Страны мира, обладающие крупнейшими запасами основных видов полезных ископаемых
Земельные ресурсы.Из общей площади поверхности земли (510 млн кв. км) на долю суши приходится 149 млн кв. км, а остальное занимают моря и океаны. Общая площадь мирового земельного фонда (площадь суши за вычетом ледяных пустынь Арктики и Антарктиды) составляет 134 млн кв. км. Структура мирового земельного фонда 11% - обрабатываемые земли (пашни, сады, виноградники); 23% - пастбища; 30% - леса; 3% - антропогенные ландшафты (населенные пункты, промышленные зоны, транспортные линии); 33% - малопродуктивные земли (пустыни, болота, экстремальные территории с низкой температурой или горы). В мире отмечается ухудшение земель. Вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выводится 6-7 млн га. Серьезную угрозу земельному фонду в 60 странах мира представляет опустынивание прежде возделываемых земель, которое охватило территорию в 90 млн га, что примерно равно площади таких стран, как США или КНР. Деградация сельскохозяйственных земель вызывается и превращением их в антропогенные ландшафты. Водные ресурсы.Общие запасы воды на Земле составляют 1386 млн кубических км, но 96,5% водных ресурсов планеты приходятся на соленые воды Мирового океана и 1% - на соленые подземные воды. На пресные воды приходится всего 2,5% общего объема гидросферы, а если исключить из расчета полярные льды, которые еще практические не используются, то в распоряжении человечества остается лишь 0,3% общего количества на земле. Главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют 47 тыс квадратных км, а реально использовать можно менее половины этого количества. Главный потребитель воды в мире – сельское хозяйство (69%), затем промышленность – 21%, коммунальное хозяйство – 6% и водохранилища. В России структура водопотребления заметно отличается от среднемировой: на первом месте – промышленность (55%), на втором – сельское хозяйство (20%), на третьем – коммунальное хозяйство – 19% общего потребления. В мировом сельском хозяйстве сохраняется тенденция к увеличению спроса на воду. Считается, что именно недостаток воды, а не обрабатываемых земель, является причиной нехватки продуктов питания во многих развивающихся странах. В засушливых регионах живут более 1 млрд людей. Лесные ресурсы.Мировые лесные ресурсы характеризуются прежде всего показателями лесистости, лесной площади и запаса древесины на корню. Показатель лесной площади отражает размер территории, покрытой лесами, в том числе на душу населения. Лесистость показывает отношение площади лесов к общей территории страны. Запасы древесины на корню обычно определяются умножением среднего количества древесины (в кубических метрах) с 1 кв. м на площадь, занятую лесами. Покрытые лесом площади во всем мире достигают 401 млн га, из них в России – 81, Бразилии – 32, Канаде – 26, США – 20 млн га. Россия занимает первое место по запасам древесины – 23% мировых запасов. Интенсивное развитие целлюлозной и деревообрабатывающей промышленности негативно сказывается на состоянии мирового лесного фонда. В последние годы происходит быстрая вырубка тропических лесов, особенно в Африке и Латинской Америке. Только за последние 200 лет площадь лесов в мире сократилась в 2 раза. Уничтожение лесов имеет катастрофический эффект: уменьшается поступление кислорода в атмосферу, усиливается «парниковый эффект» (увеличение содержания углекислого газа в атмосфере), происходит общее потепление климата. Конференция в Рио-де Жанейро (1992 г.) – первое глобальное соглашение в отношении лесов, в котором учитывается многогранное их значение и необходимость их защиты. В настоящее время не ресурсные, а экологические функции лесов страны определяют планетарное значение лесного фонда. Рекреационные ресурсы –это ресурсы, которые можно использовать для отдыха, лечения, туризма. Туристские ресурсы –природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить потребности, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, доступные для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном порядке ограничений. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. Непосредственные -национальное достояние – совокупность природных и антропогенных объектов, способных вызвать туристский интерес; - города и исторические местности; - лечебно-оздоровительная местность; - природно-лечебные ресурсы: минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат. Косвенные - материально-технические; - финансовые, трудовые. Природные ресурсы распределены между странами крайне неравномерно. Только 20-25 стран имеют более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального сырья. Лишь несколько крупнейших стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. Фактически ни одна страна не располагает запасами всех необходимых для современной экономики видов минерального сырья и не может обойтись без его импорта. Так, Россия при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительном их объеме вынуждена импортировать бокситы, олово, марганец. США полностью обеспечивают свои потребности лишь по 22 видам, в то время как по таким видам сырья, как уран, вольфрам, хром, марганец, зависят от импорта. В целом США импортируют 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого из минерального сырья.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5938)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |