Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития
Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта — это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе. Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Выделяются следующие компоненты: восприятие учебного материала учеником, осмысление его, закрепление в памяти и применение усвоенных знаний и умений. Восприятие изучаемого материала является исходным моментом познавательной деятельности учащихся. Именно восприятие у детей с нарушениями интеллекта несовершенно, что приводит к непониманию изучаемого, быстрому забыванию. Исследованиями установлено, что «активность и целенаправленность ощущений и восприятий учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида понижены, избирательность, осмысление нарушены. Следовательно, восприятия бедны не только по содержанию, но и по характеру их образования»1. Осмысление учебного материала — это процесс понимания изучаемого. Но не всегда ученик с нарушениями интеллекта даже в подростковом или старшем школьном возрасте может самостоятельно вскрыть сущность связей и зависимостей между предметами и явлениями. Ему малодоступен процесс анализа, синтеза, классификации, обобщения, следовательно, мыслительные операции самостоятельно учащиеся проводят с трудом, в основном все они пытаются воспроизвести то, что видят: окно, дом, сад; дым, облако, пар; страх, ужас, волнение. Вербализация осуществляется без трансформации наглядных образов. Следовательно, содержанием работы в этот период должны быть уточнение, сопоставление, характеристика конкретного явления. Учитель управляет процессом осмысления учащимися учебного материала. Процесс закрепления полученных знаний и умений осуществляется в системе коррекционного обучения лишь в том случае, когда учитель убедился, что знания прочны и могут быть воспроизведены в достаточном объеме. Запоминание и воспроизведение (особенности памяти) носят осмысленный характер. Огромную роль играет повторение, которое используется не только с целью закрепления и систематизации знаний, но и как коррекция имеющихся мыслительных процессов. Применение усвоенных знаний и умений вызывает у учащихся с нарушениями интеллекта трудности, обусловленные не только дефектом, что, естественно, важно, но и необходимостью переработки информации, использования ее в практической деятельности. Многие трудности в процессе обучения преодолеваются, но сам механизм применения полученных знаний в новых условиях часто не реализуется. Вот почему важным требованием в процессе применения знаний и умений является постоянное возвращение к условиям, в которых знания и умения формировались. Резко менять условия нельзя, так учащиеся не в состоянии соотнести свои знания с этими условиями. Вовлечение учащихся в практическую деятельность должно осуществляться последовательным путем: - адаптация содержания обучения к познавательным возможностям детей с нарушениями интеллекта; - обеспечение наглядности обучения, которая должна быть доведена «до полной очевидности» (А. Н. Граборов); - организация процесса обучения в замедленном темпе; - организация систематического повторения в обучении; - последовательное включение ученика в учебную деятельность с использованием разнообразных видов упражнений; - индивидуализация и дифференциация процесса обучения; - использование игры как дидактического подхода к овладению знаниями; - соблюдение охранительного, педагогического и щадящего режимов деятельности; - использование труда как средства коррекции (социально-бытовой, общественный, производительный). Коррекционно-развивающие задачи целиком и полностью связаны с общедидактической. Эти задачи дополняют, взаимодействуют и обеспечивают единство всех компонентов обучения детей с нарушениями интеллекта. Содержание образования, особенности процесса обучения, дидактические принципы, методы и формы организации педагогического процесса находят отражение в учебных программах, учебниках. Обучение носит воспитывающий характер, смысл его заключается в том, что в процессе усвоения знаний и умений происходит формирование у учащихся положительных качеств личности: трудолюбия, усидчивости, ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности, умения работать в детском, а в дальнейшем и трудовом коллективе. Огромная роль отводится трудовому воспитанию и обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Процесс трудовой подготовки в таких школах профессионально ориентирован и предполагает приобщение детей к труду в сфере материального производства, вооружение их общеучебными, трудовыми, профессиональными знаниями, умениями и навыками; формирование у них нравственных качеств. Трудовое обучение — основное средство социально-трудовой реабилитации, общественно-трудовой адаптации.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |