Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано



2015-11-27 8693 Обсуждений (0)
Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано 4.83 из 5.00 6 оценок




Обзор мировых школ конца 1990х - начала 2000х годов

Франция

"Метод обучения игре на фортепиано", авторы Шарль Эрве и Жаклин Пуйяр (2000-е годы)

1.В школе практически нет объяснений. Они очень краткие и сухие.

2.Сразу начинается игра обеими руками в обоих ключах. Сначала 1, 2 и 3 пальцами, спустя 6 номеров подключается 4 палец. На игру нон легато отводится лишь 11 номеров и дальше уже игра легато.

2.Пьесы чередуются с упражнениями.

3. Репертуар очень качественный и разнообразный – народная музыка разных стран, старинная музыка - Гендель, Бах, Корелли, классика – Моцарт, этюды Черни. Есть русская и советская музыка – Гнесина, Гедике, Шостакович, Кабалевский.

4.Нет подтекстовок, картинок и так далее. Скорее всего, пособие не рассчитано на маленьких детей.

5.Никаких творческих заданий.

Англия

 

"Азбука игры на фортепиано" Джон С. Майлз (1998 год).

 

1.Пособие в виде комикса – ярко иллюстрировано разноцветными человечками, которые, в общем, и объясняют всю теорию. Теория перемежается с пьесами, на которых отрабатываются полученные знания. Но самих пьес очень немного.

2.Непосредственно игра на инструменте начинается не сразу, а после долгого периода приобретения знаний: названия и написание нот, понятие «ритм» даётся до начала игры.

3.После нескольких элементарных пьес сразу идут довольно сложные, и почти сразу двумя руками.

4.Особенность школы в том, что качеству музыки, в неё помещённому, как будто не придаётся очень большого значения. Основа репертуара - американские и английские песенки, а также пьесы, по–видимому, сочинённые специально для школы композитором Берри Тёрнером. В конце сборника есть по одному произведения Моцарта, Пёрсела, Оффенбаха, и рождественские песнопения. То есть авторы совсем не ставят перед собой задачу развития ребёнка посредством качественного и разнообразного репертуара.

5.Никаких творческих заданий.

 

Россия

 

«В музыку с радостью» О. Геталова (1997 год).

 

1.Книга рассчитана на первый год обучения. Состоит из трёх разделов: первый раздел – непосредственно учебник, второй – хрестоматия репертуара, составленная из лучших образцов фортепианной музыки для детей. Третий раздел составлен из ансамблей, большинство из которых публикуются впервые.

2.Особенность книги в первом разделе. Это азбука фортепианных навыков, которая, при обязательном последовательном разучивании предлагаемых фортепианных пьес, позволит в кратчайший срок организовать пианистический аппарат ребёнка, научить его правильным приёмам игры на инструменте, заложить основы технической свободы исполнения и беглости пальцев. Раздел строится от простого к сложному, помимо этого поделён на 8 частей, каждая из которых призвана отработать определённый навык и в свою очередь строится от простого к сложному.

3. Методические пояснения предназначены для педагога, не для ребёнка. Для ребёнка – подтекстовки к песенкам и немногочисленные рисунки, которые можно разукрасить.

4.Никаких творческих заданий.


Данная работа является интереснейшей попыткой систематизировать и в строгой последовательности выстроить процесс овладения основными навыками фортепианной игры. Такая тщательная систематизация никогда не была представлена ни в одном сборнике, как пишет автор в одном из интервью.

 

«Азбука игры на фортепиано» С. Барсукова, 2002 год.

1.Школа рассчитана на два года обучения – подготовительный и первый класс.

2.Основная задача сборника, по словам автора, обновить учебный материал за счёт издания народных песен разных стран, обработками современной музыки, ранее не издаваемыми произведениями.

3. В изложении теории авторы обращаются непосредственно к ребёнку. Пьесы даются с подтекстовками. Иллюстраций практически нет, школа выглядит довольно строго и консервативно.

4.Репертуар выстроен в строгой последовательности от простого к сложному.

5.Особенность сборника – огромное количество ансамблей. Причём большинство их них могут играть ученики несколько более старшего возраста.

6.Никаких творческих заданий.

«Новая школа игры на фортепиано» И. Королькова, Г. Цыганова , (2009 год.)

 

1. Школа состоит из трех разделов, которые охватывают учебный материал от подготовительного до 3 класса детской музыкальной школы. Особенность школы в том, что она объединяет в себе репертуар для маленьких детей (5лет) и детей до 3 класса школы.

2.Первая часть школы как раз рассчитана на малышей. Это фортепианная азбука, в которой широко представлен совершенно новый учебный материал, сочинённый самими авторами, предлагаемый для изучения клавиатуры и нотной грамоты. Раздел этот довольно обширен – 43 пьесы. Материала, предложенного для усвоения первичных приемов игры на инструменте, вполне достаточно для закрепления полученных знаний и навыков.

3. В изложении теории авторы обращаются непосредственно к ребёнку. Школа иллюстрирована, есть возможность разукрасить рисунки. Пьесы даются с подтекстовками.

4.Две последующие части построены по принципу традиционных сборников для начинающих: есть пьесы, этюды, крупная форма и полифония. Второй раздел предназначен для учеников 1-2-го классов, третий для учеников 3 классов. Репертуар выстроен по степени сложности и основан на "золотом" фонде детской фортепианной литературы, отечественной и зарубежной фортепианной классике.

5.Никаких творческих заданий.

Дополнительная информация:

1.В последние годы начало выходить много сборников фортепианных пьес для начинающих. Авторы создают пособия, в том числе для малышей – 3-4 лет (Геталова, Смирнова, Королькова, другие современные педагоги). Названия пьес обновляются, теперь среди них можно встретить героев современных мультфильмов, например Смешариков.

 

2.Интересное современное направление: составление педагогами-практиками поурочных планов для первых уроков и издание их в виде методических пособий.

Эта форма чрезвычайно удобна для молодых специалистов и бывает очень интересно детально проследить путь, который предлагают для начала обучения опытные педагоги. Среди таких пособий можно назвать «42 урока музыки» Марии Печковской.

 

Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано

В основе любой методики интенсивного обучения лежит принцип «погружения», когда обучаемому сразу даётся большой объём информации, который осваивается им в практической деятельности. Наиболее наглядно это можно показать на примере интенсивного обучения иностранному языку: с первых занятий учащиеся включаются в разговорную речь. Грамматические правила не изучаются отдельно – они осваиваются в диалогах, игровых ситуациях. Главное в том, что обучающийся ставится в такие условия, в которых он должен, используя пусть минимальный запас знаний, сразу говорить на языке.

При обучении игре на фортепиано интенсивным методом практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играя двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Каждый следующий этап обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего блока знаний, умений и навыков, то есть идёт как бы развитие по спирали целого комплекса составляющих элементов искусства фортепианной игры.

Интенсивные методики подходят как обучающимся ДМШ, так и широкому кругу людей (возраст не важен), главное – желание научиться играть.

Цель этих методик в воспитании музицирующего любителя, следовательно, акцент переносится на задаче воспитать вкус, расширить кругозор, а также легко читать ноты с листа, уметь петь и аккомпанировать, обладать хорошим вкусом.

Основа этих методик, конечно, в умении самостоятельно работать: разучивать произведения, подбирать по слуху, транспонировать, импровизировать, обладать хорошей музыкальной памятью и т.д.

Любая методика интенсивного обучения включает:

1) интенсивное обучение игре на фортепиано;

2)развитие творческих, исполнительских и импровизационных способностей;

3) формирование у учащихся навыков самостоятельной работы.

Поставленные задачи решаются в течение всего срока обучения.

Методика Смирновой

Татьяна Смирнова- это методист-новатор, первопроходец по пути принципиально нового направления - интенсификация процесса обучения. Суть её методики отражена в курсе «Allegro»: это учебное пособие ALLEGRO, состоящее из "Методических рекомендаций", 21 учебника, 9 компакт-дисков. Пособие вышло в свет в 2003 году и ориентировано на учащихся 1-7 классов музыкальных школ и школ искусств.

1.Игра начинается с 1 урока, параллельно с освоением нотной грамоты. С пятого урока начинается комплексная работа над пьесами, в ходе которой уже проводится простейший гармонический анализ.

2.В первой четверти учащиеся получают основные навыки в постановке рук, игре различными штрихами, начинают подбор с аккордами.

Во второй четверти учащиеся начинают играть и читать с листа одновременно двумя руками в одной позиции и эти же пьесы играют в транспорте в тональностях до четырёх ключевых знаков.

3.Урок два раза в неделю 45 минут, в основном индивидуально. Коллективные формы работы - совместная подготовка концертов, вечеров музыкальных и литературных сочинений.

4.Домашняя работа в среднем - один час в день. Домашние задания очень объемные, включают, помимо работы над пьесами, обязательное чтение с листа, подбор, сочинение мелодий, транспонирование и так далее.

Методика Исенко


Алексей Иванович Исенко (р.1945 г.) – кандидат педагогических наук, профессор кафедры фортепиано РАМ имени Гнесиных. Ему принадлежит создание уникальной технологии интенсивного и комплексного образования пианистов. За основу своего метода автор взял систему научного моделирования и выявил его новую форму – музыкальную.
Моделирование – это познание вещи (в нашем случае музыкального произведения), на примере её модели, которая, заменяя собой оригинал, даёт о нём новую информацию.

По мысли Исенко эскизы и наброски музыкального произведения являются как раз такими структурными музыкальными моделями и человек, который учится музыке, должен, прежде всего, понимать как и из чего состоит произведение, как оно могло быть создано композитором.

Созданная Исенко «Школа игры на фортепиано» построена на основе этого метода.


1. Основа работы по этому методу – ярко выраженная внутренняя мотивация ученика, настрой на активную познавательную деятельность. Ученик приобретает большой объём знаний, умений и навыков за те же часы.

2.Играть и петь мелодии ученики начинают сразу, с первых уроков. Особенность в том, что игра начинается с чёрных клавиш.

3.Особенность курса – последовательность тем, которая соответствует эволюции музыкального процесса: от песни к полифонии и далее к гомофонии. №1. Песня (куплетная форма) №2. От песни к фуге №3. От фуги к старинной полифонической сонате №4. Раннеклассическая соната №5. Классическая соната

3.Через 3 месяца занятий ученики способны исполнять полифонические произведения, соответствующие по сложности традиционному репертуару 3 – 4 годов обучения.

3.Урок длится 45 минут, два раза в неделю.

4.Домашние занятия ежедневно по 30 минут, затем дольше.

 

Чтобы лучше прочувствовать темп прохождения курса – достаточно прочесть содержание трёх первых уроков «Школы»; из них же становится ясна суть метода моделирования творческого процесса композитора - необходимо проследить предлагаемые трансформации модели №3.



2015-11-27 8693 Обсуждений (0)
Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Суть интенсивных методик обучения игре на фортепиано

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)