Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТАБЛИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ



2015-11-27 269 Обсуждений (0)
ТАБЛИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов

 

Данные таблицы являются итогом многолетней научной и преподавательской работы. В них сделана попытка связать в единую схему следующее: 1) процесс развития общества с точки зрения коэволюции природы и общества; 2) исторические типы мировоззрения, соответствующие типам общества с точки зрения коэволюции; 3) философские концепции, обосновывающие или критикующие эти типы мировоззрения и через эту критику выводящие общественную мысль за их пределы; 4) парадигмы социального знания, сформированные на основе определенных типов мировоззрения и доминирующие в определенную историческую эпоху в общественном сознании; 5) исторические типы (парадигмы) научного знания, тесно связанные с парадигмами социального знания; 6) великие проекты модерна, обосновывающие социальные и научные революции своей эпохи; 7) смысловое содержание основных философских понятий (бытие, человек, идеальное, материя природа и т. д.), характерное для определенных исторических типов парадигм социального знания. Данные таблицы, с нашей точки зрения, позволят, с одной стороны, представить целостную картину развития социального знания в связи с развитием общества, философии и науки, а с другой — продолжить работу над уточнением, дополнением и развитием данной картины. Кроме того, представленные таблицы, на наш взгляд, дадут возможность связать исторический процесс развития философии и современные проблемы философии в единую систему, что, безусловно, сыграет свою роль в преподавании философии в высших учебных заведениях.

 


 

1. ТИПЫ ОБЩЕСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Архаическое общество: превращение природной биопсихической энергии организма чел-ка в социальные силы — возникновение общ-ва и чел. Присваивающее хозяйство. Социальная однородность членов первобыт. коллектива: первобыт. «коммунизм». Единство кровнородственной и социальной организации общ-ва. Господство мифолог. мышления Аграрно-традиционное общество: превращение энергии биосферы Земли в социальные силы и источники развития общества — появление земледелия и скотоводства. Циклический характер обществ. производства и социальной жизни. Производящее хозяйство. Прибавочный продукт. Социальное неравенство, кастово-сословная социальная структура. Государство как система управления обществом. Приверженность традициям в духовной жизни. Доминирование космоцентрического и теоцентрического типов мировоззрения в общественном сознании. Техногенное общество: превращение космических сил природы в социальные силы и источники развития общества (пар, электричество, химические процессы, ядерная энергия). Резкое ускорение социально-экономического развития. Расширенное воспроизводство. Классовая социальная структура. Взаимодействие граждан. общ-ва и гос-ва в управлении обществом. Приоритет новаций над традициями в духовной жизни. Проекты модерна. Доминирование научного типа мировоззрения.
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 1 этап 2 этап 3 этап
ок. 40 тыс. л. назад – ок. 10 тыс. л. назад: формирование надбиолог. регулир. биопсихич. жизни в условиях род. строя; контрол. инстинктов самосохр. и продолж. рода надбиолог. ценностями. ок. 10 тыс. л. назад – ок. 6 тыс. л. назад кризис арх. общ-ва: Кризис присваивающего хоз-ва. Неолитическая революция и формир. предпосылок появление агр.-тр. общ-ва Зарождение первых гидравлических цивилизаций по берегам великих рек (Нил, Тигр и т.д.): 5 тыс. до н.э. – IX в. до н.э. Осевое время:расшир. ареала распространения агр.-тр. цивилизаций IX в. до н.э. – IV в. на Востоке до XIX в. Великое переселение народов в Евразии. Распростр. агр.-тр. общ-ва на Восток и Север Евразии: V в. – XIV в. Кризис агр.-тр. общества в Запад. Европе: XIV – перв. пол. XVII вв.Аграр. перенаселение. Эпоха географ. открытий. Религиозные войны Доиндустриальный:формирование соц. и культур. предпосылок для промышл. переворотаXVII – XVIII вв. Возникновение и развитие индустриального общ-ва. Промыш. перевороты. Распространение техноген. общ-ва по всем регионам Земного шара: XIX – перв. пол. XX вв. Кризис техноген. общ-ва. Возникновение глобальных проблем. Экологический кризис. Нарастание угрозы глобальной катастрофы:втор. половина XX – нач. XXI вв.
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мифологический Космо-центрический Теоцентрический Научно–антропоцентрический Научно–антропокосмический (формирующийся)
1) синкретизм мифологического сознания; 2) отсутствие границ между естественным и сверхъестественным; 3) образный язык мифа; 4) магия, тотемизм, анимизм; 5) отсутствие каузальных объяснений природных процессов; 6) отсутствие доказательства того, что в мифе утверждается. Миф как способ познания и самопознания архаического общ-ва. Кризис мифологического мышления. Стремление упорядочить мифологические сказания, построить иерархию богов. Миф как легитимация зарождающегося социального неравенства Политеистические религиозные представления. Природа, общество и человек рассматриваются как составные элементы космического целого, подчиняющиеся его общим Законам: Дао, Кармы, Логоса. Монотеистические религиозные представления. Доминир. роль религии в общест. сознании. Идея Бога-творца. Противопоставление Бога и мира. Человек как образ и подобие Бога и венец божественного творения. Культ Откровения Бога — Священного Писания. Провиденциализм в понимании истории общ-ва и личной судьбы человека. Секуляризация общественного сознания. Автономизация форм общественного сознания: науки, искусства, морали, религии. Доминирование науки как истор. типа мировоззрения в обществ. сознании. Понимание науки как способа господства человека над природой: знание — сила. Антропоцентризм как концепция бытия. Классическая, дисциплинарно организованная и неклассическая наука как формы научного мировоззрения. Формирование постнеклассической науки как современной формы научного мировоззрения и рациональности. Постнеклассическая наука как способ решения глобальных проблем современности. Антропокосмизм как современная концепция бытия.

 

 

3. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, обосновывающие новые типы мировоззрения и парадигмы социального знания
Арх Аг-т–1 Аг-т–2 Аг-т–3 Аг-т–4 Тех–1 Тех–2 Тех–3
IX в. до н.э. – III в. до н.э. Появление первых фил-ских учений. Др. Восток: Индия — Упанишады, Буддизм, классич. и неклассич. школы инд. фил-фии. Китай — Конфуций, Лао-Цзы, Сюнь-Цзы. Космоцентрический характер восточной фил-фии. Традиционализм вост. филос. мысли. Особенности формир. древнегреч. полисной демократии. Становление полис. демократии и натурфилософия досократиков (кон. VII — перв. пол. V в. до н.э.). Школа софистов и классич. древнегреч. фил-фия (Сократ, Платон, Аристотель) и расцвет полис. демократии (втор. пол. V — кон. IV в. до н.э.) Философия эллинизма (скептики, стоики, эпикурейцы) и закат полис. демократии (III в. до н.э. — III в. н.э.). Неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Прокл) как выражение кризиса античной цивилизации. Кризис космоцентрического мировоззрения в работах представителей классической древнегреческой философии и неоплатонизма. Античные (Платон, Аристотель, неоплатоники) и ветхозавет. источники христианства и ислама. Христианство как синтез культур. Апологетика, патристика, схоластика как этапы развития средневек. фил-фии. Ранняя схоластика V–X вв. Высокая схоластика XI–XIII вв. (Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Поздняя схоластика XIV – XV вв. Д. Скотт, У. Оккам, М. Экхарт, Р. Бэкон. Философия эпохи Возрожд. XIV–XVI вв. Итальян. Возрождение XIV–пер. пол. XV вв. Л. Бруни, Л. Валла, Н. Кузанский. Флорентийские неоплатоники. Северное Возрожд. вт. пол. XV–нач. XVI вв. (Д. Колет, Т. Мор, Э. Лефевр д’Этапль, И. Рейхлин, Эразм Роттердамский). Фил-кая мысль поздней схоластики и Возрожд. как идейная подготовка Реформации и коперниканской науч. рев-ции. Первый постмодерн: М. Монтень, Ж. Шаррон, П. Бейль. Идеи религ-ного скептицизма и секулярности. Фил-фия XVII в.(Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза) как переосмысление итогов и результатов Реформации и коперниканской науч. рев-ции. Формир. идей классич. науки и естественно-правовой парадигмы соц. знания. Формир. научно-антропоцентрического типа мировоззрения. Критика великих метафизических концепций XVII в. Д. Локком, И. Ньютоном и Г. Лейбницем. Формир. идей европейского Просвещения XVIII в. Критика христианства Вольтером, материализм П. Гольбаха, А. Гельвеция, Д. Дидро, соц.-фил-ские концепции Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. Роль европ. Просвещения в идейной подготовке соц. рев-ций в Европе и Америке кон. XVIII — перв. пол. XIX вв. (1776–1848 гг.). Второй «постмодерн» европ. романтизм кон. XVIII–нач. XIX вв. Критика рационализма Просвещения. Нем. классич. фил-фия кон. XVIII — нач. XIX вв. Формирование идей культуро-исторической парадигмы соц. знания и эволюционизма в естествознании. Критика панлогизма Г.В.Ф. Гегеля А. Шопенгауэром, С. Кьеркегором, О. Контом и К. Марксом. Формир. неклассич. философии вт. пол. XIX — нач. XX вв. Роль марксизма в идейной подготовке соц. рев-ций перв. пол. XX вв. (1917–1968 гг.). Фил-фия XX в. как процесс осмысления итогов и последствий научных и соц. рев-ций перв. пол. XX в. Феноменология—экзистенциализм—герменевтика: от «фундаментальной» онтологии к критике универсалий культуры техноген. общ-ва. Позитивизм—неопозитивизм—постпозитивизм как критика теоретич. оснований позитивистской фил-фии. Марксизм—неомарксизм—постмарксизм как переосмысление теоретич. принципов классич. марксизма. Постмодернизм как завершение фил-фии ХХ в. Идейные предпосылки эколого-футурологич. парадигмы соц. знания: 1) критика универсалий культуры техноген. общ-ва в классич. работах К. Маркса, Ф. Ницше и М. Хайдеггера; 2) идеи русского космизма XX в. и их развитие в работах советских фил-фов (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, Н.Н. Моисеев); 3) критика логоцентризма, европоцентризма и историцизма в работах фил-фов постмодернистов Ж. Деррида, Ф. Лиотара, Ж. Делёза; 4) критика техноген. общ-ва в работах представителей Римского и Будапештского клубов (А. Печчеи, А. Кинг, Э. Ласло); 5) критика позднего капитализма в работах Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермаса; 6) современ. критич. социология (И. Валлерстайн, З. Бауман, У. Бек); 7) Идеи синергетики (И. Пригожин, Г. Хакен).

 

4. ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ
Арх Аг-т–1 Аг-т–2 Аг-т–3 Аг-т–4 Тех–1 Тех–2 Тех–3
Мифологическая Космоцентрическая Теоцентрическая Естественно-правовая Культуро-историческая Эколого-футурологическая
Миф как способ укрепления единства рода. Играет прогрессивную роль в становлении человеческого общ-ва Миф как обоснование власти восточ. деспотов и соц. неравенства. Кризис мифологич. парадигмы соц. знания. Общ-во как составная часть целостного Космоса. Циклический характер развития и функционирования общ-ва. Выводимость законов функционирования общ-ва из вечных законов косм. порядка (Дао, Кармы, Логоса). Акцент на вечности соц. иерархии и соц. порядка, укорененных в иерархии и порядке Космоса. Формы теоцентрической парадигмы социального знания. Особенности христ-ва как мировой религии. Возникновение христ-ва как духовная революция античного общества. догматизация христ-кого вероучения и иерархизация христ-кой церкви в эпоху поздней Римской империи. Превращение католич. и православ. церквей в условиях аграрно-традиц. общества в духовный и светский оплот существующего соц. порядка. Противоречивость христ-ва как теоцентрич. парадигмы соц. знания: 1) отказ от существующего соц. порядка как проявления господства «князя мира сего» и апологетика соц. иерархии и неравенства как воплощения вечного мирового порядка созданного Богом мира; 2) идея богоподобности человека и концепция первородного греха и изначальной падшести человека; 3) идеал христианского братства и сакрализация жесткой церковной иерархии; 4) акцент на духовной свободе, свободном выборе верующего и притязания на духовное господство и подавление инакомыслия; 5) обращение к активности человека как «соработника» Бога и апология пассивной смиренности и ожидания чуда «второго» пришествия; 6) «Царство Божье» как идеал человеческого братства и солидарности на Земле и как потустороннее воздаяние. Возможность идеологии социального протеста на основе христианства. Консервативно-охранительное и радикально-революционное направления в истории социальной мысли христ-ва. Десакрализация обществознания. Общ-во и гос-тво как результат сознат. деятельности чел-ка. Образец социального знания — математика. Теория обществен. договора. Концепция естеств. прав чел-ка. Идея правового гос-ва и разделения властей. Обоснование революционных изменений неразумного общ-ва. Идея общественного прогресса как результат Просвещения. Цель общественного развития — формир. разумного обществен. устройства («Царства Разума»). Противопоставление наук о природе наукам о культуре. Несводимость законов общ-ва к законам природы. Общ-во как развивающаяся система. Четкое разграничение общ-ва и гос-ва. Идея гражданского общ-ва. Гос-во как продукт исторического развития общ-ва. Права чел-ка как продукт исторического развития. Историзм как основной метод познания социальных явлений. Идея Большой или Универсальной истории. История человечества как этап эволюции Вселенной. Основные характеристики эколого-футурологической парадигмы соц. знания: философия как критическая рефлексия над универсалиями культуры техногенного общества; антропокосмизм как современная концепция бытия, постнеклассическая наука как новый тип научного мировоззрения; футуросинергетика и мир-системный анализ как методология современного соц. познания, глобальная социальная демократия как идеал общественного развития; диалог культур как основа духовного развития общ-ва.

 

5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Арх Аг-т–1 Аг-т–2 Аг-т–3 Аг-т–4 Тех–1 Тех–2 Тех–3
Мифологическая Космоцентрическая Теоцентрическая Естественно-правовая Культуро-историческая Эколого-футурологическая
Восточная преднаука: 1) отсутствие теоретич. ориентации знания, нацеленность на непосредственные практич. действия; 2) традиция как основа знания; 3) кастовая наследственность в овладении знанием; 4) неразвитость критич. рефлексии над деятельностью; 5) акцент на решении прикладных задач; 6) отсутствие систематики и обоснованности знаний Античная преднаука: 1) формирование теоретических оснований научного знания (пример геометрии Эвклида), частные науки как следствия Метафизики; 2) критическое отношение к традициям; опыт философских дискуссий; 3) философские школы: собрание людей для поиска истины как прообраз научных школ; 4) приоритет теоретической рефлексии над практической деятельностью; 5) акцент на решении теоретических задач; 6) формирование первых научных систематик (система знаний Аристотеля). Теоретическая созерцательность античной науки. Качественная физика, отсутствие экспериментального, математического естествознания. Преднаука в эпохи Средневековья иВозрождения. Разбожествление природы в теоцентрической картине мира. Natura naturata и natura naturans. Появление первых механистических концепций в философии позднего Средневековья: Уильям Оккам, Николай Орем, Альберт Саксонский. Идеи опытного математического естествознания (Роджер Бэкон). Накопление эмпирического знания о мире. Великие географические открытия. Зачатки экспериментального метода в работах Леонардо да Винчи. Идейная подготовка Коперниканской революции: У. Оккам, Н. Кузанский. Научная революция Коперника. Развитие идей Коперника в работах И. Кеплера. Эксперимент и математическая обработка данных в работах Г. Галилея. Классическая наука XVII–XVIII вв.: 1) идея суверенности познающего разума (cogito Р. Декарта); 2) объективность знания достигается, когда из описания и объяснения исключается все то, что относится к субъекту познавательной деятельности (принцип сомнения Декарта, критика идолов Ф. Бэкона); 3) Идеал познания — в построении окончательной абсолютно истинной картины природы (механицизм Р. Декарта и И. Ньютона); 4) поиск очевидных онтологических принципов (Р. Декарт — сведение материи к протяженности, И. Ньютон — сведение материи к веществу, обладающего массой покоя). Классический тип рациональности: акцент на предметной стороне познания, объектив. параметры познания; естественнонауч. познание как образец для обществознания; юриспруденция как основная дисциплина наук об обществе. Научные рев-ции конца XVIII — перв. пол. XIX вв. Открытия в области электричества Кулона, Вольта, Фарадея. Первые идеи эволюции в биологии (Ж.Б. Ламарк), эволюционизм в геологии (Ч. Лайель), закономерности химических процессов (А. Лавуазье). Дисциплинарно организованная наука: 1) специальные картины природы (в химии, биологии, физике электричества), несводимые к механистической картине мира; 2) дифференциация дисциплинарных норм исследования, не редуцируемых к тем нормам, которые имелись в арсенале механистического естествознания. Четкое разграничение наук о природе и наук о культуре. Методологическое разграничение объяснения и понимания. Формирование понятий о специфике социального познания и закономерностях общественного развития. Дифференциация обществознания; появление политэкономии, социологии, политологии, психологии. Научная революция конца XIX — начала ХХ вв. Теория относительности А. Эйнштейна, квантовая механика Н. Бора, В. Гейзенберга. Неклассическая наука: 1) отказ от онтологизма, понимание относительности картин мира (теория относительности Эйнштейна — зависимость картин мира от координат наблюдателя); 2) истинность разных теоретических описаний одной и той же объективной реальности (принцип дополнительности Н. Бора); 3) устанавливается взаимосвязь между онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого познается объект (принцип неопределенности В. Гейзенберга). Неклассический тип рациональности: учет связей между знанием об объекте и знанием о средствах деятельности с ним. Научная революция середины ХХ в. — кибернетика (Н. Винер), молекулярная генетика (Дж. Уотсон и Ф. Крик), революция в астрофизике. Постнеклассическая наука: 1) осмысление историчности не только научных картин мира, но и самих идеалов и норм научного знания (концепция парадигм и научных революций (Т. Кун); 2) социальные последствия и условия существования науки; 3) включение ценностного подхода в научных исследованиях при описании и исследовании объектов науки (экологическая этика); 4) Все объекты науки рассматриваются в их историческом развитии (глобальный эволюционизм); 5) междисциплинарные исследования человекоразмерных систем (экосистем); 6) постнеклассическая рациональность: учет соотнесения наличных знаний об объекте не только со средствами деятельности с ним, но и с ценностно-целевыми установками познания; нелинейность и неравновесность, эволюционный подход; научная рациональность как открытая, нежесткая, мягкая, нестрогая.

 

6. ПРОЕКТЫ МОДЕРНА
Арх Аг-т–1 Аг-т–2 Аг-т–3 Аг-т–4 Тех–1 Тех–2 Тех–3
Мифологическая Космоцентрическая Теоцентрическая Естественно-правовая Культуро-историческая Эколого-футурологическая
1. Реформация. Проект модерна подготовлен философской мыслью поздней схоластики (У. Оккам, М. Экхарт, Д. Скотт) и философией эпохи Возрождения (Л. Валла, Эразм Роттердамский, И. Рейхлин). 1) Отриц. посредств. роли церкви между чел. и Богом; идея всесвященства (разруш. средневек. иерархизма). 2) Идея мирской аскезы (дух капитализма); 3) Отрицание схоластич. фил-фии (путь к новой науке). Субъект преобразований: светские сословия. Эпоха ранних буржуазных революций (1517—1649 гг.). Становление соц. структуры техноген. общ-ва. 2. Просвещение. Проект модерна подготовлен классической европейской философией XVII в. (Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Лейбниц). 1) Секуляризация обществ. мысли: гос-во и общ-во как результат деятель-ти самих людей (обществ. договор). 2) Концеп. неотчуждаемых естест-ных прав чел-ка (свобода, равенство, собственность). 3) Концеп. парламентаризма, раздел. властей, подчин. исполн. власти законодатель. — становлен. полит. организ. техноген. общ-ва. Субъект преобразов. — третье сословие. «Век революций» (1776—1848 гг.). 3. Марксизм. Проект модерна подготовлен — нем. классич. филос. конца XVIII в. — нач. XIX вв. (Кант, Гегель, Фейербах), утопич. социализм, классич. политэкономия. 1) Идея социального освобождения и равенства; социальные права чел-ка. 2) Контроль общ-ва над развитием производства и распределения материальных благ. 3) Реальный гуманизм (развит. каждого как условие развит. всех). Субъект изменений — пролетариат в национал. гос-вах Запада и Востока. Эпоха революций (1917—1968 гг.). Новый проект модерна. Источник — филос. мысль XX в.: неомарксизм, русский космизм, альтерглобалистские теоретики и экологические движения. 1) Идея глобальной социальной демократии; 3-е поколение прав чел-ка. 2) Концепции коэволюции и ноосферы. 3) Идея диалога культур. Субъект изменений — глобальное человеческое сообщество.

 

7. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ
Арх Аг-т–1 Аг-т–2 Аг-т–3 Аг-т–4 Тех–1 Тех–2 Тех–3
Мифологическая Космоцентрическая Теоцентрическая Естественно-правовая Культуро-историческая Эколого-футурологическая
Философия
Нет понятия. Мудрость как коллективное достижение рода. Заветы предков, отраженные в мифе Мудрость достигается отдельным индивидом. Понятия даршаны и чжи. Особенности понимания «философия» в древнегреч. фил-кой мысли. Отождествление фил-фии и метафизики в классич. антич. фил-фии. Предпосылки превращения понятия фил-фии в понятие теологии в поздн. эллин. фил-фии Проблемы взаимосвязи Откровения и разума, истин рациональных и сверхразумных, теологии и философии в средневековой философии. Философия и обоснование Реформации как проекта модерна Философия как методология, обоснование и итог научного познания. Кризис метафизики. Философия Просвещения как идейно теоретическое основание проекта модерна Отличительные характеристики понимания философии в классическом и неклассическом типах философствования. Роль философии в формировании марксизма как проекта модерна. Формирование основных философских дисциплин и на их основе философских направлений ХХ в. Философия ХХ в. как осмысление кризиса техногенной цивилизации Философия как критика универсалий культуры техногенного общества. Философия и новый проект модерна
Бытие
Антропоморфизм и анимизм в понимании бытия Космос как сочетание бытия и небытия. Переход одного в другое в восточной фил-фии. Поворот в понимании бытия в древнегреч. фил-фии. Единство бытия и мышления в фил-фии Парменида. Бытие подлинное и неподлинное в классич. древнегреч. фил-фии Бог как основа существования. Бытие творящее и бытие сотворенное Противопоставление субъекта и объекта в классич. европ. фил-фии XVII в. как следствие кризиса теоцентрического мировоззрения. Формирование антропоцентрического подхода к бытию (cogito Декарта). Проблема познания объектов в философии XVII—XVIII вв. Поворот в понимании бытия в нем. классич. фил-фии. Бытие субъекта определяет бытие объектов. Априоризм И. Канта, диалектика Я и не-Я И.Г. Фихте, абсолютный идеализм Ф.В. Шеллинга, феноменология духа Г.В. Гегеля. Доминирование антропоцентризма в концепции бытия. Первые критики антропоцентр. подхода к бытию: Л. Фейербах, С. Кьеркегор. Понятие общественного бытия К. Маркса. Антиномии критики антропоцентризма в философии феноменологии и экзистенциализма. Формирование антропокосмической концепции бытия в философии русского космизма и западного холизма. Следствия антропокосмической концепции бытия: идеи ноосферы, коэволюции, экологического императива

 

Арх Аг-т–1 Аг-т–2 Аг-т–3 Аг-т–4 Тех–1 Тех–2 Тех–3
Мифологическая Космоцентрическая Теоцентрическая Естественно-правовая Культуро-историческая Эколого-футурологическая
Философский метод
Нет границ между естественным и сверхъестественным. Практическая деятельность и магия Дао, Карма, Логос как вечные законы космического целого. Способы деятельности человека как формы соответствие ритмам и циклам космоса. Социокультурные предпосылки формирования понятий диалектики и метафизики в древнегреческой фил-фии. Метафизика как выявление вечных, сверхчувственных основ бытия. Диалектика как способ обоснования метафизики Слияние понятий метафизики и теологии в средневековой философии. Метафизика (теология) как учение о вечных атрибутах Бога. Средневековая диалектика как способ апологетики теоцентрических учений Проблема метода в фил-фии XVII в. как следствие секуляризации научного знания. Появление понятия онтологии. Попытки построить метафизические концепции на основании достижений научного знания (Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц). Кризис метафизики в философии XVIII в. (Локк, Ньютон, Юм) Роль немецкой классической философии в разработке диалектических учений. Социокультурные условия доминирования диалектики в философии второй половины XIX в. Особенности марксистской диалектики. Диалектика как методология познания социальных процессов. Плюрализм фил-кой методологии в ХХ в. как осознания и выражение кризиса техноген. цивилизации. Социокультур. предпосылки формирования синергетики как общенаучной методологии в конце ХХ в. — нач. XXI в. Синергетика как форма распр. диалектич. мышления в сферу естественнонауч. познания. Синергетика и футурология. Футуросинергетика как следствие антропокосмич. концепции бытия и как современ. метод познания соц. явлений
Пространство и время
Мифологические представления о пространстве и времени Вечность пространства и циклическая повторяемость времени Сотворенность пространства-времени. Идея необратимости времени Субстанциональная теория пространства и времени. Субстанции как формы бытия Реляционная концепция пространства-времени Эйнштейна. Формы бытия и пространственно-временные характеристики Эволюционные концепции пространства-времени. «Сжатие» социального пространства-времени в современ. эпоху
Материя
Нет понятия В восточной фил-фии нет жесткого противопоставления духа и материи. Причины появления понятия материи как аналога небытия в фил-фии Платона. Материя как пассив. возможность существования вещи (Аристотель). Вечность материи в фил-фии Аристотеля. «Качественная физика» Аристотеля Идея сотворенности материи и материального мира в теоцентрических фил-ских концепциях Коперниканская научная революция и учение о материи Р. Декарта. Формирование математического естествознания. Идеи многокачественности материи (Ньютон, Локк) и французский материализм XVIII в. Научная революция конца XVIII в. — перв. пол. XIX в. Идеи эволюционизма в области биологии. Изменение представлений о материи. Материалистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Научные революции ХХ в. Концепция динамических систем И. Пригожина. Принцип глобального эволюционизма

 

Арх Аг-т–1 Аг-т–2 Аг-т–3 Аг-т–4 Тех–1 Тех–2 Тех–3
Мифологическая Космоцентрическая Теоцентрическая Естественно-правовая Культуро-историческая Эколого-футурологическая
Идеальное (сознание)
Нет понятия В восточной фил-фии нет жесткого противопоставления идеального и материального. Это противопоставление появляется в фил-фии Платона. Противопоставление мира идей (как высшего) миру материальных вещей (как низшего) Единство идеального (замысла, Откровения) и материального (сотворенного, проявленного в Боге) Дуалистические концепции противопоставления идеального и материального как следствие секуляризации научного знания. Решение проблемы взаимосвязи идеального и материального: Б. Спинозой — субстанционализм, Г. Лейбницем — предустановленная гармония, материализмом — сознание как свойство материального Решение проблемы идеального в немецкой классической фил-фии: индивидуальное сознание как отображение Абсолютной идеи. Сознание (идеальное) как продукт общественного развития Холотропная концепция сознания. Идеальное как порождение эволюции материального и как способ преобразования и гармонизации материального мира. Антропный принцип
Человек
Человек в системе мифологич. мировоззрения не выделяет себя из природы, рассматривая природные объекты как своих первопредков (тотемизм). Более того, он рассматривает себя как низшее начало, подчиненное антропоморфным силам природы (анимизм), контролировать которые он может лишь в своем воображении (магия) Человек рассматривается как часть космического целого, управляемого единым законом космического целого (Дао, Карма, Логос). Лишь познавая и следуя этому закону с помощью разума, человек освобождается от случайностей стихийных сил природы. При этом в человеке выделяется высшее (разум) и низшее (страсти) начало. Эти начала противопоставляются в классич. древнегреч. фил-фии. Это противопоставление позволяет рассматривать человека как причастного миру идей и выделять его из космического целого Человек рассматривается как образ и подобие Бога, венец творения, как высшее начало в сотворенном Богом мире, как хозяин природы. Но в то же время он является существом, подчиненным законам Бога. Поэтому все зло как в самом человеке, так и в отношениях между людьми происходит вследствие отпадения человека от Бога, искажающее богоподобную природу человека. Греховность человека коренится в плотском начале человека, воздействующее на его душу. Отсюда проистекает аскетизм средневек. христ-ва. В эпоху Возрождения подчеркивается богоподобность человека и затушевывается его падшесть. Поэтому многими мыслителями эпохи Возрождения реабилитируется плотское начало в человеке. В учениях деятелей Реформации все в большей степени греховность человека рассматривается как следствие социальных отношений далеких от принципов христ-кого братства. Отсюда провозглашается идея социальных изменений Постепенная секуляризация учений о человеке. Человек рассматривается как часть Природы, но такая ее часть, которая наделена разумом, позволяющая человеку контролировать стихийные процессы природы как вне себя (наука), так и внутри своей собственной природы (страсти души). Человек не нуждается в помощи Бога — формируются философские основания антропоцентризма. Однако поскольку разум также свойственен природе человека, то законы разумного поведения человека рассматриваются как законы природы. Разум естественен, природа разумна. Отрицается естественность, «природность» разума человека. Его разум является следствием развития и рефлексии Мирового разума, абсолютной идеи или культуро-исторического развития человечества. Начинают господствовать представления о том, что всем своим достижениям человек обязан себе самому. Он хозяин всего сущего на Земле. Торжество идей антропоцентризма. При этом все зло в человеке является следствием противоречий его социально-культурного бытия. Отсюда господство идеи о преобразовании сущности человека через изменение социальных отношений. Кризис концепций антропоцентризма: идеи сверхчеловека (Ф. Ницше) и богочеловечества (В. Соловьев). Критика идей антропоцентризма в фил-фии экзистенциализма и феноменологии. Космическое призвание человека в фил-фии русского космизма. Человек начинает рассматриваться не только как объект и вершина эволюции вселенной, но и как субъект этой эволюции. Отсюда идея ноосферы как нового витка развития природы. Современное человечество как точка бифуркации: или исчезновение человека, или через преобразование его отношений к природе и социальных отношений — выход к новым перспективам его собственного развития

 

Арх Аг-т–1 Аг-т–2 Аг-т–3 Аг-т–4 Тех–1 Тех–2 Тех–3
Мифологическая Космоцентрическая Теоцентрическая Естественно-правовая Культуро-историческая Эколого-футурологическая
Личность
Нет института и понятия личности Характеристики личности определяются ее положением в космической иерархии: принадлежностью к касте или сословию. Этимология понятий благородный и подлый. Социальное неравенство и иерархия рассматриваются как следствие космической иерархии и гармонии Противореч. теоцентр. конц. личн. С одной стороны, равенство всех перед Богом, богоподобность личности, с другой — сакрализ. соц. неравенства как следствие космич. порядка созд. Богом мира. Отсюда следует возможность соц. протеста в христ-ве (Реформация) и проповедь смирения перед существ. соц. порядком. Первое право человека в реформац. движении — право свободного вероисповедания, личного поиска веры. Идея самодостаточности личности. Принцип индивидуализма. Граждан. и полит. права чел-ка Социальная природа личности. Социальные права чел-ка Идея уникальности и космического предназначения личности. Третье поколение прав человека: экологические права, право на уникальное и свободное саморазвитие, право на овладение всей культурой человечества
Образование
Совпадение социализации и образования в арх. общ-ве. Возникновение различий социализации и образования на первом этапе развития аграрно-традиционного общ-ва Философия как теоретический базис образования. Образование и философские школы Монополия на образование со стороны духовенства и церкви. Идея всеобщего духовного образования в период Реформации. Процесс секуляризации образования. Роль Коменского, Руссо, Песталоцци в формировании классического образования. Идеи демократизации образования. Формирование идей всеобщего и доступного образования. Кризис концепции классического образования и его причины. Главные проблемы образования на пороге XXI в.: если раньше процесс образования задавался рамками существующей культуры, то в наше время образование призвано закладывать основы будущего развития культуры; если раньше роль учителя заключалась в трансляции ценностей культур<

2015-11-27 269 Обсуждений (0)
ТАБЛИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТАБЛИЦЫ ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)