Тема 4. Психологическая концепция сознания
2.Цель: - Дать знания о психологической концепции сознания; - Рассмотреть структуры и функции сознания; Тезисы лекции 3.1.Психологическая концепция сознания. 3.2.Струкура и функции сознания 3.3. Сознание и подсознание 3.4.Состояние сознания 4. Иллюстративный материал: слайды, таблица, схемы
3.1 Психологическая концепция сознания Психика человека — это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный (общественный) путь развития. Главным событием в ходе этого процесса явилось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это положение получило наибольшую конкретно-психологическую разработку в работах таких отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др. А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Сознание — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта". В этом определении подчеркивается мысль о том, что у человека, в отличие от животных, с появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических мотивов. Как это стало возможным? По мнению А. Н. Леонтьева, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда. В ходе выполнения совместных трудовых действий появились первые элементы человеческой речи. Возможно, первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. В словах стали фиксироваться результаты познания. Уникальная особенность человеческого языка — его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря этой способности язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию", и благодаря этому формируется его собственное сознание. Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, овладение человеком смысловых значений языка, наряду с коллективным трудом, сыграло основную роль в формировании человеческого сознания. Л. С. Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, самосознания), отмечал, что развитие сознания в человеческом обществе осуществлялось в ходе социального взаимодействия между людьми. Научное решение проблемы развития психики человека Л. С. Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализирует причины принципиального отличия психики человека от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью орудий труда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать собственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков является человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обществе, Л. С. Выготский отмечает, что решающая роль принадлежит слову. Итак, сознание представляет собой особенность человеческой психики, связанную с познавательной деятельностью руки как органа труда, и речью, развивающейся на основе труда. Именно деятельность и общение детерминируют структуру сознания. В психологическом плане сознание выступает прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Сознание и самосознание присущи только человеку, но только не во всяком состоянии: оно отсутствует у новорожденного, у некоторых категорий душевнобольных и, как правило, у спящих людей. Сознание и самосознание представляют собой активную, деятельную, преобразовательную силу, которая дает человеку способность произвольного управления своим поведением. При помощи сознания человек не только пассивно отражает окружающую действительность, но и изменяет мир. Структура и функции сознания Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде и другим людям. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Первым актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания: I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1. биодинамические свойства движений, опыт действий; 2. чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1. значение; 2. смысл. Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Функции сознания 1. отражательная; 2. порождающая (креативная); 3. регулятивно-оценочная; 4. рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: · отражение мира; · мышление о нем; · способы регуляции человеком своего поведения; · сами процессы рефлексии; · свое личное сознание.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |