1. Сущность педагогической деятельности (http://studentam.net/content/view/1209/122/)
Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.). В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).
Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
Выдержка (пример по учителю)
Обобщенные трудовые функции
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Трудовая функция. Общепедагогическая функция. Обучение
Трудовые действия
| Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
|
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
|
Планирование и проведение учебных занятий
|
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
|
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
|
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
|
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
|
Др.
|
Необходимые умения
| Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
|
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
|
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
|
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
|
Необходимые знания
| Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
|
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
|
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
|
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
|
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
|
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, …
|
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
|
Др.
|
Трудовая функция. Воспитательная деятельность
|
|
Трудовые действия
| Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
|
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
|
Проектирование и реализация воспитательных программ
|
Развитие у обучающихся познавательной активности,
|
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
|
Др.
|
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
|
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
|
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
|
Др.
|
Необходимые знания
| Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
|
Др.
|
Трудовая функция . Развивающая деятельность
|
|
Трудовые действия
| Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
|
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
|
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
|
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
|
Др.
|
Необходимые умения
| Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
|
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
|
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
|
Формировать детско-взрослые сообщества
|
Необходимые знания
| Педагогические закономерности организации образовательного процесса
|
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
|
др
|
При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, - приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, "предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке".
Вы должны быть готовы к тому, что среди ваших будущих учеников будут разные дети и разные взрослые. С одними легко и сразу устанавливается контакт, они охотно выполняют ваши требования и откликаются на ваши вопросы. Некоторым будет трудно учиться, но с вашей помощью они будут стремиться преодолеть эти трудности. Некоторые, возможно, будут сопротивляться обучению, станут относиться к нему как к наказанию, тяжкой повинности. Будут и такие ученики, о которых Януш Корчак сказал - "неудобные".