Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2 Анализ основных методов надзора и регулирования деятельности банков в Республике Беларусь



2015-11-27 449 Обсуждений (0)
Глава 2 Анализ основных методов надзора и регулирования деятельности банков в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С соответствие со ст. 26 Банковского кодекса Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею [1].

Методами банковского регулирования могут быть: документар­ный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, ре­гистрация (выдача лицензий) и т.д.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет надзор за работой коммерческих банков по следующим направ­лениям:

- стабилизация денежного оборота, контроль за количеством (суммой) платежных средств в стране (соблюдение норматива обязательных резервов, размещенных в Национальном банке; регулирование кредитного и фондового рынка; порядок совер­шения эмиссионно-кассовых операций; установление курсов валют и др.);

- обеспечение надежности и гарантии работы банков мера­ми безопасности (соблюдение показателей ликвидности банка, экономических нормативов; создание обязательных резервов в качестве комиссионных мер на случай будущих потерь от не­возврата долгов; степень рисков операций; страхование депо­зитных, вкладных, кредитных и других операций);

- установление справедливого подхода ко всем клиентам банка: физическим и юридическим лицам; различным собствен­никам; акционерам и учредителям банков.

Для реализации функций в области банковского надзора осуществляются проверки представителями Национального бан­ка и по его поручению аудиторскими организациями (аудито­рами). Порядок проведения проверок банков определяется На­циональным банком. [12, с. 59]

В ходе проверок операций банков используются:

- анализ счетов, записей и других документов банка;

- отчеты внутреннего и внешнего аудита;

- информация по крупным рискам;

- анализ уровня принятия решений;

- классификация рисков по категориям;

- анализ осведомленности банка о клиенте, кредитоспособ­ности;

- отчеты банка и филиалов.

Отчетность должна включать основные балансовые показатели, проверенные аудиторскими фирмами, дополнительные показатели. Такие отчеты могут ис­пользоваться для оценки надлежащего осуществления банков­ской деятельности, определения тенденций в динамике дохо­дов или уровне резервов и др.

Для выполнения своих функций по надзору Национальный банк устанавливает для банков и при необходимости иных орга­низаций объем представляемой бухгалтерской и статистичес­кой отчетности; посещает банки, предприятия, проверяет бух­галтерские счета и другие документы.

При банковском надзоре должны соблюдаться определен­ные условия:

- универсальность и обязательность. Под надзор должны подпадать все банки независимо от формы их собственности;

- единство требований. Ко всем банкам органами надзора должны применяться одинаковые требования и обязательные нормативы;

- комплексный характер надзора на основе учета всех опе­раций банка, его филиалов и отделений;

- сочетание предварительного, текущего и последующего надзора, начиная с создания банка;

- единые базовые принципы надзора.

Одним из важнейших методов регулирования деятельности коммерческих банков Национальным является порядок установления экономических нормативов, выполнение которых обязательно [9, с. 89]. Эти нормативы установлены инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций от 28 сентября 2006 г. N 137 (с последними изменениями и дополнениями) [14].

В Инструкции модифицированы принципы и подходы к оценке рисков в деятельности банков, что соответствует цели обеспечения безопасного и ликвидного функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов и вкладчиков. Основным ориентиром при этом является приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами.

Перечислим эти нормативы:

- минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;

- предельный размер неденежной части уставного фонда;

- минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка;

- нормативы ликвидности;

- нормативы достаточности капитала;

- максимальный размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов);

- максимальный размер крупных рисков;

- максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц;

- максимальный размер рисков по инсайдерам и связанным с ними лицам;

- максимальный размер риска по средствам, размещенным в зарубежных странах, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР);

- норматив участия банка в инвестиционной деятельности;

- норматив валютного риска (открытой валютной позиции);

- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

- максимальный размер собственных вексельных обязательств;

- максимальный размер привлеченных средств физических лиц;

- норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.

Особенности применения экономических нормативов для банков, создаваемых на территории свободных экономических зон Республики Беларусь, регулируются отдельными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

Нормативы размера уставного фонда и собственных средств (капитала) банка

Устанавливая минимальный размер уставного фонда и суммы собственных средств, Национальный банк ограждает банковскую систему от создания маломощных банков. Практика показывает, что крупные банки с достаточной суммой собственного капитала более устойчивы ко всякого рода финансовым потрясениям. Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионам евро.

Нормативное значение минимального размера уставного фонда определяется на каждый последующий квартал исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Национальным банком по состоянию на первое число данного квартала.

Предельный размер неденежной части уставного фонда для банка независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10 процентов - в последующие годы.

Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка, небанковской кредитно-финансовой организации, рассчитываемого в соответствии с Инструкцией №137, устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллиона евро; для действующего банка, небанковской кредитно-финансовой организации, имеющего (имеющей) право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, - в сумме, эквивалентной 25,0 миллиона евро. На нашем примере, у ОАО «АСБ Беларусбанк» собственный капитал по состоянию на 01.10.2010г. был сформирован в сумме 886,3 млн. евро (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Динамика нормативного капитала ОАО «АСБ Беларусбанк»

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10]

 

Динамика изменения нормативного капитала летом 2010 года была обусловлена колебаниями курса евро в пределах 3700-4100 белорусских рублей.

Нормативное значение минимального размера собственных средств определяется на каждый последующий квартал исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Национальным банком по состоянию на первое число данного квартала.

Нормативы ликвидности

Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Соблюдение нормативов ликвидности необходимо для устойчивой деятельности банка.

Ликвидность определяется сбалансированностью активов и пассивов, степенью соответствия сроков размещения активов и привлеченных средств и другими факторами. С этой целью банк должен руководствоваться разработанной им стратегией управления ликвидностью, адекватной его собственным потребностям и обеспечивающей своевременное выполнение обязательств, а также располагать системой раннего предупреждения и системой стресс-тестов, позволяющими оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности банка, и механизмом минимизации их негативных последствий.

В целях контроля за состоянием ликвидности банка Национальным банком устанавливаются следующие нормативы ликвидности: мгновенная ликвидность; текущая ликвидность; краткосрочная ликвидность; минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.

Мгновенная ликвидность характеризует соотношение балансовой суммы активов до востребования и пассивов (обязательств) до востребования и с просроченными сроками. Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности устанавливается в размере 20 процентов. Значение мгновенной ликвидности по ОАО «АСБ Беларусбанк» по состоянию на 01.10.2010г. составляло 731,5 %.

Текущая ликвидность характеризует соотношение балансовой суммы активов с оставшимся сроком погашения до 1 месяца, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до 1 месяца, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы).

Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности устанавливается в размере 70 процентов. В нашем случае по состоянию на 01.10.2010г. коэффициент был равен 266,8%.

Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 12 месяцев (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 12 месяцев (требуемая ликвидность). Принцип расчета краткосрочной ликвидности состоит в сопоставлении фактической ликвидности с требуемой.

Фактическая ликвидность - это имеющиеся активы для оплаты обязательств в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств.

Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере не менее 1. По банку он равнялся 2,2.

В целях поддержания банками достаточного уровня ликвидных активов устанавливается минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.

Минимально допустимое значение соотношения ликвидных и суммарных активов банка устанавливается в размере 20 процентов. Здесь у ОАО «АСБ Беларусбанк» тоже наблюдается выполнение норматива– данной соотношение составило 29,5 % по состоянию на 01.10.2010г.

Нормативы достаточности капитала

Достаточность капитала показывает насколько размер капитала банка адекватен размеру рисков, которые банк принимает на себя. Норматив достаточности капитала – это установленное предельное процентное соотношение размера (части) собственных средств (капитала) банка и общей суммы активов и внебалансовых обязательств, оцененных по уровню риска, за минусом суммы созданных резервов.

В целях контроля за достаточностью капитала устанавливаются следующие нормативы: достаточность собственного капитала; достаточность основного капитала.

Норматив достаточности собственного капитала в первые два года после государственной регистрации вновь созданного банка устанавливается в размере 14 процентов, в последующие годы деятельности - 10 процентов. По рассматриваемому банку данный коэффициент составил 12,7 %.

Норматив достаточности основного капитала банка в первые два года после его государственной регистрации устанавливается в размере 7 процентов, в последующие годы деятельности - 5 процентов. В ОАО «Беларусбанк» данный коэффициент превышал нормативный почти в 2 раза и составил 9,6%.

Максимальный размер привлеченных средств физических лиц

В целях ограничения рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков и кредиторов, поддержания банками достаточного объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами для банков устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка, небанковской кредитно-финансовой организации с ограниченным риском не может превышать 1. По ОАО «АСБ Беларусбанк» данный показатель по состоянию на 01.01.2010г. был равен 0,5.

Необходимо также отметить, что в соответствие с Инструкцией Национального банка «О порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе», банки должны создавать резервы под проводимые активные операции [7]. Необходимость создания резервов продиктовано практикой функционирования банков, когда невозвращенные ранее кредиты могут существенно пошатнуть финансовое положение банка и привести его к банкротству.

В соответствие с инструкцией, классификация активов, подверженных кредитному риску, по степени надежности производится в зависимости от уровня кредитного риска. В зависимости от уровня кредитного риска активы, подверженные кредитному риску, подразделяются на пять групп риска, причем по I группе риска специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, за исключением средств, размещенных на корреспондентских счетах в других банках и средств в расчетах по операциям с банками, формируется в размере 1 процента от общей суммы задолженности по соответствующим активам, классифицированным по данной группе риска. По II группе риска специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, формируется в размере от 10 до 30 процентов от общей суммы задолженности. По III группе – в размере от 30 до 50 процентов от общей суммы задолженности. По IV группе риска – в размере от 50 до 100 процентов от общей суммы задолженности. А по V группе специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, формируется в размере 100 процентов от общей суммы задолженности.

Отчисления в специальные резервы на покрытие возможных убытков (далее - резервы) относятся на расходы банка в полном размере независимо от величины полученных доходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ОАО «АСБ Беларусбанк» резерв был сформирован не в полном объеме (рисунок 2.2).

По состоянию на 01.10.2010 года резерв по активам, подверженным кредитному риску был создан не в полном объеме. Дело в том, что Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. №137 и от 28 сентября 2006 г. №138» от 23.09.2009 №159, введенным в действие с 14 октября 2009 г. изменены подходы к классификации активов и операций, не отраженных на балансе, что в значительной степени увеличило объем требуемых специальных резервов.

 

Рисунок 2.2 – Размер фактически созданных и требуемых специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе на 01.10.2010.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10]

 

Национальный банк предоставил банкам право сформировать в полном объеме специальные резервы на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, до 31 декабря 2010 г.

В случае неудовлетворения установленных нормативов предъявляемым требованиям, Национальный банк вправе применить санкции штрафного характера, которые более подробно будут раскрыты в следующей главе.

 

 



2015-11-27 449 Обсуждений (0)
Глава 2 Анализ основных методов надзора и регулирования деятельности банков в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2 Анализ основных методов надзора и регулирования деятельности банков в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (449)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)