отмена
Подача налоговой декларации по налогу на прибыль месячная или квартальная годовая
Авансовые платежи по НДС и акцизам до 6 раз в месяц отмена
Периодичность уплаты НДС ежемесячно или ежеквартально в зависимости от размера выручки ежемесячно или ежеквартально по выбору плательщика
Налоговая нагрузка, в % к ВВП 25,2 24,6
Высвободившиеся денежные средства организаций (оценка), млрд. рублей   721,2

 

Примечание – Источник: [10]

 

Предпринятые меры позволили снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП. В распоряжении предприятий осталось более 700 млрд. рублей, которые стали дополнительными инвестициями и оборотными средствами в экономике [11].

В 2011 году были сняты ограничения на применение инвестиционных льгот по основным налогам (налогу на прибыль и НДС):

- прибыль, направляемая на капитальные вложения, освобождается от налогообложения по факту инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходило до 2011 года. Действие этой льготы распространено и на займы, которые белорусские организации получают от нерезидентов, что создает более благоприятные условия для притока иностранного капитала в страну, который гарантированно будет использован на создание производственной базы – основы для дальнейшего экономического роста;

- плательщики принимают к вычету «входной» НДС, уплаченный при капитальных вложениях. С 2011 года такие налоговые вычеты предоставляются плательщикам без учета фактических оборотов по реализации в размере 1/12, т.е. в течение одного финансового года. В последующие годы планируется свести такой зачет к минимуму. Это увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционных проектов.

С 2011 года улучшилось налоговое администрирование:

- по налогу на прибыль декларации подаются один раз в год с ежеквартальной уплатой налога авансовыми платежами. Это упростило ведение налогового учета на предприятиях, поскольку окончательный расчет осуществляется по итогам года.

- нет «авансовых» платежей по НДС и акцизам. При этом сроки уплаты НДС – месяц или квартал плательщик определяет самостоятельно (без привязки к размеру выручки, как это происходило до 2011 года). В результате сократилось количество платежей по НДС с 72-х до 4-12 в год [12, с. 7].

Предпринятые меры позволили снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП. В распоряжении предприятий осталось более 700 млрд. рублей, которые стали дополнительными инвестициями и оборотными средствами в экономике.

Таким образом, налоги способны выполнять большую роль в конструировании будущей экономической ситуации. Манипулируя их видами и ставками, представляется возможным способствовать длительно устойчивому развитию экономики. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потреб-
ностям и запросам государства. В современных условиях значение и роль налогов выходят далеко за пределы обеспечения государственных органов финансовыми ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в объеме ВНП. Налоги выступают в роли одного из рычагов регулирования активности экономических субъектов и многостороннего воздействия на процесс воспроизводства.

Подводя более чем 20-летнего развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем этапе она приобрела такие важные черты, как устойчи­вость и стабильность функциони­рования, выраженная направлен­ность на стимулирование воспро­изводственных процессов.


Субъекты и объекты налоговых отношений в Беларуси

 

К субъектам налоговых отношений можно отнести налоговые органы, плательщиков.

Главной задачей налоговых органов Республики Беларусь является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством, органами государственной власти республики, областей, городов, районов в пределах их компетенции, а также учет налогоплательщиков; учет поступлений налогов; анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам; информирование органов власти о поступлении налогов; совершенствование функционирования системы налогообложения; информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения [13, c. 64].

Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением законодательства. В данном случае независимость понимается прежде всего как независимость от местных органов власти и управления. Праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законодательством. Налоговые инспекции должны исполнять только те решения и постановления местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять и отменять решения налоговых органов, давать им руководящие указания.

Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом и иными законодательными актами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. Осуществляя свою деятельность, налоговые органы тесно взаимодействуют с таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, и другими государственными органами.

Инспекции МНС работают в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления, координируют свою деятельность с правоохранительными и другими контролирующими органами.

Основными задачами инспекции являются:

- осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и пошлин, пеней, финансовых, экономических санкций в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

- учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

- разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

- осуществление функции агента валютного контроля в пределах своей компетенции;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

- осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий (далее — алкогольная продукция и табачные изделия), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий [13, c. 66].

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее – плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются:

- юридические лица Республики Беларусь;

- иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

- хозяйственные группы.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Налоговым кодексом либо Президентом Республики Беларусь.

Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

Под физическими лицами понимаются:

- граждане Республики Беларусь;

- граждане либо подданные иностранного государства;

- лица без гражданства (подданства).

Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь.

Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь [14].

Бюджетной организацией признается организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации (далее – банк) и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения.

К бюджетным организациям не относятся организации:

- получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов;

- получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.

Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.

До тех пор, пока положения части первой настоящего пункта не позволяют определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.

Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку.

Не относится ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь время, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь:

- в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;

- в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь, или в качестве члена семьи такого сотрудника;

- на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Республике Беларусь исключительно с этой целью или с этими целями;

- исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитное следование) [14].

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Белорусскими индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь.

Иностранными индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь.

При отсутствии страны регистрации для определения способности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности применяется право страны основного места осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

К индивидуальным предпринимателям в целях налогообложения приравниваются частные нотариусы.

Плательщик имеет право:

- получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

- представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот;

- на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном законодательством;

- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

- на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

Плательщики имеют также иные права, установленные актами налогового законодательства.

Пла



2015-11-27 667 Обсуждений (0)
Субъекты и объекты налоговых отношений в Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты и объекты налоговых отношений в Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)