Лексическая тема: Семья –мое начало
РАЗДЕЛ 1. ФОНЕТИКА. Грамматическая тема: Понятие о фонетике. Лексическая тема: Язык и общество. План лекции. 1.Различительная роль звуков 2. Роль языка в жизни общества. Фонетика Понятие фонетики, как части науки, изучающей русский язык, неразрывно связано с изучением русского языка в целом. Фонетика изучается в школьном курсе языка. Фраза - это крупнейшая фонетическая единица, основное фонетическое понятие. Это высказывание, законченное по смыслу. Каждая фраза объединяется своей особой интонацией. Фразы отделяются друг от друга паузой.
Для более детального освещения понятия фонетики необходимо отметить некоторые факты из истории происхождения русского языка. Язык и общество Язык и общество. Связь языка и общества, направление связи, формы её выражения составляют основной круг вопросов, к-рые исследуются в рамках этой проблемы. В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние учёные: «Из всех живых существ только человек одарён речью» (Аристотель). Язык присущ не просто индивиду, а человеку как члену общества, поскольку основное предназначение языка — служить средством общения между людьми. Связь языка и общества проявляется гл. обр. во влиянии общества на язык (схема «общество-"-язык»), а обусловленность присущего данному обществу «видения мира» языком (схема «язык -*- общество») выражена слабее и подтверждается значительно меньшим числом фактов. Влияние общества на язык проявляется в разнообразных формах. Основные из них: связь происхождения языка с возникновением человеческого общества; социальная обусловленность развития языка; социальное расслоение языка; социальные компоненты в структуре языковых единиц; сознательное воздействие общества, общественных институтов на язык и его функционирование. Грамматическая тема: Образование звуков в речевом аппарате. Лексическая тема: Семья –мое начало. План лекции. 1. Устройство речевого аппарата 2.Образование звуков в речевом аппарате. Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. 1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания. 2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат. Речевой аппарат состоит из лёгких, гортани с голосовыми связками, глотки, полости рта (с языком, губами, твёрдым и мягким нёбом) и полости носа. · Функция лёгких – дать воздушную струю. · Все другие органы речевого аппарата принимают непосредственное участие в образовании звуков. При «говорении» одни из них двигаются (голосовые связки, мягкое нёбо, язык, губы), эти органы речи называются активными; другие остаются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы), они называются пассивными. · В результате работы голосовых связок (или отсутствия таковой) и трения воздуха о преграды создаются различные звучания – разные звуки. · Преграды создаются неодинаковым положением активных органов речи в момент образования звука. Следовательно, звук есть также явление физиологическое: для его возникновения требуется определённая работа органов речи. 3. Звуки [а], [б], [в], [о] и др. являются элементами языка, функция которого, как известно, состоит в том, чтобы передавать смысл. Поэтому звуки речи связаны со значениями слов и их частей (морфем – корней, приставок и т.д.). С помощью изменения звуков можно превратить одно слово в другое. Ср.: дом, дым, дам (тебе книгу), (много) дум; дом, том. 4. Звуки речи употребляются не изолированно, а в определённых звуковых комплексах – словах. Это приводит к тому, что один и тот же звук русского языка в разных словах может звучать по-разному. Ср.: в слове ре́зок на месте буквы з звучит звук [з]; в слове ре́зкий – на местебуквы з звучит звук [с]. 5. Слова могут состоять из одного и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения обычно самые короткие. Например, из одного звука состоят предлогик, в, с; союзы а, и. Слова знаменательных частей речи обычно состоят из трёх и более звуков. Дом, стол, велосипед, подошёл, красивый. 6. Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – звук). 7. С фонетикой тесно связана орфоэпия – наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения (от греч. «орфо» – правильный; «эпос» – слово, речь). Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения и др. Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова фонетика произносится твёрдо; ударение в существительном алфавитставится на последний слог. Правильность произношения слов можно проверить по орфоэпическим словарям Моя семья. Наша семья является ни большой, ни маленькой. У меня есть мать, отец и сестра. Мы все живем вместе в трехкомнатной квартире в одном из промышленных районов города Харькова. Мы- обычная семья. Мой отец- Игорь Иванович, 45 лет. Он высокий, хорошо сложенный мужчина с короткими черными волосами и серыми глазами. Он работает менеджером на большом заводе. Он любит свою работу и проводит большую часть своего времени там. По характеру, мой отец спокойный человек, в то время как моя мать энергичная и разговорчивая. Мою маму зовут Ольга Петровна. Она - учитель музыки, и она хорошо играет на фортепьяно. У моей мамы всегда много работы по дому и в школе. Она занятая женщина, и мы все ей помогаем. Имя моей сестры- Алла. Как и наша мать Алла имеет голубые глаза и светлые волосы. Она очень красивая девушка. Алла на три года моложе меня. Она - ученица 8-го класса. Она хорошо учится в школе и получает только хорошие и отличные оценки. Литература - ее любимый предмет, и она хочет стать учителем, также как и я. Наша семья очень дружная. Мы любим проводить время вместе. По вечерам мы смотрим телевизор, читаем книги и газеты, слушаем музыку или просто поговорим о событиях дня. Наши родители не всегда согласны с тем, что мы говорим, но они прислушиваются к нашему мнению. Мы любим проводить выходные в деревне. Мы часто ездим в деревню, где живут наши бабушки и дедушки. Сейчас они пенсионеры в возрасте , но они предпочитают жить в селе. Моя прабабушка еще жива. Она живет в семье бабушки и всегда рада видеть нас. У неё плохое здоровье , и она просит нас приезжать и навещать ее чаще. У меня также есть много других родственников: дяди, тети, двоюродные братья. Мы рады, когда мы вместе
Грамматическая тема: Артикуляционная характеристика гласных звуков.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |