Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
Актуальность изучения дисциплины «Региональное развитие и рынок труда» определяется значимостью представлений о развитии регионов страны, в частности, Северо-Западного региона и специфике рынка труда, об отдельных аспектах социально-трудовых отношений. Изучение методологических и методических основ регионального развития и рынка труда необходимо для профессионального становления социального работника. На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая студентов к составлению Глоссария по дисциплине. Например, в теме № 5 следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:
Алгоритмдействий преподавателя при проектировании Содержания курса
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Региональное развитие и рынок труда». В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса ФГОС. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учетом количества часов, отведенных на нее учебным планом. Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУиЭ, в том числе ее электронными ресурсами. Выбор методов и форм обучения может определяться: · общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов; · особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов; · целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; · временем, отведенным на изучение того или иного материала; · уровнем подготовленности слушателей; · уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств; · уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.
Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Региональное развитие и рынок труда» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнают новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии. В качестве методических приемов создания проблемных ситуаций можно предложить следующие: · изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; · побуждение студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; · постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т. п. В форме проблемной лекции можно провести занятие по теме 3 «Потенциал региона». При подготовке к слушанию данной лекции студенты получают самостоятельное задание: · Проанализируйте природные и хозяйственные условия , ресурсы региона. · Оцените население региона, его основные характеристики(экономически активное население, численность безработных и др.). Проследите влияние демографического фактора на экономическое развитие региона. · Проведите оценку экономического потенциала региона. · В конце подведите итог и сделайте выводы по заданной теме.
Проблемный семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы. В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы студентов, как: · семинар -развернутая беседа; · проблемный семинар.
Семинар можно провести в форме развернутой беседы, во время которой демонстрируются иллюстративные материалы (презентация). Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение вопросов наибольшее число студентов, разумеется, при использовании всех средств их активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелой концентрации внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременном акцентировании внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы и т.д. Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям. В форме проблемного семинара можно провести занятие по теме 5 «Занятость населения в Северо-Западном регионе». Методические рекомендации по подготовке к семинару: 1) Рассмотреть демографическое состояние населения Северо-Западного региона. Определить его численность. 2) Выделить основные проблемы занятости населения в регионе. 3) Предложить пути решения проблем занятости, наблюдающихся в регионе. 4) В конце подведите итог и сделайте выводы по заданной теме. Презентация - это форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Как правило, представляются новые проекты, идеи и т.п. В целом задача презентации – сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше. Презентация является одной из форм самостоятельной работы студентов. Для презентации выбираются актуальные темы в соответствии с тематикой изучаемой дисциплины. Студенты занимаются подготовкой слайдов, схем, таблиц, образцов документов. В результате работы студент представляет презентацию, готовит устное выступление по выбранной теме и отвечает на вопросы учебной группы, возникающие в ходе показа. Данная рабочая программа содержит следующие сокращения: АМО- активные методы обучения ВПО – высшее профессиональное образование Д – диалоговый метод ДОУ- документационное обеспечение управления ДС - дискуссионный метод ИС - исследовательский метод ОИ -объяснительно-иллюстративный метод ОК– общекультурная компетенция ОКВ - общекультурная компетенция вузовская ООП – основная образовательная программа СРС –самостоятельная работа студентов ПК -профессиональная компетенция ПКВ -профессиональная компетенция вузовская ПС - проблемно-ситуационный метод Р – репродуктивный метод РФ – Российская Федерация ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт Разработчики:
Эксперты:
Приложение 1. План учета контрольных точек в ходе VII семестра
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |