Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Переход в частицы других частей речи



2015-11-27 2299 Обсуждений (0)
Переход в частицы других частей речи 4.67 из 5.00 3 оценки




Многие частицы образовалисьиз глаголов, наречий, местоимений, предлогов, союзов и из сочетаний слов, принадлежащих к этим частям речи. Так, частицыбы, пусть, пускай, было, почти, ведь глагольного происхождения, частицыуж, просто образованыиз наречий,и, а, как из союзов,это, то из местоимений. Путём сочетания союза и наречия, местоимения и предлога, наречия и частицыне образованы частицы как раз, что за, вовсе не, далеко неи нек. др.

Стилистические свойства и особенности употребления частиц.

По самим своим значениям большинство частиц служит для экспрессивного подчеркивания передаваемых мыслей и чувств (см. § 280). Поэтому естественно, что частицы таких групп, как усилительные (ведь, даже, ужи др.), ограничительные (лишь, только и др.), вопросительные (разве, неужели и др.), восклицательные (как, что за и под.) чаще всего употребляются в тех стилях и жанрах речи, где не только сообщается нечто, но и выражается отношение говорящего к сообщаемому.

Сравните такие примеры: Даже Петя пришёл – частица дажепередаёт следующий смысл: «говорящий не ожидал, что Петя придёт»; Почему ты принёс только эту книгу? – говорящий ожидал, что собеседник принесёт и другие книги; Неужели нельзя было сделать это заранее? – говорящий выражает с помощью частицы неужели недоумение; Что за прелесть эти сказки! (П.) – частица что за передаёт восторг и т. п.

В обиходно-бытовом стиле особую роль играют указательные частицы: с их помощью говорящий может просто указать на предмет, не называя его, так как собеседнику известно, о чём идёт речь, или же предмет находится перед глазами обоих участников разговора. Сравните диалог покупателя и продавца (речь идёт о туфлях): – Дайте, пожалуйста,вон те чёрные.– Эти? – Нет,вот те, рядом. Обычно такое употребление частиц сопровождается указательными жестами.

Некоторые частицы образуют синонимические пары; один из членов пары отличается от другого своей стилистической окраской или сферой употребления. Сравните стилистически нейтральноепусть и разговорноепускай; нейтральноенеужели, устаревшееужели, ипросторечноенеужто; нейтральноекак будто и просторечное никак (А мне,никак, опять есть хочется.– Т.); нейтральное наверное, сниженноенебось и просторечно-диалектноечай (Чай, заждался?Небось бранил дядю за то, что не едет? – Т.) и т. п.

Упражнение 364. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите (устно) роль частиц в предложении и их стилистическую окраску

1) Вот мельница! Она уж разв...лилась. (П.) 2) Чего ещё ждать? Начинать так начинать. А? Яша? (Т.) 3) – Да вы батюшка н... служили ли в вое...ой службе? (Г.) 4) Как томно был он молч...лив, Как пламе...о красноречив, В серде...ных письмах как н...брежен! (П.) 5) – Мне бы только рублей двести или даже и меньше. (Г.) 6) – Скажи-ка дядя ведь н...даром Москва спалённая пожаром французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! (Л.) 7) Как хороша как светла и добра! Нет и cp-..вненьем её н... обижу! (Фет.) 8) Тёркин – кто же он такой? Скажем открове...о: Просто парень сам собой Он обыкнове...ый. (Твардовский.)

Модальные слова.

К частицам близки слова, показывающие отношение содержания речи к действительности и о ц е н-к у, которую даёт говорящий сообщаемым фактам:конечно, действительно, безусловно, якобы, по-видимому, кажется, вероятно, очевидно, говорят и под. Такие слова называются модальными (от латинского modus – наклонение).

Среди модальных словпреобладают слова наречного происхождения, совпадающие по форме с качественными наречиями на-о; буквально, действительно, решительно, бесспорно, подлинно и др. Другие модальные слова и обороты образовались из глагольных форм: значит, кажется, признаюсь, видишь ли, знаете ли, как говорится и др.– и из форм имени существительного (без предлога и с предлогом):словом, кстати, в частности и др.

В предложении модальные слова часто играют роль вводных и выделяются запятыми, например: Кажется, я опоздал; Он, бесспорно, один из самых способных учеников. (См. часть II, «Синтаксис».)

Упражнение 365. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите и подчеркните модальные слова.

1) Он, видно, замуч...нный пирушкой или делом, сидел на свёрнутой постел... и дремал. (Л. Т.) 2) Я, кажется, человек и честный, и (не) то чтобы совсем глупый. (С.-Щ.) 3) Мне, призна...ся, совестно допытыва...ся чужой тайны. (Т.). 4) Он начал, по-видимому, утомля...ся и любимой своей деятельностью. (Гонч.). 5) Но зачем он это делал, и сам хорошенько н... знал, да вряд ли и хозяева (то) ведали. (Писем.) 6) Говорят, что ты, дескать, и вор, а молодец. (П.) 7) (Не)бось у тебя семейка (не) малая? (Герц.) 8) Знать, у бойкого народа ты могла голько роди...ся. (Г.) 9) Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною. (Г.)

МЕЖДОМЕТИЕ

§ 289.

Междометия – это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их.

Примеры. Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.) – выражается сожаление;Ба! Знакомые всё лица! (Гр.) – выражается удивление;Ух! Кончено – душе как будто легче. (П.) – выражается чувство облегчения после тяжёлого переживания;Шш... слушайте! (П.) – требование тишины; Эй, чего растянулись на дороге! (М. Г.) – оклик с целью привлечь внимание;Но! Трогай! – понукание;Тпру! Стой – требование остановки и т. п.

Междометия по значению можно разбить на следующие группы:

1) Междометия, выражающие чувства: удивление, одобрение, угрозу, укоризну, страх, печаль, горе и т. п.: а! ах! ба! ай да! ура! ужо! э-эх! тьфу! фи! фу! уф! ой-ой! ох! о! увы!

В зависимости от смысла всей речи, от интонации, от обстановки разговора некоторые из перечисленных междометий употребляются при выражении разных чувств, например:Ах, как приятно! (радость). Ах, это ужасно! (горе, возмущение).

2) Междометия, выражающие различные побуждения: вон! прочь! (желание удалить); ну! ну-те (побуждение к речи или действию); на! нате! (побуждение к тому, чтобы брали что-нибудь); цыц! те! шш! (запрещение); марш! (побуждение идти); эй! (желание, чтобы обратили внимание).

3) Междометия, выражающие различные чувства и изъявления воли по отношению к речи собеседника: вот ещё! (несогласие), ой ли? (недоверие), право! (уверение) и др.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац! хлоп! мяу! кукареку! гав-гав! Эти слова не называют звуков, издаваемых животными или предметами, а воспроизводят их путём подражания им, например: Порою двухствольное ружьё бухает раз за разом:бух-бух! (М. Г.)Бац, бац! Раздались выстрелы. (Л. Т.)

Междометия не являются членами предложения.

В роли междометий может быть употреблена любая часть речи и даже целое словосочетание, когда они служат не для называния фактов действительности, а для выражения чувств и воли; некоторые же слова, которые постоянно употребляются в этой роли, превращаются в междометия: батюшки! страсть! ужас! беда! горе! ей-богу! чёрт возьми! и др.

В свою очередь, некоторые междометия могут употребляться в значении других частей речи, и тогда они входят в состав предложения: Татьянаах! а он реветь... (П.) (Междометие ах употреблено в значении глагола, в предложении является сказуемым.) Далече грянуло ура. (Междометие ура употреблено в значении существительного, в предложении является подлежащим.)

Междометия на, ну и некоторые другие, выражающие побуждение, получают иногда окончания множественного числа повелительного наклонения: нате, нуте и т. п.

От междометий образованы слова других частей речи, например: от междометий ах, ox – ахи, охи (существительные); ахнуть, охнуть или ахать, охать (глаголы), от побудительного ну–понукать, от междометий ай, ой – глаголы айкать, ойкать.



2015-11-27 2299 Обсуждений (0)
Переход в частицы других частей речи 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Переход в частицы других частей речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)