Ландшафт стиля рококо
После долгого господства парадного барокко в высшем обществе появился вкус к уюту, интимности, ко всему естественному. Возникла мода на "деревенские" павильоны, "сельские галантные" праздники. Призыв Ж.-Ж. Руссо "Назад, к природе!" определил атмосферу эпохи. Философы, ученые, художники искали вдохновения в путешествиях, в открытии невиданных земель. Ландшафтное искусство немедленно отразило эти новые настроения. Язык паркового пейзажа становится более интимным: вместо величественных террас с балюстрадами с лестницами, вместо пышных фонтанов - спокойный рельеф, долины и ручьи, искусственные пещеры, скалы, пруды, свободно растущие деревья. Мастерство архитектора выражалось в умении усилить (сохранить) впечатление естественности ландшафта, творческие его переработав. Китайские сады дали в этом смысле прекрасный пример для подражания. В Европе стали невероятно популярны "китайские", павильоны и мостики. В период Рококо произошла первая попытка восприятия восточного искусства Европой. Но оценивалось оно только со стороны декоративных качеств, до понимания их глубокой духовной сути было еще далеко. Если барочные сады предназначались в основном для любования с определенных точек, то сады рококо создавались специально для прогулок. Таким прогулкам соответствовал своеобразный садовый этикет, создававший легкую галантную атмосферу. Неслучайно именно женский образ определяет все искусство XVIII века (Сан-Суси - исключение). Женщина XVIII века - хрупкое, грациозное, кокетливое создание. Пастушка, придворная дама, римская богиня, - она изображается всегда с игриво-кокетливой улыбкой на лице. Иллюзорность - еще одна черта садов рококо. Развлечениям служила композиция парка, криволинейные дорожки, сложные лабиринты, обсаженные плотной живой изгородью, "обманные" картины в конце аллей и другие оптические иллюзии. Ренессанс и барокко Искусство Ренессанса, как считали исследователи архитектуры, выродилось, было вытеснено новым стилем. Начало барокко было заложено еще при высоком Ренессансе. В Риме этот период эпохи Возрождения не перешел в позднюю стадию, его высший расцвет стал началом зарождения нового стиля. Барокко от Ренессанса отличалось отсутствием образцов, этот стиль строился на том, что отрицал все элементы античности и готики. Появились принципиально новые каноны красоты, которые до той поры не использовались в архитектуре, которые называли «своеобразными», «причудливыми», «нарушавшими правила». В это время зодчие воспевали бесформенность, излишество, злоупотребление декором, изогнутые пространства. Зарождение барокко в Ренессансе начинается с постепенной пропажи интереса к античности, исследователи это связывают с уходом из жизни Рафаэля. Преклонение перед искусством древних переросло в уважение к традициям. Отклонения от классических норм некоторые искусствоведы того времени оправдывали тем, что и в древности архитекторы «позволяли себе вольности» (Трактат об искусстве «Trattato dell'arte». автор Ломаццо). Исследователи связывают имя Микеланджело с новшествами, которые пришли в архитектуру на высшей точке развития Ренессанса. Он считался порвавшим узы традиций – об этом писал Вазари. Сам Микеланджело признавал, что никогда греки и римляне не могли достичь тех вершин, которого достиг он при проектировании церкви Сан Джованни деи Фьорентини Джорджо Вазари (Giorgio Vasari; Аретино, 1511 - 1574 гг.) — итальянский архитектор и живописец, стоял у истоков науки искусствознания. Автор "Le Vite de'più eccelenti Pittori, Scultori e Architetti" –«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих". Строительство церкви Сан Джованни деи Фьорентини началось при папе Льва Десятого, из рода Медичи. Был проведен конкурс на лучший проект этой церкви, и главным архитектором стал Антонио да Сангалло Младший. После захвата Рима Карлом Пятым, в 1527 году, строительство остановлено. В 1559 г Микеланджело предложил свой проект, однако он не был утвержден, и строительство продолжили другие архитекторы.
Церковь Сан Джованни деи Фьорентини (начало строительства 1509 г. – окончание – начало 17 в.) Вилла Юлия III - вилла Джулия - расположена в предместьях Рима на месте сада, окружающего летнюю резиденцию Папы Римского Юлия III. Над ее проектом трудились – Микеланджело, Джорджио Васари и Бартоломео Аманатти. Строительство вел архитектор Джакомо Бароцци да Вигнола (1551 - 1555 гг.) Вазари в описании плана фасада виллы Юлия III * писал о том, что идеи Микеланджело, который наряду с другими архитекторами, работал над строительством, необыкновенны и новы, не подчиняются принятым архитектурным законам. Барокко от Ренессанса отличается живописностью. Античные храмы с их строгими формами выглядят однообразно. Живописная архитектура барокко основана на иллюзии движения. Живописность барокко позволяет за счет света и тени частям фасада казаться приближенными или удаленными, что и создает эффект движения. В Ренессансе форма сооружения образовывалась линейными поверхностями, в барокко основные формообразующие элементы: свет и тени, возникающие на фасадах сложной изогнутой формы. Линейность Возрождения позволяет охватить все сооружение в целом, в барокко же движение, создаваемое светом и тенью, сглаживает контур, увлекая взгляд постоянной переменчивостью. Исчезают грани, заменяясь плавным переходом от поверхности к поверхности. Плоскость в Ренессансе заменяется в барокко выпуклостями и вогнутостью, ритмичность – случайностью расположения. Для создания впечатления движения ось симметрии фасада тоже смещается.
Образец южно-итальянского барокко базилика Санта Кроче в Лечче (Basilica di Santa Croce (Lecce). Алулия. Италия. 1549-1679 гг. Строительство фасада начал зодчий Габриэле Рикарди, а закончил работы по строительству архитектор Цингарелло. Виллу начали возводить в 1520-е гг. по заказу будущего папы Павла III. Возглавлял строительство младший Сангалло. После перерыва строительство возобновилось при кардинале А. Фарнезе. С 1559 по 1573 гг. над виллой трудился архитектор Виньола. План здания – пентаграмма. Внутри находится внутренний круглый двор. От барокко Ренессанс отличался и разницей зрительного восприятия. В Ренессансе архитектура отражала спокойствие и величие своими правильными пропорциями и соотношениями размеров. Барокко привлекает, рождает воображение, изумление, восхищение и напряжение благодаря искажению пропорций и крупному масштабу. Увеличивается длина фасадов, высота окон, дверных проемов, декор. Первыми образцами становятся дворец Фарнезе в Пьяченце, вилла Фарнезе в Капрароле архитектора Виньолы.
Вилла Фарнезе в разрезе. Гравюра из «Курса архитектуры» Ш. Д’ Авилера.1691г. Париж.
Фасад виллы Фарнезе в Капрароле. Главная церковь ордена иезуитов - церковь Иль Джезу - первое сооружение в стиле барокко. В 1577 г. К. Борромео издал «Наставления», в которых призвал архитекторов строить храмы в виде креста. Но еще до его высказываний Виньола создал Иль Джезу (1568-1575 гг.) с крестовым планом. Но главным в этом сооружении стал новый принцип формообразования. В немалой степени развитию нового подхода к строительству храмовых сооружений способствовали решения Триденского собора (Тридентский собор в 1545-1563гг. рассматривал вопросы католического вероучения, дисциплины в рамках религии, уделял большое внимание привлечению верующих к службам). Ярким примером барокко стал собор Святого Петра в Ватикане, масштаб которого несовместим с сооружениями прошлого. Здания барокко визуально тяжелы, они становятся шире, чем в предыдущих стилях. Фасады удлиняются и расширяются, фронтоны опускаются, что еще больше подчеркивает тяжесть и приземленность сооружений. Завиток присутствует в разных частях фасада, в том числе и на фронтоне. Примером может служить церковь Иль Джезу. Образцом Иль Джезу явилась церковь Сант Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea) 15 в., архитектора Альберти.
Сант Андреа в Мантуе. 15 век. архитектор Альберти.
Фасад церкви Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù. Церковь во святое имя Иисуса. 1568-1575 гг. Архитектор Виньола). Фризы и цоколь в барокко становятся крупнее. Все линии плавно переходят одна в другую, исключаются углы. Стены фасада барокко в отличие от Ренессанса получают плавно изогнутую плоскость за счет выступов, колонн, пилястр. Колонны соединены со стеной со свободной частью в четверть, половину, три четверти – это создавало резкость светотени. В качестве примера раннего барокко, еще имеющего элементы Ренессанса, можно привести палаццо Канчеллерия архитектора Браманте (1499—1511 гг. начало работ - архитектор А. Бреньо); цоколь собора Св. Петра (задняя сторона), спроектированный Микеланджело; цоколь Порта ди Санто Спирито архитектора А. да Сангалло. Палаццо Канчеллерия. 1499—1511 гг. Архитектора Браманте окончил фасадные работы, которые начал архитектор А. Бреньо. Барокко нарушило законы и пропорции Ренессанса, введя многократное повторение форм и контуров. Например, фронтоны могли быть помещены один внутрь другого, повторялась линия аттика. Повторение декора: например, пучки пилястр на фасаде, где каждая дублирует другую и имеет полупилястру, получило свое начало еще при Ренессансе, как, например, первый этаж Бельведера (Браманте), дворец Коста (Перуцци), двор палаццо Фарнезе, третий этаж (Микеланджело). Пилястры на фасаде первого этажа Бельведера в Ватикане соседствуют с арочным обрамлением, а также выступающие пилястры с нишами внутри них. Архитектор Браманте. Детали фасада барокко преувеличены, кессоны заполнены большим количеством украшений, которые как будто не помещаются в рамках. Фасад барокко в отличие от Ренессанса не расчленяется, чтобы создать ощущение единой массы. Кафедральный собор Святой Агаты (Catania Cathedral). Катания является великолепным образцом барочной архитектуры. Нынешний фасад Кафедрального собора приобрел барочные формы в 1711 г. Архитектор Д. Вакарини. Барокко и Ренессанс – совершенно противоположные по сути стили, в которых использовались разные методики формирования пространства, разные конструктивные и декоративные подходы. Барокко просуществовал два столетия, после чего ему на смену пришел стиль рококо. Рококо и барокко Рокайль – орнамент, который с трудом поддается четкому определению. Рисунок неопределенный, может повторять как природные мотивы, так и напоминать элементы ордера, складки материи. В основе рокайля С и S образные завитки, элементы в виде гребня, длинные, узкие листья растений, цветы. Рокко Барокко - псевдоним (Rocco Barocco) итальянского модельера Дженнаро Москарьелло, родившегося в Неаполе, в котором соединились два архитектурных стиля - рококо и барокко. Этот симбиоз стилей и послужил появлению такого необычного псевдонима. Рококо позаимствовало у барокко многие черты, однако, смягчило их и уменьшило масштабность, подчинив принятым пропорциям, сопоставимыми с человеческими. Рококо появился во Франции в начале 18 века в период регентского правления Филиппа Орлеанского. Это было время упадка абсолютизма королевской власти, что породило желание знати погрузиться в мир иллюзий, создав вокруг себя идиллию. Характерным признаком рококо являлся рокайль – своеобразная фигура с завитками. Завиток вообще стал главным декором этого стиля, что связывает рококо с барокко.
Рокайль. В рококо, как и в барокко, не признаются прямые линии, плоские элементы, классические каноны. Но в отличие от барокко этот стиль отличался легкостью, воздушностью. И тот, и другой стиль имеет общее стремление к единой форме фасада, его цельности, но при этом рококо изящен, а барокко тяжел и монументален. В фасадах рококо присутствует светлая отделка, которая сочетается с белыми элементами. Присутствует большое количество лепнины с растительным орнаментом, завитками. Из Франции рококо попадает в Европу и особенно им интересуются зодчие в Германии и Австрии. В результате рококо и барокко тесно переплетаются во многих архитектурных сооружениях. Рококо продержался как модный стиль недолго – во Франции (1715—1723 гг.) он был вытеснен классицизмом, а в Европе и России он был в моде до конца 18 века. Павильон Амалиненбург в Нимфенбурге (1734—1739гг.). Архитектор двора герцога Максимилиана II Эммануила Баварского Франсуа Кювилье (1695-1768гг.), представитель баварского стиля рококо. Рококо в отличие от барокко не внесло новых открытий в архитектуру, оно строилось на основе уже существующего стиля, который за два века до этого полностью изменил подход к архитектуре, но, несмотря на это, рококо оставил заметный след в истории мировой архитектуры, напоминая о временах белил, мушек, париков, кокетства, куртуазности. Вероятно, в память об ушедших эпохах неапольский кутюрье и взял псевдоним Рокко Барокко. В современном строительстве, особенно в частных застройках, архитекторы нередко обращаются к темам рококо и барокко, используя для этого современные технологии изготовления декора (например, фасадный декор из полиуретана), а также формы фасада, указывающие на принадлежность дома к тому или иному стилю. Ампир - (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; стиль Директории) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой - началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу Ж.Л. Давиду. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое - не только в античность, но и в Древний Египет. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции - от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета. Для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для Ампира — яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича... так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2734)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |