Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано
Обзор мировых школ конца 1990х - начала 2000х годов Франция "Метод обучения игре на фортепиано", авторы Шарль Эрве и Жаклин Пуйяр (2000-е годы) 1.В школе практически нет объяснений. Они очень краткие и сухие. 2.Сразу начинается игра обеими руками в обоих ключах. Сначала 1, 2 и 3 пальцами, спустя 6 номеров подключается 4 палец. На игру нон легато отводится лишь 11 номеров и дальше уже игра легато. 2.Пьесы чередуются с упражнениями. 3. Репертуар очень качественный и разнообразный – народная музыка разных стран, старинная музыка - Гендель, Бах, Корелли, классика – Моцарт, этюды Черни. Есть русская и советская музыка – Гнесина, Гедике, Шостакович, Кабалевский. 4.Нет подтекстовок, картинок и так далее. Скорее всего, пособие не рассчитано на маленьких детей. 5.Никаких творческих заданий. Англия
"Азбука игры на фортепиано" Джон С. Майлз (1998 год).
1.Пособие в виде комикса – ярко иллюстрировано разноцветными человечками, которые, в общем, и объясняют всю теорию. Теория перемежается с пьесами, на которых отрабатываются полученные знания. Но самих пьес очень немного. 2.Непосредственно игра на инструменте начинается не сразу, а после долгого периода приобретения знаний: названия и написание нот, понятие «ритм» даётся до начала игры. 3.После нескольких элементарных пьес сразу идут довольно сложные, и почти сразу двумя руками. 4.Особенность школы в том, что качеству музыки, в неё помещённому, как будто не придаётся очень большого значения. Основа репертуара - американские и английские песенки, а также пьесы, по–видимому, сочинённые специально для школы композитором Берри Тёрнером. В конце сборника есть по одному произведения Моцарта, Пёрсела, Оффенбаха, и рождественские песнопения. То есть авторы совсем не ставят перед собой задачу развития ребёнка посредством качественного и разнообразного репертуара. 5.Никаких творческих заданий.
Россия
«В музыку с радостью» О. Геталова (1997 год).
1.Книга рассчитана на первый год обучения. Состоит из трёх разделов: первый раздел – непосредственно учебник, второй – хрестоматия репертуара, составленная из лучших образцов фортепианной музыки для детей. Третий раздел составлен из ансамблей, большинство из которых публикуются впервые. 2.Особенность книги в первом разделе. Это азбука фортепианных навыков, которая, при обязательном последовательном разучивании предлагаемых фортепианных пьес, позволит в кратчайший срок организовать пианистический аппарат ребёнка, научить его правильным приёмам игры на инструменте, заложить основы технической свободы исполнения и беглости пальцев. Раздел строится от простого к сложному, помимо этого поделён на 8 частей, каждая из которых призвана отработать определённый навык и в свою очередь строится от простого к сложному. 3. Методические пояснения предназначены для педагога, не для ребёнка. Для ребёнка – подтекстовки к песенкам и немногочисленные рисунки, которые можно разукрасить. 4.Никаких творческих заданий.
«Азбука игры на фортепиано» С. Барсукова, 2002 год. 1.Школа рассчитана на два года обучения – подготовительный и первый класс. 2.Основная задача сборника, по словам автора, обновить учебный материал за счёт издания народных песен разных стран, обработками современной музыки, ранее не издаваемыми произведениями. 3. В изложении теории авторы обращаются непосредственно к ребёнку. Пьесы даются с подтекстовками. Иллюстраций практически нет, школа выглядит довольно строго и консервативно. 4.Репертуар выстроен в строгой последовательности от простого к сложному. 5.Особенность сборника – огромное количество ансамблей. Причём большинство их них могут играть ученики несколько более старшего возраста. 6.Никаких творческих заданий. «Новая школа игры на фортепиано» И. Королькова, Г. Цыганова , (2009 год.)
1. Школа состоит из трех разделов, которые охватывают учебный материал от подготовительного до 3 класса детской музыкальной школы. Особенность школы в том, что она объединяет в себе репертуар для маленьких детей (5лет) и детей до 3 класса школы. 2.Первая часть школы как раз рассчитана на малышей. Это фортепианная азбука, в которой широко представлен совершенно новый учебный материал, сочинённый самими авторами, предлагаемый для изучения клавиатуры и нотной грамоты. Раздел этот довольно обширен – 43 пьесы. Материала, предложенного для усвоения первичных приемов игры на инструменте, вполне достаточно для закрепления полученных знаний и навыков. 3. В изложении теории авторы обращаются непосредственно к ребёнку. Школа иллюстрирована, есть возможность разукрасить рисунки. Пьесы даются с подтекстовками. 4.Две последующие части построены по принципу традиционных сборников для начинающих: есть пьесы, этюды, крупная форма и полифония. Второй раздел предназначен для учеников 1-2-го классов, третий для учеников 3 классов. Репертуар выстроен по степени сложности и основан на "золотом" фонде детской фортепианной литературы, отечественной и зарубежной фортепианной классике. 5.Никаких творческих заданий. Дополнительная информация: 1.В последние годы начало выходить много сборников фортепианных пьес для начинающих. Авторы создают пособия, в том числе для малышей – 3-4 лет (Геталова, Смирнова, Королькова, другие современные педагоги). Названия пьес обновляются, теперь среди них можно встретить героев современных мультфильмов, например Смешариков.
2.Интересное современное направление: составление педагогами-практиками поурочных планов для первых уроков и издание их в виде методических пособий. Эта форма чрезвычайно удобна для молодых специалистов и бывает очень интересно детально проследить путь, который предлагают для начала обучения опытные педагоги. Среди таких пособий можно назвать «42 урока музыки» Марии Печковской.
Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано В основе любой методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу даётся большой объём информации, который осваивается им в практической деятельности. Наиболее наглядно это можно показать на примере интенсивного обучения иностранному языку: с первых занятий учащиеся включаются в разговорную речь. Грамматические правила не изучаются отдельно – они осваиваются в диалогах, игровых ситуациях. Главное в том, что обучающийся ставится в такие условия, в которых он должен, используя пусть минимальный запас знаний, сразу говорить на языке. При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, то есть идёт как бы развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры. Интенсивные методики подходят как обучающимся ДМШ, так и широкому кругу людей (возраст не важен), главное – желание научиться играть. Цель этих методик в воспитании музицирующего любителя, следовательно, акцент переносится на задаче воспитать вкус, расширить кругозор, а также легко читать ноты с листа, уметь петь и аккомпанировать, обладать хорошим вкусом. Основа этих методик, конечно, в умении самостоятельно работать: разучивать произведения, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать, обладать хорошей музыкальной памятью и т.д. Любая методика интенсивного обучения включает: 1) интенсивное обучение игре на фортепиано; 2)развитие творческих, исполнительских и импровизационных способностей; 3) формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Поставленные задачи решаются в течение всего срока обучения. Методика Смирновой Татьяна Смирнова- это методист-новатор, первопроходец по пути принципиально нового направления - интенсификация процесса обучения. Суть её методики отражена в курсе «Allegro»: это учебное пособие ALLEGRO, состоящее из "Методических рекомендаций", 21 учебника, 9 компакт-дисков. Пособие вышло в свет в 2003 году и ориентировано на учащихся 1-7 классов музыкальных школ и школ искусств. 1.Игра начинается с 1 урока, параллельно с освоением нотной грамоты. С пятого урока начинается комплексная работа над пьесами, в ходе которой уже проводится простейший гармонический анализ. 2.В первой четверти учащиеся получают основные навыки в постановке рук, игре различными штрихами, начинают подбор с аккордами. Во второй четверти учащиеся начинают играть и читать с листа одновременно двумя руками в одной позиции и эти же пьесы играют в транспорте в тональностях до четырёх ключевых знаков. 3.Урок два раза в неделю 45 минут, в основном индивидуально. Коллективные формы работы - совместная подготовка концертов, вечеров музыкальных и литературных сочинений. 4.Домашняя работа в среднем - один час в день. Домашние задания очень объемные, включают, помимо работы над пьесами, обязательное чтение с листа, подбор, сочинение мелодий, транспонирование и так далее. Методика Исенко
По мысли Исенко эскизы и наброски музыкального произведения являются как раз такими структурными музыкальными моделями и человек, который учится музыке, должен, прежде всего, понимать как и из чего состоит произведение, как оно могло быть создано композитором. Созданная Исенко «Школа игры на фортепиано» построена на основе этого метода.
2.Играть и петь мелодии ученики начинают сразу, с первых уроков. Особенность в том, что игра начинается с чёрных клавиш. 3.Особенность курса – последовательность тем, которая соответствует эволюции музыкального процесса: от песни к полифонии и далее к гомофонии. №1. Песня (куплетная форма) №2. От песни к фуге №3. От фуги к старинной полифонической сонате №4. Раннеклассическая соната №5. Классическая соната 3.Через 3 месяца занятий ученики способны исполнять полифонические произведения, соответствующие по сложности традиционному репертуару 3 – 4 годов обучения. 3.Урок длится 45 минут, два раза в неделю. 4.Домашние занятия ежедневно по 30 минут, затем дольше.
Чтобы лучше прочувствовать темп прохождения курса – достаточно прочесть содержание трёх первых уроков «Школы»; из них же становится ясна суть метода моделирования творческого процесса композитора - необходимо проследить предлагаемые трансформации модели №3.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8792)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |