Развитие речи ребенка второго года жизни
К концу первого года жизни ребенок пытается вслед за взрослыми повторять отдельные слова. Девочки начинают говорить раньше — на 8—9-м месяце жизни, мальчики позже— на 11—12-м. Первые слова, которые произносит ребенок, как правило, МА-МА, ПА-ПА, БА-БА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ, АМ-АМ и т.д. Все существительные употребляются в именительным падеже и единственном числе. К полутора годам ребенок попытается связать два слова: «Мама! Дай!», усваивает повелительное наклонение глаголов: «ИДИ!», «Дай!», «Положи!», выражающих его желание и потому имеющих для него важное значение. Месяца через два появляются формы множественного числа: КИСКА — КИСКИ. К двум годам жизни активный словарь ребенка включает до 1000 слов. Поскольку он уже задает первый .вопрос: «Что это?», он усваивает названия многих предметов, и в начале второго года жизни слова становятся для него сигналами соответствующих предметов: ЭТО СТОЛ, ЭТО ЛИСА. Одновременно запоминаются и названия действий: ДАЙ, ВОЗЬМИ, ПОКАЖИ, ПОЛОЖИ. От слова к понятию Для того, чтобы вычленить из словосочетания (ДАЙ РУЧКУ) отдельные слова (ДАЙ и РУЧКУ), и ребенку, и взрослому надо немало потрудиться. Мама моет сыну ручки и говорит: «Где ручка? Вот ручка у Мити! Вымоем ручки чисто-чисто!» Слово ДАЙ тоже употребляется в сочетании с различными словами и по отношению к разным предметам: «Дай куклу!», «Дай ложку!». Предмет не только много раз показывается малышу, ему дают его потрогать, просят назвать его. Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово ПОМИДОР. Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь. Родители должны знать, что для превращения слова-названия в слово-понятие важно выработать на него большое число двигательных условных связей. Интересный эксперимент, проведенный психологами в Доме ребенка, описан М.М. Кольцовой в книге «Ребенок учится говорить». Изучали две группы детей от 1 года до 1 года 3 месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз по пять секунд показывали незнакомый предмет (КНИГУ) и говорили: «Книга, это книга». Дети каждый раз обращали взгляд в сторону показываемого предмета. За время наблюдения реакция была повторена 500 раз. С детьми второй группы также использовали КНИГУ, но производили большое количество действий: «ВОТ КНИГА», «ОТКРОЙ КНИГУ», «ЗАКРОЙ КНИГУ», «ПОЛОЖИ КНИГУ» и т.д. — всего 20 такого рода команд, каждая из которых требовала двигательных реакций. В результате на просьбу дать книгу дети из первой группы брали ту книгу, с которой имели дело в предыдущих опытах, и отдавали ее. Когда просили взять еще какую-нибудь книгу, то они либо брали любой другой предмет (куклу, машинку), либо двигательной реакции не следовало вообще. То есть для них слово КНИГА осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Все малыши второй группы выбрали из лежащих перед ними предметов сначала знакомую им книгу, а затем и все остальные. Они не только отличали книги от других предметов, но и смогли обобщить их словом КНИГА. Значит, слово стало для них понятием, относящимся ко многим предметам, в чем-то сходным, а в чем-то различающимся между собой. Следовательно, родители должны учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т.д. Малыш не должен быть предоставлен себе — он должен под руководством взрослого учиться нужным действиям с предметами, потому что это развивает его мышление. Пока сам ребенок не знает, что и как делать, ему надо показать и подсказывать даже самые простые действия, научить его этим действиям. Девочек, скажем, играть в куклы, одевать и раздевать их, кормить, купать и т.д. Мальчиков — складывать из кубиков дом, катать машинки и т.д. Все действия необходимо комментировать: «Вот белое платье. Надень кукле Маше платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате — топ, топ...» Мама включается в игру и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формированию обобщающих понятий. Различают четыре степени обобщения: 1 степень— слово обозначает один конкретный предмет (ЭТО КУКЛА; ЭТО КУБИК). Оно совпало с ощущениями от него и между ними образовалась прочная связь. 2 степень— слово обозначает уже группу однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле). Значение его шире, менее конкретно, менее связано с каким-то определенным предметом. 1 и 2 степени обобщения доступны детям второго года жизни. 3 степень— слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (ОДЕЖДА, ПОСУДА, ИГРУШКИ). Эта степень обобщения достигается детьми к трем годам. 4 степень— слово как бы аккумулирует предыдущие уровни обобщения (ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ и т.д.) Такой уровень обобщения доступен лишь к четырем годам. При 1 и 2 степени обобщения ребенок должен связать слово с ощущениями от данного предметами и, главное, действиями, которые он с ним производит. В свое время И.М. Сеченов приводил наглядный пример с колокольчиком: малыш видит его — получает зрительное ощущение, трогает — получает осязательное ощущение, колокольчик издает звук — слуховое ощущение, и, наконец, взрослый говорит «динь-динь». На втором году жизни ребенок уже понимает, что каждый предмет имеет название, что каждое свойство предмета — большой или маленький, красный — синий, соленый — сладкий — тоже имеет название, как и всякое действие — съел, пошел* заговорил. Малыш узнает, что предметы и действия объединяются в группы, имеющие словесные обозначения: еда, игра, посуда и т.д. Звуки речи Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает: губные звуки — п, пь, б, бь, м, мь; губно-зубные — ф, фь, в, вь; переднеязычные — т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль; заднеязычные — к, кь, г, гь, х, хь. Свистящие звуки (с, сь, з, зь), шипящие (ш, щ, ж, ч) и сонорные (р, рь, л, ль) ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет. Задача родителей — проводить подготовительную работу, которая поможет ему овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ему определить игрушку по звукоподражанию (используя озвученные собачку, кошку и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан и т.д.). Мы произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем этих движений развиваются у ребенка постепенно. Мы можем помочь ему в этом упражнениями артикуляционной гимнастики. С детьми от 1 года до 2 лет можно поиграть в ЛОШАДКУ — пощелкать языком, широко раскрывая рот, причем лошадка едет то медленно, то быстро. Упражнение «Лошадка» способствует укреплению мышц языка и его подъему вверх за счет подтягивания подъязычной связки. Пользуясь тем, что от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков, очень важно воспитывать у него потребность в общении, внимание к речи окружающих, а также речевую память и умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |