Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема «Налоговый контроль и налоговая ответственность»



2015-11-27 778 Обсуждений (0)
Тема «Налоговый контроль и налоговая ответственность» 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Участники налоговых отношений, права и обязанности налогоплательщиков
  1. Содержание и классификация видов налогового контроля
  2. Способы обеспечения налогового контроля
  3. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

 

1.Согласно ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах являются:

1) плательщики налогов и сборов;

2) налоговые агенты;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

В ст. 21 НК РФ отраженыправа плательщиков налогов и сборов.

В ст. 23 НК РФ отражены обязанности плательщиков налогов и сборов.

 

2.Налоговый контроль– это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства уполномоченными органами.

Основная цель налогового контроля– создание эффективной системы налогообложения и достижения такого уровня налоговой дисциплины, при котором исключается нарушение налогового законодательства либо число нарушений становится незначительным.

Основными задачами налогового контроля являются:

1) обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджетную систему;

2) предупреждение нарушений налогового законодательства;

3) обеспечение неотвратимости наказания за совершение налоговых правонарушений;

4) возмещение материального ущерба государству, причиненного в результате нарушений налогового законодательства.

Содержание налогового контроля состоит в следующем:

1) наблюдение за подконтрольными субъектами и объектами;

2) прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

3) принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

4) выявление виновных и привлечение их к ответственности;

5) возмещение материального ущерба государству, причиненного в результате неисполнения плательщиками налогов/сборов, налоговыми агентами налоговых обязанностей.

Формами налогового контроля являются:

1) получение объяснений от плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов;

2) осмотр, обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) проведение налоговых проверок (камеральные/выездные) и др.

 

Классификация видов налогового контроля, согласно различных признаков:

1. В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль:

а) государственныйпроводится государственными органами (ФНС России, ФТС России);

б) негосударственный – проводится аудиторами:

- внутренний;

- внешний.

2. В зависимости от степени охвата предметов контроля:

а) выборочный предусматривает проверки части специально отобранных документов, может стать сплошным в случае обнаружения нарушений;

б) сплошной предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также исполнением иных обязанностей, предусмотренных действующим налоговым законодательством.

3. В зависимости от источников получения сведений:

а) встречный – получение информации о действиях проверяемого лица от его контрагентов, банков и др. третьих лиц;

б) фактический – проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т.д.;

в) документальный– проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов.

4. В зависимости от объема контролируемой деятельности:

а) комплексный – проверка подконтрольного субъекта по всем налогам и сборам, необходимым к начислению и оплате, исходя из осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности за определенный период времени;

б) тематический осуществляется в виде проверок по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства или в виде проверки по отдельно взятому налогу.

5. В зависимости от времени осуществления:

а) предварительный – профилактика и предупреждение выполнения налогового законодательства, к формам предварительного контроля следует относить постановку на учет, проведение семинаров, консультаций, выступлений в СМИ по разъяснению положений налогового законодательства и т.п.;

б) текущий – проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, учета оплаченных налогов и сборов, проведения сверки лицевых счетов и т.п.;

в) последующий – проводится по окончании налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок, что позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля:

- плановый – комплексная, тематическая;

- внеплановый – встречная, проверка возмещения НДС, оперативные проверки, проверка состояния сохранности активов в налоговом залоге.

6. В зависимости от места проведения:

а) камеральный – осуществляется по месту нахождения налогового органа;

б) выездной– осуществляется по месту нахождения подконтрольного объекта.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

- полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- уровнем мобилизации обязательных платежей в бюджет;

- сокращением времени на контакты с налогоплательщиками;

- качеством налоговых проверок;

- снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

3. Способы обеспечения налогового контроля:

1) Регистрация и учет налогоплательщиков – может осуществляться:

- по месту нахождения организации (ее обособленных подразделений);

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств.

2) Получение сведений от налогоплательщиков, подтверждающих правильность расчета налогов.

3) Проведение налоговых проверок (камеральные/выездные):

а) Камеральная налоговая проверка (КНП)является наиболее массовым видом проверок, т.к. наличие значительного числа налогоплательщиков не позволяет налоговым органам обеспечить 100% охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками.

Содержание проверки заключается в:

1) анализе налоговой отчетности налогоплательщика;

2) установлении логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика;

3) оценке достоверности сведений представленных налогоплательщиком.

Общая процедура проведения КНП регламентирована ст. 88 НК РФ.

Она проводится по месту нахождения налогового орган на основе следующих документов:

1) налоговых деклараций – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения; налоговой базе; налоговых льготах; исчисленной сумме налога. Формы декларации утверждаются Минфином РФ.

2) расчетов авансовых платежей;

3) расчетов сборов;

4) иных документов (право на льготы, налоговые вычеты, в т.ч. счета-фактуры и т.п.).

КНП не требует специального разрешения руководителя (зама) налогового органа на ее проведение. Проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком соответствующих документов, перечень которых строго ограничен. Истребование документов осуществляется путем вручения проверяемому лицу письменного требования. Документы представляются в виде копий, заверенных его печатью и подписью (существует запрет на требование нотариального удостоверения копий). При необходимости налоговый орган имеет право затребовать и подлинники этих документов. Документы представляются в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования. Если налогоплательщик не может их предоставить, то об этом письменно сообщает в налоговый орган с указанием причин. Руководитель налогового органа (его зам) в течение 2-х дней со дня получения такого уведомления вправе продлить сроки представления документов либо отказать.

Если были выявлены ошибки, противоречия в представленной документации, об этом сообщается налогоплательщику, который обязан в течение 5-ти дней дать пояснения, либо внести соответствующие исправления. При этом он вправе представить дополнительную документацию, подтверждающую правильность его слов и расчетов. Если все-таки будет установлен факт совершения налогового правонарушения, то должностные лица обязаны составить соответствующий акт проверки в течение 10 дней после окончания КНП в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Акт составляется в 2-х экземплярах и подписывается обеими сторонами. Он вручается налогоплательщику под расписку, либо направляется ему заказным письмом по почте, датой вручения считается 6-ой день, включая дату отправки.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, проверяемое лицо вправе в течение 15 дней со дня его получения представить в налоговый орган письменные возражения, с приложением документов, подтверждающих их обоснованность.

б) Общая процедура выездной налоговой проверки (ВНП) регламентирована ст.89 НК РФ.

Она проводится на территории налогоплательщика на основании письменного решения руководителя налогового органа (его зама).

Предметом проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты одного или нескольких налогов. При этом проверяемый период не должен превышать 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Срок ее проведения - не более 2-х месяцев, но может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев.

Налоговые органы не вправе проводить 2 и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2-х ВНП в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти в области налогов и сборов.

Эти условия не действуют при проведении повторной налоговой проверки, которая может быть проведена вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью органа, проводившего проверку. Если при этом будет выявлен факт наличия налогового правонарушения, то к налогоплательщику не будут применены налоговые санкции, за исключением случая сговора налогоплательщика и должностного лица, проводившего проверку.

При реорганизации/ликвидации организации-налогоплательщика ВНП также может проводиться независимо от предыдущей.

Критериями отбора налогоплательщиков для проведения ВНП являются:

1) налогоплательщики, попавшие в поле зрения правоохранительных органов;

2) налогоплательщики, представляющие «нулевые» бухгалтерские балансы или не представляющие отчетность в налоговый орган;

3) налогоплательщики, не проверявшиеся более 5-ти лет;

4) налогоплательщики, предложенные к проверке отделами КНП;

5) налогоплательщики, отражающие в налоговой отчетности убыток или незначительный доход в течение ряда налоговых периодов или допускающих резкие колебания размера платежей;

6) налогоплательщики, последняя проверка которых выявила существенные нарушения действующего налогового законодательства.

Оформление результатов ВНП состоит в том, что в последний день ее проведения, проверяющий орган обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику. В течение 2-х месяцев со дня составления справки, оформляется акт проверки, содержащий факты нарушений, ответственность за их совершение, а также выводы и предложения по их устранению. Акт ВНП составляется и в том случае, если нарушений выявлено не было. Если было принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности (т.е. уплате им налога, пени, штрафа), то оно вступает в силу после 10 дней с момента его вручения.

Акт вручается под расписку, либо направляется заказным письмом по почте налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте¸ то он может подать письменные возражения в налоговый орган в течение 15 дн. со дня его получения.

Акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе/в арбитражном суде в течение 3-х месяцев с момента, получения решения о привлечении к ответственности.

4. Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлены соответствующие меры ответственности (ст. 106 НК РФ). К ответственности за налоговое правонарушение может быть привлечено физическое лицо с 16-летнего возраста.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана в суде. Обязанность по доказыванию наличия налогового правонарушения и виновности, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.

Определение формы вины при совершении налогового правонарушения является важным условием определения меры ответственности (умышленное/совершенное по неосторожности).

Лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности по истечение срока исковой давности (с момента совершения до вынесения решения о привлечении истекли 3 года).

Виды налоговой ответственности:

1) пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик обязан выплатить в случае уплаты налогов и сборов в более поздние сроки, чем установлено налоговым законодательством. Она взимается за каждый календарный день просрочки, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст. 75 НК РФ).

2) штраф – это денежная сумма, которую налогоплательщик обязан выплатить в случае совершения налогового правонарушения.

Штрафы и пени могут быть уплачены добровольно, либо взысканы в принудительном порядке.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога/сбора прекращается (ст. 44 НК РФ):

1) с уплатой налога (сбора);

2) со смертью физ. лица – налогоплательщика, при этом задолженность умершего погашается наследниками в пределах стоимости наследуемого имущества;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетом РФ и др.

Основные виды правонарушений и ответственность за их совершение представлены в главе 16 НК РФ.



2015-11-27 778 Обсуждений (0)
Тема «Налоговый контроль и налоговая ответственность» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема «Налоговый контроль и налоговая ответственность»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (778)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)