Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шедевр, или Мистерия горизонта. 1955 г. Частное собрание



2015-11-27 753 Обсуждений (0)
Шедевр, или Мистерия горизонта. 1955 г. Частное собрание 0.00 из 5.00 0 оценок




Рене Магритт.

Чёрная магия. 1935 г. Собрание Магритт, Брюссель.

Рене Магритт.

Красная модель. 1935 г.

Музей Бойманса ван Беннигена, Роттердам.

на землю перед деревянной стеной аккуратно поставлена пара ботинок-ног. Тщательно выписаны десять пальцев и даже прожилки на коже стоп. Но на месте лодыжек (здесь художник и завершает «ноги») — шнуровка, а сами они полые. Карти­ны Магритта — интеллектуальные иг­ры, подчас очень жёсткие, посредст­вом которых он пытался вызвать изумление у зрителя, заставить его за­метить странности, скрытые в упоря­доченном и незыблемом, на взгляд обывателя, укладе жизни.

В отличие от Магритта «промежу­точные образы» другого мэтра сюр­реализма, испанского художника Хоана Миро, часто теряют конкрет­ные, реальные признаки. Впрочем, искусство Миро так многогранно, что его нельзя отнести только к сюрреализму.

Символом же движения стало творчество испанского художника Сальвадора Дали.

САЛЬВАДОР ДАЛИ

(1904—1989)

Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое коли­чество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике ещё одной гранью творче­ства и потому постоянно провоци­ровал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер — живопи­сец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист — действительно занимает уникальное место в худо­жественной культуре XX в.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигерас, на севе­ро-востоке Испании, в семье нота­риуса. Он рано начал рисовать и мечтал иметь собственную мастер­скую. В его распоряжение отдали бывшую прачечную на чердаке, где юный художник устроил рабочий стол прямо в ванне. «Многое из то­го, что я сделал после, я задумал и даже испробовал в той первой мас­терской», — утверждал Дали. И дей­ствительно, на протяжении всей жизни он черпал образы в ярких воспоминаниях детства. Так, почти лишённый растительности пейзаж Кадакеса — небольшого средизем­номорского посёлка, где мальчи­ком проводил школьные каникулы и куда потом приезжал постоянно, — стал фоном многих живописных произведений (зрителям этот ланд­шафт казался фантастическим).

Уже в 1918 г. Дали представил две работы на выставке художников в Фигерасе. Он страстно увлекался импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом, лихорадочно выхва­тывая сведения о новостях в искус­стве из парижских журналов. Но при этом в отличие от многих пред­ставителей авангарда всегда почитал классиков и не стремился никого ниспровергать.

Поступив в 1922 г. в мадридскую Королевскую академию изящных ис­кусств Сан-Фернандо, Дали сблизил­ся с поэтом Федерико Гарсия Лоркой и Луисом Буньюэлем — в будущем знаменитым кинорежиссёром. Эта юношеская дружба трёх выдающих­ся художников Испании значительно повлияла на их творчество. Воздей­ствие Лорки определило дальней­ший выбор Дали. Шаг за шагом «при­верженец точности» Дали, уверенный во всемогуществе Разума, погружал­ся в «поэтическую Вселенную» Лор­ки, провозглашавшего присутствие в мире неподвластной определению Тайны.

Из академии Дали был исключён в 1926 г. за дерзкое поведение. Но к тому времени уже состоялась его первая персональная выставка в Бар­селоне, короткая поездка в Париж, знакомство с Пикассо. Имя и рабо­ты Дали привлекли к себе присталь­ное внимание в художественных кругах.

В 1928 г. Дали вместе с Бунью­элем написали сценарий, а затем по­ставили фильм «Андалузский пёс».

Картина стала сюрреалистиче­ским манифестом в кино и вызвала скандальную реакцию у критики и публики (как, впрочем, и следую­щий их совместный фильм — «Зо­лотой век», 1930 г.). На экране появ-

*«Андалузский пёс» (или «андалузский щенок») — си­ноним выражений «мамень­кин сынок», «слюнтяй»; так в кругу мадридских студен­тов презрительно именовали выходцев с юга Испании.

лялись мёртвый осел на рояле, раз­резаемый бритвой глаз, морские ежи под мышками у девушки и т. д., и зрителям приходилось ломать голову над немыслимой логикой совмещения.

Когда в 1928 г. в Париже худож­ник познакомился с Андре Бретоном и Полем Элюаром, сюрреализм переживал первый кризис. Тем не менее Дали присоединился к группе, и очень скоро его имя в со­знании публики стало олицетворе­нием сюрреализма.

В 1929 г. Дали соединил свою судьбу с Элен Элюар (урождённой Еленой Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара). У неё было прозвище Гала {франц. «праздник»). Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. Этим же го­дом помечены первые сюрреалисти­ческие полотна Дали. Обычно в них на фоне пустынного ландшафта воз­никали фантастические видения, рас­текающиеся или разрушающиеся формы которых выписаны художни­ком не как туманные миражи, а абсо­лютно чётко. Его творческий почерк определился окончательно.

Каждая картина становилась своеобразным интеллектуальным ребусом. На одном из самых извест­ных полотен XX в. — «Постоянство памяти» (1931 г.) — мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с непонятного происхождения ку­бической плиты, с некоего сущест­ва, похожего и на лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь мож­но рассматривать самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину.

И в этой и в других работах, та­ких, как «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фор­тепьяно» (1931 г.), «Мягкая конструк­ция с варёными бобами: предчувст­вие гражданской войны в Испании» (1936 г.), «Пылающий жираф» (1936 г.), «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), прочитыва­ется чёткость и абсолютная проду­манность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструировалось, а не рож­далось вдруг, по воле случая.

В 30-х гг. Дали много путешество­вал — ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию, США. С его прибытием в Америку страну охватила «сюрреа­листическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гос­ти появлялись в костюмах, словно бы

Сальвадор Дали.



2015-11-27 753 Обсуждений (0)
Шедевр, или Мистерия горизонта. 1955 г. Частное собрание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шедевр, или Мистерия горизонта. 1955 г. Частное собрание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)