Рекомендации по подготовке семинара №5
Материалы по подготовке темы №5 1.Модернизация – объективная потребность Нового времени. (СМ. ТЕКСТ В УЖЕ ВЫСЛАННОЙ РАСПЕЧАТКЕ) 2. XVIII век в истории Европы (последствия социальных революций и промышленный переворот, Просвещение и политика «просвещенного абсолютизма»). 3. Россия в XVIII веке: шаг навстречу европейской цивилизации. Литература: см. конспект лекции + методичка.
Итак, по истечении XVI века Россия стала более «азиатской». Это проявилось во многих сферах. Не менее важно то, что большие отличия от Европы накопились в духовно-нравственной сфере. Крепла атмосфера подчинения силе, раболепие низших по отношению к высшим и сильным. Москва ковала у своих подданных иные, отличные от европейских представления -о внутренней (политической) дисциплине; -о воинском долге и доблести; -о поведении мирного населения во время войны. ПОДРОБНЕЕ В КНИГАХ: 1. Нестеров Ф. Связь времени. Опыт исторической публицистики–М.: Молодая гвардия,1980.–239с. 2. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 887 с. 1. В 40-х годах XVII века в Англии происходит буржуазная революция, значительно повлиявшая на ход и английской, и европейской истории. В результате революционных событий в Англии во 2-ой половине XVII века произошла смена классов у власти, на смену монарху и аристократии приходит монарх, ограниченный конституцией, приходят новое английское дворянство и буржуазия. Новая английская власть проводит политику в своих интересах, ускоряет процесс «огораживания» крестьянских земель. Это приводит к: 1) ликвидации крестьянства как класса самостоятельных товаропроизводителей, превращает их в потребителей; 2) к формированию рынка рабочей силы; 3) к накоплению крупных капиталов у нового дворянства и буржуазии. Таким образом, были созданы предпосылки для промышленного переворота: крупные капиталы, рынок рабочей силы, лавинообразно возрастающий спрос на повседневные товары. Англия явила собой классическую последовательность трех переворотов: 1. Социально-политический (Английская буржуазная революция). 2. Аграрно-капиталистический (победа капитализма над феодализмом в деревне – были феодалы и крестьяне, а появились сельские буржуа и наемные сельхоз. Рабочие). 3. Промышленный переворот (он начинается в 60-е годы XVIII века – с началом массового применения машин; он завершается в 30-е годы XIX века – в связи с механизацией машиностроения, что завершает промышленный переворот). Тема эссе: [В какой последовательности перечисленные выше перевороты происходили в России?] 2. XVIII век в истории Европы – это не только век промышленного переворота, это еще и век Просвещения. Просвещение – это масштабное общественно-политическое движение в Европе, выражавшее оппозицию против всех проявлений и пережитков феодализма. Свое название сторонники движения – передовые деятели культуры – получили, потому что: 1) твердо верили во всемогущество разума и распространяемого им света знаний; 2) верили в то, что с помощью разума и просвещения можно изменить к лучшему окружающий мир и самого человека; Увлекшись идеологией Просвещения, ряд европейских монархов (Фридрих II в Пруссии; Иосиф II в Австрии; Густав III в Швеции; Екатерина II в России) проводят политику «просвещенного абсолютизма». Эта политика направлена на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу капиталистических отношений. Признаки политики «просвещенного абсолютизма»: 1) масштабные законодательные инициативы, создание новых сводов законов (или попытки их создать). 2) масштабные перестройки государственного аппарата с целью повышения его эффективности; 3) ограничение позиций церкви; 4) ослабление сословных перегородок; 5) развитие системы образования, распространение идей Просвещения; 6) содействие буржуазному развитию. Тема эссе: [Можно ли считать Петра I представителем политики «просвещенного абсолютизма»?] Рекомендации по подготовке семинара №5. По 1-му вопросу (реформы Петра I в первой четверти XVIII века: цели, итоги, цена преобразований. Консервативный характер революционности Петра I) – СМ. РАССЫЛКУ о целях, цене и итогах реформ. По 2-му вопросу (основные тенденции развития России после Петра I) – подчеркнуть следующее: реформы Петра I европеизировали лишь быт высших слоев общества. Внешне в России многое менялось по европейским образцам. Однако, суть экономической и политической систем России оставалась неевропейской. После правления Петра I правители на Российском престоле менялись достаточно часто, а основные тенденции развития русского общества и государства оставались прежними, неевропейскими, утвердившимися в России со второй половины XVI века. Это такие тенденции, как: 1)небуржуазность развития страны; 2)усиление несвободы в государстве, усиление крепостничества; 3)усиление позиций дворянства. ФАКТЫ, иллюстрирующие эти события, надо взять из учебника! Например, усиление несвободы в государстве подтверждают следующие факты: –по итогам переписи населения 1718-1724 г. была введена подушная подать, усиливавшая налоговый гнёт на податные сословия, – в 1721 г. владельцы мануфактур получили право покупать крепостных к заводам (это означало распространение крепостного права на сферу промышленности), – в 1735 г. повинности зажиточных казаков Украины ограничены военной службой, а рядовых казаков уравняли с крестьянами, – в 1736 г. вышел указ о прикреплении наемных работников к мануфактуре (и членов их семей), – в 1760 г. законодательно закреплено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь на поселение, – в 1765 г. законодательно закреплено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь на каторгу, – в 1767 г. под угрозой уголовного наказания запрещается крестьянам жаловаться на помещиков. – в 1783 г. крепостное право распространяется на Украину. По третьему вопросу («просвещенный абсолютизм» в России. Век Екатерины) необходимо найти во внутренней политике Екатерины II перечисленные выше признаки «просвещенного абсолютизма» и проиллюстрировать их при ответе материалами из учебника.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |