Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ



2015-11-27 2254 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ 4.75 из 5.00 4 оценки




ВОСПИТАНИЯ

Виды воспитания

Классификация видов воспитания может производиться по разным основаниям. Наиболее распространенными являются классификации по содержанию, институциональному признаку, доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых (табл. 2).

Таблица 2

Классификации видов воспитания

Основания классификации Виды воспитания
По содержанию – умственное (интеллектуальное); – трудовое; – физическое.
По объектам воспитания – нравственное; – патриотическое; – эстетическое; – экономическое; – правовое; – экологическое и др.
По институциональному признаку – семейное; – религиозное; – социальное; – дизсоциальное (Б.М. Бим-Бад).
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых – авторитарное; – демократическое; – попустительское.

 

Рассмотрим более подробно первые две классификации.

3.1.1. Классификация видов воспитания по его содержанию.

1. Умственное воспитание – целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.). Как следует из данного определения, целями умственного воспитания являются формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мировоззрения[45].

Е.Ф. Сивашинская[46] выделяет следующие задачи умственного воспитания:

– развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;

– формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;

– формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;

– расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора.

Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния средств массовой информации.

Одним из главных показателей воспитанности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения. Мировоззрение – «целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества»[47]. Структура мировоззрения содержит объективные и субъективные компоненты (рис. 3).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Объективные компоненты
Субъективные компоненты
Знания
Взгляды
Убеждения
Идеалы

Рис. 3. Структура мировоззрения личности

Определим сущность, представленных в структуре мировоззрения компонентов.

Понятие «знание» имеет весьма широкий спектр определений и трактовок. В широком смысле знание характеризуется как субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений. В узком смысле – обладание проверенной информацией, позволяющей решать поставленную задачу. Знания являются информационной основой всех жизненных проблем. Они представляют собой интегральный синтез всех частных образов ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения[48].

Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, то есть, приобрести для нее субъективный смысл.

Взгляды – «принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т.п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним»[49].

С точки зрения К.К. Платонова понятие «убеждения» может иметь два смысловых поля: уверенность в истинности конкретного факта (положения) и высший уровень направленности личности. Если при первом значении убеждения являются компонентом мировоззрения, то во втором – высшим итогом направленности личности. В основе убеждений, по мнению В.Н. Мясищев[50], находится система требований в сочетании со знанием действительности. Убеждения отражают мировоззренческие позиции субъекта, которые включают понимание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре.

Идеалы – осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью[51].

Е.Ф. Сивашинская[52] выделяет основные критерии сформированности мировоззрения личности:

– знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

– устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

– развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

– проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.

2. Трудовое воспитание – процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практическою мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека[53].

Е.Ф. Сивашинская пишет: «Трудовое воспитание осуществляется в процессе получения общеобразовательной подготовки, составной частью которой является образовательная область «технология»; внеклассной и внешкольной воспитательной работы, в разных видах внеурочной деятельности учащихся (трудовой, игровой, организаторской, природоохранной, конструкторской, художественно-исполнительской и др.). Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд»[54].

В.А. Сластенин[55] отмечает, что в условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания:

– формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

– развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;

– воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

– вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Структура трудового воспитания школьников представлена на рис. 4.

Учебный труд
Общественно полезный труд
Производственный труд
специфический вид деятельности, связанный с процессом приобретения новых знаний, умений и навыков
целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость
участие школьников в создании материальных ценностей

Рис. 4. Структура трудового воспитания школьников

 

Чтобы воспитание в труде было полноценным, он должен отвечать ряду педагогических условий(В.А. Титов[56]):

– чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

– трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу;

– радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд, не требующий ни физического, ни умственного, ни волевого напряжения, не оказывает положительного воспитательного эффекта;

– контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах;

– труд должен сменяться отдыхом; утомление снимается также чередованием видов труда;

– каждое трудовое задание, должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом;

– в производительном труде не следует отрицать личную материальную заинтересованность ребенка.

– в процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

3. Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания – разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья[57].

Ю.А. Янсон[58] выделяет основные цели физического воспитания школьников:

– укрепление и повышение уровня здоровья;

– всестороннее развитие школьников: физическое, интеллектуальное, психическое, эстетическое, нравственное, трудовое;

– формирование двигательного режима ученика, класса, возрастной группы школьников в объеме не менее 2 часов ежедневных занятий физическими упражнениями;

– личностно ориентированное физическое воспитание;

– подготовка школьников к жизнедеятельности;

– формирование мировоззрения в области физической культуры.

Автор так же выделяет объективные и субъективные показатели качества физического воспитания. К объективным показателям он относит:

– уровень достигнутого учениками здоровья (по результатам медицинского обследования);

– физическое развитие (на основе антропометрических показателей);

– физическая подготовленность (развитие физических качеств, экспресс-тесты);

– двигательная подготовленность (оценка владения движениями);

– умение владеть двигательными действиями в изменяющихся условиях (в комбинированных эстафетах, при преодолении полосы препятствий, на местности).

Субъективные показатели качества физического воспитания включают в себя:

1) уровень профессиональной подготовленности учителя;

2) отношение учителя к своим обязанностям;

3) отношение родителей учеников к физической культуре;

4) отношение школьника к занятиям физическими упражнениями;

5) психологическая атмосфера в классе (взаимоотношения между учениками).

Стоит отметить, что в настоящее время физическому воспитанию подрастающего поколения уделяется особое значение. Так с 1 сентября 2014 года в России начнут внедряться советские нормы физической подготовки «Готов к труду и обороне» (ГТО). ГТО представляет собой программу физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, существовавшую в СССР с 1931-го по 1991-ый год[59].

3.1.2. Классификация видов воспитания по его объектам.

1. Нравственное воспитание – целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества[60].

Прежде чем определять основные формы и направления нравственного воспитания, необходимо определиться с такими понятиями как этика, мораль и нравственность.

Термины «этика», «мораль», «нравственность» в обыденном сознании и разговорном языке часто понимаются и используются как синонимичные и взаимозаменяемые. Причина такой терминологической неопределенности имеет глубокие исторические корни: понятие «этика» было введено Аристотелем, «мораль» – Цицероном и является латинским эквивалентом греческого понятия. Во многих европейских языках впоследствии появились аналоги этих слов (в русском языковом варианте таковым является понятие нравственности). Так в философском словаре мораль (от лат. moralis – моральный, нравственный, этический) определяется как «совокупность регуляторов должного поведения, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо»[61]. Понятие «нравственность» в этом же словаре определяется как «синоним понятия “моральность”»[62].

Однако понятия морали и нравственности все же имеют разные значения, о чем, в первую очередь, свидетельствуют работы представителей психологической науки. В.В. Знаков отмечает, что «<…> для многих исследователей очевидно, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)[63]. Говоря словами П.Н. Устина, «<…> мораль является результатом интериоризации личностью внешних регуляторов поведения, в виде существующих в конкретно определенном сообществе норм, правил и общепринятых ценностей, следование которым позволяет индивиду адекватно входить в данное сообщество, являясь механизмом его адаптации к миру. Нравственность же человека выступает в качестве механизма экстериоризации его внутренних ценностей, сформированных в процессе личностного развития, критерием которых является не «одобрение – неодобрение» обществом, а доброжелательное отношение к людям и признание человека как высшей ценности»[64].

Нравственность, являющаяся «важнейшим продуктом общественного отношения[65]», «существует как специфический социально-психологический феномен, который с необходимостью возникает именно тогда, когда культура и природа входят в противоречие, когда общественные нормы требуют, чтобы поведение было “неестественным”, требуют оттормаживания как непосредственных природных импульсов и инстинктов, так и ставших автоматизмами социальных навыков»[66].

Попытки интерпретировать нравственное воспитание как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим, трудовым, часто наталкивались на ряд трудностей и противоречий (Б.М. Бим-Бад)[67]:

– применительно к нравственному воспитанию воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако подлинно нравственный человек имеет особенность осознавать свое несовершенство, в результате чего не может принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то он менее всего к ней пригоден;

– в любом воспитательном процессе воспитатели учат воспитуемых, передают им опыт, знания, умения и навыки. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личной автономии;

– нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь за определенный промежуток времени. Нравственность, скорее не цель, а идеал;

– различные социальные институты наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Оно протекает стихийно и поддается направленному воздействию главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования.

Нравственное развитие личности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием и проходит 3 стадии (по Л. Кольбергу):

1) преднравственный уровень (до 10 лет) – поведение определяется внешними обстоятельствами, а точка зрения других людей в расчет не принимается. Ребенок слушается, чтобы избежать наказания.

а) первая стадия – суждение выносится от того вознаграждения или наказания, которое может получить ребенок за данный поступок («Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут»);

б) на второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь («Если ты мне сделал плохо, то и я тебе сделаю плохо»).

2) конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы.

в) на третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет («Я делаю то, что приятно и одобряется окружающими»);

г) на четвертой стадии суждение выносится, в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества («Я обязан соблюдать закон»).

3) постконвенциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.

д) на пятой стадии суждение о поступке основывается на уважении прав человека или признании демократически принятого решения («Я должен исполнять эти законы, так как они установлены обществом»).

е) на шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей («Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой»).

Отечественная педагогика и психология отмечает, что нравственное развитие протекает не спонтанно, не генетически, а при социальном и педагогическом воздействии. Осуществление нравственного воспитания, по мнению Е.Ф. Сивашинской[68], предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

– отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

– отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).

– отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

– отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

– отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).

2. Патриотическое воспитание. Патриотизм понимается как любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде[69]. Несмотря на подобное, достаточно простое и лаконичное определение патриотизма, В.А. Соснин показывает, что патриотизм является многогранным и многоаспектным явлением, представляющим собой сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы. «На уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений). На уровне макросоциума – народа, общества – патриотизм выступает как подструктура общественного сознания, включающая как спонтанно складывающиеся в общественной психологии, так и целенаправленно формируемые этнические стереотипы, чувства, настроения, национальные приоритеты, ценности и нормы, отношения к своему народу и его культуре, а также к другим социально-культурным общностям»[70]. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно ориентироваться на оба уровня функционирования патриотизма.

Основными функциями патриотизма являются (В.А. Кольцова, В.А. Соснин[71]):

– объединение государства и сохранение нации как единого целого (культурного, территориального, государственно-политического, экономического);

– обеспечение национальной безопасности страны в самом широком смысле слова, мобилизация народа в экстремальных ситуациях;

– обеспечение исторической преемственности развития общества.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения можно рассматривать как отношение, как чувство, как качество, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее героическое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы страны[72].

Основной целью воспитания патриотизма, по мнению В.А. Соснина, является «организация системы целенаправленного воздействия, направленного на формирование патриотизма как свойства личности и как духовного состояния общества, элемента национального самосознания, характеризующегося приоритетностью общенациональных ценностей»[73].

В.Е. Мусина[74] выделяет три уровня целей патриотического воспитания школьников:

1) стратегическая цель определяет идеальный результат воспитания – (модель должного), для достижения, которого необходимо выстроить содержание воспитания максимально возможного в реальных условиях практической деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников;

2) тактическая цель направляет субъектов патриотического воспитания школьников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта;

3) оперативная цель предполагают ежедневное (ежечасное и ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с патриотическим воспитанием школьников.

В.Е. Мусина предлагает систему критериев, показателей и параметров результативности патриотического воспитания школьников (табл. 3).

Таблица 3

Критерии, показатели и параметры результативности патриотического воспитания школьников[75]

Критерий Показатели Параметры
Соответствие между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением индивида как субъекта деятельности Патриотическая воспитанность – опыт познавательной деятельности; – опыт эмоционально-ценностных отношений; – действенно-практический опыт.

 

Этот же втор выделяет основные направления патриотического воспитания школьников[76]:

– военно-патриотическое воспитание (увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества; понимание каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации);

– воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

– формирование глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации (Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества);

– опора на изучение истории традиционных для России религиозных конфессий, их опыта по формированию у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга и в первую очередь использование духовно-нравственного потенциала Православия;

– воспитание на примере социально-ценностного опыта прошлых поколений, культивирующее чувство гордости за своих предков;

– изучение национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

– пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее;

– воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

3. Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности[77]. Целью эстетического воспитания является формирование эстетической культуры школьника.

В силу того, что понятие эстетического воспитания трактуется опять-таки через понятие «эстетическое», следует напомнить, что эстетика – это наука о прекрасном в природе и искусстве (от греческого слова aisthanesthai – чувствовать, воспринимать).

И.Ф. Харламов отмечает, что «роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир»[78].

Е.В. Сивашинская систематизирует ряд понятий, без которых понимание эстетического воспитания не является полным. Это понятия «эстетическая культура», «эстетическое сознание», «эстетическое чувство», «эстетический вкус»[79].

Эстетическая культура является важнейшим компонентом духовной культуры личности, которая характеризует уровень овладения ею эстетическими знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической деятельности.

Эстетическое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Эстетическое чувство определяется ею как субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению.

Эстетический вкус трактуется как способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

Основными элементами содержания эстетического воспитания, по мнению И.Ф. Харламова[80], являются:

– развитие у учащихся художественных восприятий, которые должны охватывать широкую сферу эстетических явлений (необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей);

– овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства;

– формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения;

– приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания;

– раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.

Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.

Критериямисформированности эстетической культуры (по Е.В. Сивашинской)[81] являются:

– наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;

– знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению;

– наличие стремления к общению с искусством и природой;

– умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы;

– способность и умения художественно-творческого самовыражения;

– эстетизация отношений с окружающими людьми.

4. Экономическое воспитание – организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне доступному школьнику[82].

О.С. Дейнека дифференцирует содержание основных понятий, которыми авторы оперируют при анализе экономического воспитания. Это понятия «экономическое сознание», «экономическое мышление» и «экономическое поведение»[83].

Экономическое сознание – системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.

Экономическое поведение – поведение, вызванное экономическими стимулами, или внешняя сторона экономической деятельности.

Экономическое мышление – способность человека как социального субъекта отражать, осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия, категории, теории с требованиями экономических законов, с реальностью и на основе этого строить свою экономическую деятельность (В. Д. Попов).

Экономическое воспитание можно рассматривать и как процесс, и как результат[84].

Экономическое воспитание как процесс – целенаправленное педагогическое воздействие других лиц (учителей, ученых, родителей, общества в целом и пр.) для формирования определенных экономически значимых черт личности, для обеспечения процесса самостроительства в будущей жизни.

Экономическое воспитание как результат – интегральная целостность (набор), складывающаяся из убеждений, принципов, навыков, традиций, обычаев, основанных на экономическом знании и культуре человека, необходимых для эффективного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Цель экономического воспитания – формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах, накопление социального опыта

Задачи экономического воспитания школьников:

1) формирование экономических представлений об окружающем мире на основе научных знаний и потребности в них, экономического мышления;

2) формирование личностных характеристик, необходимых для предпринимательской деятельности, развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности, расчётливости и др.;

3) овладение навыками самостоятельного принятия решений;

4) освоение норм и стратегий экономического поведения, основных экономических ролей, навыков делового общения и коммуникативных связей;

5) формирование психологической готовности к возможным трудностям и устойчивых ценностных стереотипов.

В процессе экономического воспитания происходит развитие как психических функций, формирование экономически значимых черт характера, так и социально-личностных качеств, необходимых для социализации.

Многие авторы полагают, что экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности к этому.

Экономическая воспитанность школьников, по мнению В.В. Новожиловой[85], определяется следующими критериями:

– наличием экономических знаний (основ экономической теории, закономерностей, принципов, методов и средств экономической деятельности);

– сформированностью умений и навыков практической экономической деятельности (умении планировать предстоящую деятельность, навыков научной организации труда, экономической целесообразности);

– сформированностью экономически значимых качеств личности (предприимчивости, хозяйственности, организованности, деловитости, творческого отношения к делу, бережливости, конкурентоспособности);

– социально-психологической готовностью (наличием внутренней убежденности, ценностных ориентиров, постоянным стремлением к профессиональном росту, отсутствием социального иждивенчества, потребностью в достижениях и проявлении умении в совершенствовании своих экономических способностей).

5. Правовое воспитание – это систематическое, организованное, целенаправленное влияние школы на формирование правового сознания учащихся, их отношение к правопорядку, и непосредственно самовоспитание законопослушности, уже с помощью оценки действий и решений[86].

А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его компонентный состав: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон»[87].

М.М. Фицула[88] раскрывает ряд задач, которые должно решать правовое воспитание:

– вооружение учащихся знаниями законов, повышения их юридической осведомленности, систематическое информирование об актуальных вопросах права;

– формирование у учащихся правового сознания – совокупности правовых представлений, взглядов, убеждений и чувств, определяющих отношение личности к требованиям законов, регулирующих ее поведение в конкретной правовой ситуации;

– формирование у учащихся уважения к государству и праву, понимание необходимости соблюдения требований законов;

– выработка у учащихся навыков и умений правомерного поведения;

– формирование у учащихся нетерпимого отношения к правонарушениям и преступности, стремление противодействовать этим негативным явлениям, умение противостоять им

– преодоление в правовом сознании ложных представлений, сложившихся под влиянием негативных явлений жизни.

Содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте. Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои права и обязанности как члена семьи сквозь призму представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

6. Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, п



2015-11-27 2254 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)