Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ШКОЛЕ И ЧЕЛОВЕКЕ



2015-11-27 546 Обсуждений (0)
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ШКОЛЕ И ЧЕЛОВЕКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вместо эпилога.

 

Ещё в XIX веке швейцарский мыслитель-педагог Адольф Ферьер писал о методике образования следующие проникновенные слова:

 

«И сотворили школу так, как велел им дьявол.

 

Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах.

 

Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.

 

Он не может оставаться без движения — его принудили к неподвижности.

 

Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.

 

Он любит говорить — ему приказали молчать.

 

Он стремится понять — ему велели учить наизусть.

 

Он хотел бы сам искать знания — ему стали давать их в готовом виде.

 

…И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

 

И произошло то, что и хотел того дьявол. Люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились...

 

И погибла школа, которую так ловко разрушил дьявол».

 

Образование – очень важная в стратегическом плане тема. Всё более увеличивающаяся коммерциализация этой сферы приводит к тому, что люди стали вкладывать в неё деньги, чтобы получить прибыль. Дать образование – уже на втором месте. На первом – прибыль. По мнению коммерсантов от образования, передача профессиональных знаний образовывает человека.

 

В действительности такие «знания» создают не человека, а биовинтик для экономической машины.

 

Томас Мор утверждал, что главная цель образования это «внутреннее знание того, что правильно. Знание, не зависящее от слов других людей. Иначе наш разум будет неизбежно лишён покоя, всегда колеблясь между радостью и печалью из-за мнений других».

 

Образованный человек в первую очередь тот, кто знает ответы на главные вопросы. Например, в чём смысл жизни?

 

Многие в юношестве не находят ответа на этот вопрос. Во взрослом состоянии перестают об этом думать. В итоге все живут бессмысленно, просто плывут по течению, всё больше становясь похожими не на разумного человека, а на желающее туловище, у которого нет ни смысла, ни цели.

 

Образование – это создание Человека Образовать значит создать, совершить акт творения. Пришло маленькое существо с телом и мозгом человека. Это сырой материал, который умеет ходить, умеет говорить и имеет ряд желаний. И вот из него нужно создать Человека с большой буквы.

 

В одной из бесед с гостями своей школы академик Щетинин так рассуждал на тему образования:

 

«Понятие «образование» имеет несколько значений. С одной стороны, оно подразумевает получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. С другой стороны, данное понятие в наиболее широком понимании означает «созидание», «организацию», «представление», т.е. образовывать нечто.

 

Таким образом, образование есть процесс созидания, некогда идеального, и в тоже время живого и актуального отражения или, скорее, мысль духового начала, которая само по себе есть созидающая, творящая сила.

 

Современное человечество, не исполняя предначертанный Господом замысел, зашло в тупик, утратив смысл своей жизни. Сегодня уже нет Человека Творящего – Homo Creator, несущего в себе образ Божий.

 

Современная система образования не является таковой системой образования, так как не образует ребёнка, не помогает ему сохранить в себе образ и подобие Божие, вообще не рассматривает ребёнка как продукт и носителя образа абсолютного сотворца целостности.

 

Для школы ребёнок лишь потенциальная единица: потенциальная социальная единица, потенциальная профессиональная единица, потенциальная экономическая единица и т.д.

 

Более того, существующая система обучения (не образования) растит потенциального террориста, так как всякая школа – от организации учебного процесса, подбора учебного материала, методик его подачи и проверки усвоения до методологических основ психофизиологии и дидактики, подготовки педагогических кадров и определения основ образовательной политики – не имея чёткой концепции таких феноменальных понятий как Мир, Человек, Ребёнок и т.д., фактически становится «фабрикой негатив-ных и агрессивных эмоций» для любого попадающего под её пресс.

 

Образование – это вхождение в состояние полного, абсолютного взаимодействия со всем Миром.

 

Образование – это состояние сотворчества с ним по образу и подобию «всего Сущего».

 

Образование – это процесс творения Всего и постоянная, на грани недостижимости достигнутого, спираль, результирующая по отношению к смыслу Всего.

 

Образование – это движение к Высшему, к Идеалу; нужно постоянно совершенствоваться, быть в состоянии, результирующем Идеал.

 

Образованный человек – тот, кто несёт в себе состояние, результирующее идеал всей Вселенной по замыслу Творца, в данном времени и пространстве».

 

Кто придаёт ребёнку образ Человека, тот совершает акт творения, образования, создания».

 

Я уверен, что показателем успешной работы образовательного учреждения должен быть не размер прибыли и даже не глубина усвоения профессиональных знаний. Показателем должна быть человечность его выпускников. Если человек знает математику, но не имеет чести, не имеет высших ориентиров, это необразованный человек.

 

Сегодня учителей по призванию, к сожалению, очень мало.

 

Учитель, по мысли Льва Николаевича Толстого, уподобляется плохому ваятелю, который вместо того, чтобы соскабливать лишнее, налепливает, раздувает, залепляет бросающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет всегда только подражать, копировать…

 

Кто такой учитель? Это тот, кто способен дать самое главное. Во всех культурах самых великих людей называют Учителями. Это человек, способный научить, открыть миропонимание, дать ответы на главные вопросы.

 

Учитель даёт ученику базовые ориентиры, создаёт человека.

 

Мастер производственного обучения даёт ученику профессиональные знания.

 

Сейчас умаляется статус учителя, потому что требуется не человек, а потребитель.

 

Что ребёнок может выбрать, чем ему руководствоваться, если у него ещё нет ничего? Если он пришёл учиться выбирать. А ему вместо того, чтобы дать шкалу ценностей, чтобы показать красоту высокого и мерзость недостойно-го, предлагают выбирать что выгоднее. Все вокруг только и говорят, что о деньгах.

 

Как ребёнку в такой ситуации стать человеком с большой буквы?

 

Солдата, которого научили обращаться с оружием, но не сказали, с кем воевать, будет стрелять, куда ему выгоднее. Если учитель и школа не дают ребёнку шкалу ценностей, её даёт Рынок.

 

Рынок в этом плане более последователен, чем государство. Он не говорит детям «выбирайте». Он последовательно внедряет им свою шкалу ценностей. В итоге под видом свободы маленькому человеку формируют мировоззрение, согласно которому всё продаётся и покупается. Его учат, что мир лежит не между полюсами добра и зла, а между выгодой и убытком.

 

Если выгодно предавать – предавай. Ты всё правильно делаешь, если это выгодно!

 

Под «соусом» развлечения, через мультики и компьютерные игры, детям внушается философия коммерческого успеха. Под «соусом» образования детям внушают главное – обладать вещами и думать о себе. Только лохи носятся со своей честностью, как с писаной торбой. Крутые свободны от таких архаизмов, и потому продают всех и вся, и сами продаются.

 

Но обучать людей подобным установкам, это устремлять мысли не ввысь, а к низшему уровню.

 

В западных странах так «образовывали» простой народ, приготовляя его работать «винтиком». В отношении этой группы людей разработана социальная стратегия, умышленно предусматривающая отсутствие цельного знания. Называется она «система двух коридоров». В низшей школе готовят «винтиков», живые механизмы. В высшей школе – готовят элиту.

 

Школа для элиты построена на совершенно других принципах. Там первоочередная задача – создать человека и дать ему масштабное мышление. Ремесленные знания почитаются вторичными. В школе, образовывающей элиту, учителя получают сообразно значимости выполняемого дела. В школе для плебса учителя получают полставки от зарплаты уборщицы в банке.

 

Главное отличие образования от грамоты – образованный имеет знание о мире во всей его полноте, а грамотный представляет собой инструмент, предназначенный для продажи на рынке своего труда. Человек в полном смысле слова знает, откуда, куда и зачем он идёт. Знает социальные законы, и его нельзя одурачить, прикрыв тот или иной яд красивыми словами.

 

Кто не знает фундаментальных ориентиров, тот не знает направления. Им всегда можно манипулировать, и никакая математика с английским не защитят. Он даже не догадается, что им манипулируют.

 

Этот момент даёт ключ к объяснению многих непонятных процессов.

 

Всё не так просто, как сегодня кажется многим. Кто-то последовательно и упорно разбивает ключевые узлы, переворачивая представление о степени первичности. В итоге все «незначительные отрасли», в частности, школа, отданы коммерсантам.

 

Бытует мнение, что ребёнка должна воспитывать семья.

 

На слух звучит хорошо, но что мы видим на практике? Сегодня родители не знают, чему учить своих детей, потому что сами являются продуктами системы, в первую очередь делающей из них потребителей. Они говорят, что хотят детям блага, но не могут указать, что есть благо.

 

Не зная цели, нельзя указать направление, идя по которому можно обрести это благо. В итоге под благом они понимают деньги.

 

Дальше рассуждают так: чтобы иметь деньги, нужно работать. Родитель приходит к выводу, ребёнка нужно учить, чтобы он мог заработать много денег. Детей отправляют в финансовые, юридические и прочие вузы, на слух ассоциирующиеся с деньгами. Единственное, во что реализуется желание родителей дать детям благо, это заставить хорошо учиться. Чему учиться, как учиться, это уже за их рамками. Многие хорошо учились, но это не принесло им счастья. Да и блага в том же материальном варианте не дало.

 

Значит, это не тот путь к благу. Да, многие родители чувствуют – что не тот это путь. Но что они могут предложить взамен? Ничего! Так о каком же воспитании в семье можно говорить?

 

Мы сейчас даже опускаем тот момент, что деньги сами по себе не являются ценностью и в потребительском обществе. Ценностью является возможность приобрести на них что-то, а не сами бумажки или виртуальные цифры на банковском счёте. Получается, деньги есть потенциальные предметы и услуги, которые можно купить за деньги.

 

Само по себе такое направление мысли убого. Сводить благо к деньгам – значит, ставить крест на всём том, что нельзя купить за монету.

 

А это как раз самое главное. Несчастный человек, в жизни которого нет того, что нельзя купить за деньги:

 

за деньги можно купить постель, но не сон;

можно купить еду, но не аппетит;

можно купить лекарства, но не здоровье;

можно купить слуг, но не друзей;

можно купить женщин, но не любовь;

можно купить жилище, но не домашний очаг;

можно купить развлечения, но не счастье;

можно купить диплом, но не знания…

Система начинает использовать человека, и он беззащитен перед ней. Она даёт ложные ориентиры, и он не может им противиться. В итоге не видит себя как человека, как личность. Теперь он больше объект для секса, для заработка денег, для соответствия моде. Для чего угодно, но только не для того главного, ради чего появился на свет. Не может он жить по-человечески. Душу у него умалили.

 

Здесь уместно вспомнить высказывание А. Козырева, бывшего министра иностранных дел России, который делится своими воспоминаниями:

 

«Будет любая идеология – будет тоталитаризм. Надо решить, что должно заменить идеологию? Деньги! Место национальной идеологии должны занять деньги».

 

Из этих рассуждений родился знаменитый лозунг ельцинской эпохи:

 

«Обогащайтесь!»

 

Военная теория и практика свидетельствуют: подразделение выживает, если каждый боец готов умереть. Подразделение гибнет, если каждый боец стремится выжить. Аналогично и в мирной жизни, тотальный акцент только на личном благе и удовольствии в итоге всех лишит личного блага.

 

Так не раз бывало в истории.

 

Николай Жевахов ещё в 1901 году писал:

 

«Ученик должен знать, что приобретает он знания не для себя лично, а для того, чтобы быть полезным общему делу жизни – увеличению Добра и Правды в ней, что он нужен жизни и что общая сумма общего счастья и благополучия жизни зависит от того, насколько честно и правдиво он готовится к этому делу и насколько искренно и добросовестно служит ему.

 

Только таким путём возможно предохранить наше молодое поколение от преждевременной усталости и разочарования жизнью и болезненного ощущения неприспособленности к ней. И то, и другое чувство рождается сознанием своей оторванности от общего дела и вытекает часто из лучших побуждений, когда личные интересы перестают уже удовлетворять человека, а к общим, более высоким, он не знает, как приспособиться.

 

Такое убеждение никогда бы не имело место, если бы по выходе из школы каждый ученик знал, что его маленькое скромное дело нужно не только ему, сколько ещё больше обществу, коему он служит, жизни, в коей участвует, Добру и Правде в ней, для торжества коих призван делать своё личное, маленькое, скромное дело.

 

Оно не имело бы место, если бы по выходе из школы каждый ученик знал, что он – часть целого, что его работа – часть общей работы, что он обязан участвовать в этой общей работе и принести свою лепту знания и труда для общей цели созидания Добра и Правды в жизни.

 

Если школа будет иметь пред собою эту цель, то найдёт и способы для того, чтобы её достигнуть.

 

Как это сделать?

 

Для этого нужно отыскать изначально верную исходную точку отправления мысли и знать, что в школу поступают дети, полные чистоты душевной и ясно выраженного стремления к искренности и правде и что школа обязана застраховать эту чистоту от влияния возраста и обстановки.

 

Нужно, следовательно, верить в детей и в Добро, ими носимое в их чистых душах. А посему первым вопросом, обращённым школою к детям, будет вопрос о том, что они принесли с собою в школу, с чем пришли в школу, вторым – для чего явились в школу и третьим – с чем они уходят из школы.

 

В школу приходят дети, полные лучших врождённых стремлений к Добру и Правде, идут в школу для того, чтобы научиться пользоваться этим чувством в интересах общего блага, уходят из школы для того, чтобы делать то, что этим чувством называется.

 

И если школа выпустила в жизнь хотя бы одного, двух, в ком разогрела чувство деятельной, активной любви к ближнему, то школа достигла свою цель и выполнила своё назначение…».

 

Тотальное ослепление постигло наше общество. Вся сегодняшняя действительность строится на привлекательности внешней формы. Что она скрывает, для большинства людей значения не имеет. Все «просто» поют, «просто» пишут, «просто» развлекают, «просто» кино снимают, «просто» деньги зарабатывают. В итоге всех этих «просто» формируется личность. Какая это будет личность, зависит от игрушек, в какие она играла в детстве, какие мультики смотрела, какую музыку слушала, что и как преподавали в школе.

 

Взять, к примеру, заботу родителей о детях. Они думают, отдам ребёнка в музыкальную школу, пусть поёт. Если человек хорошо поёт, что в этом плохого? Кажется, действительно, это априори хорошо. Но давайте чуть-чуть изменим высказывание, давайте скажем, человек хорошо говорит. Что в этом плохого?

 

Чтобы оценить этот момент, важно не то, как он говорит, а что он говорит. Гитлер тоже очень хорошо говорил. Аналогично и с песней. Не важно, как поёт, важно, что поёт.

 

Вот, к примеру, что пела на Евровидение 2007 группа «Серебро», занявшая 3-е место:

 

… Не называй меня славной зайкой.

 

Я спущу твои денежки.

 

Я буду крутить для тебя своей красивой попкой.

 

И ты не сможешь оторвать от неё взгляда.

 

Дорогой, заграбастать твои денежки –

 

Для меня это раз плюнуть.

 

Мои подружки-стервы рядом со мной.

 

Ну, давай, смотри, я двигаю для тебя своей красивой попкой…

 

Слова Д. Бабичева, Музыка М. Фадеева.

 

И такого «творчества» на нашей эстраде полно. А ведь этим певцам стремятся подражать, они кумиры миллионов неокрепших детских душ.

 

Для сравнения приведём отрывок из песни «Эхо любви» на стихи Роберта Рождественского, музыку к которым написал Е. Птичкин:

 

Покроется небо пылинками звёзд,

 

И выгнутся ветви упруго,

 

Тебя я услышу за тысячу верст,

 

Мы эхо, мы эхо,

 

Мы долгое эхо друг друга.

 

И мне до тебя, где бы я ни была,

 

Дотронуться сердцем не трудно,

 

Опять нас любовь за собой позвала,

 

Мы нежность, мы нежность,

 

Мы вечная нежность друг друга…

 

Какие образы и чувства порождают эти песни. К чему призывают, какие струны затрагивают – струны порочных устремлений или струны души?

 

Сократ в своё время указывал, что простой человек не способен проследить долговременный вред от нововведений в сфере, где вред вытянут во времени. Он говорил, что «следует остерегаться даже новой музыки, поскольку она может быть опасна для целостности государства».

 

В словах Сократа глубочайшая истина, осмысление которой приходит, если оценивать общество не бытовой меркой, и даже не государственной. Необходимо поставить себя наблюдателем вне времени и с той позиции посмотреть на события, происходящие в мире и в частности в России.

 

Затронута очень серьёзная проблема, но, к сожалению, просто описывая действительность сегодняшней жизни не изменить её в лучшую сторону. Это делается с целью увидеть «заболевание», увидеть пути исцеления и возможность встать на этот путь. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

 

В России нет ни одной школы, нацеленной образовать Человека. Практически все школы и вузы ориентированы на создание плебса. Даже если они завёрнуты в дорогой фантик и называются элитными, закрытыми, по факту это – ремесленные училища. В этом несложно убедиться, поговорив с учителями и учениками. Спросите их, какое мировоззрение школа формирует своим ученикам?

 

При таком образовании даже у потенциальной элиты элитные стремления подменяются простолюдинскими, то есть потребительскими. Закончив обучение, они способны «тачать сапоги», писать компьютерные программы, руководить отдельными участками. Но целое они никогда не смогут объять. Люди не смогут вместить необходимый для этого объём. Им не дали навыка думать в таком масштабе. Для них большое всю жизнь будет казаться бредом.

 

Многие богатые могущественные люди не знают, куда устроить своих детей. Дело дошло до конкурсов в несколько десятков человек на место в суворовские училища, и это при полной непрестижности службы в армии. То, что весьма непростые люди изо всех сил пытаются отдать туда детей – может ли быть большее доказательство неприемлемости всей системы образования? Отправляют детей за границу, но там и близко не находят того, что ищут. Это ещё более сложная тема. Дети там вновь попадают в школу «второго уровня». Их снова пичкают прикладными науками, приготавливая для работы по узкой специальности.

 

Фабрику по изготовлению стульев создать сложно. Фабрику по «изготовлению» Человеков на порядки сложнее. Но России нужна элита, настоящая элита. Главное качество элиты не просто интеллект, его можно купить, а интеллект, в обязательном порядке произрастающий из высоких моральных и нравственных качеств, из принципов чести, воли, веры и мыслящих в соответствующем объёме. Пока такой элиты нет, мы со всей своей нефтью, газом и ракетами представляем манипулируемую биомассу.

 

Чтобы воспитывать и обучать элиту, нужны кадры. Получается, первый шаг – это формирование создателей элиты. Здесь аналогия как с производством. Возьмите в руки любой предмет, например, карандаш.

 

Чтобы его изготовить, нужно оборудование. Чтобы создать его, нужно оборудование, изготавливающее оборудование (производственные линии).

 

Для этого нужна фундаментальная наука. Науку питают мысли. Так от простого карандаша мы приходим в сферу идей. Нет идей – нет науки – нет изготовителей, изготавливающих производственные мощности – нет станков и в итоге – нет карандаша. Нет идеи – нет карандаша. В той же степени сказанное относится к «изготовлению» человека.

 

Что же делать?

 

По логике, если нет возможности умножить, следующая задача – собрать лучшее что есть и сформировать команду единомышленников, выработать общий план действий, чтобы все были с ним согласны, это очень важный момент. Невозможно построить здание, если строители будут работать по разным проектам и чертежам.

 

Утрата высоких идеалов оборачивается утратой способности к объединению, то есть к созданию структуры.

 

Некогда гармоничная конструкция превращается в хлам.

 

Сегодня некие силы, внося вроде бы незначительные детали в окружающую жизнь, достигают грандиозных результатов. Если бы нам прокрутили процесс разрушения нации в сто раз быстрее, то мы бы ужаснулись. Но никто не ужасается, потому что скорость разрушения равна скорости таяния ледников, то есть незаметна.

 

Трудно сказать конкретно, кто задаёт направление, можно только строить предположения, но раз направление есть, следовательно, его кто-то задаёт. Этот «кто-то» – явно не друг России. Он прорвался к святая святых – формированию сознания нашего народа и основательно взялся за формирование сознания наших детей.

 

Чтобы выносить ребёнка, нужно девять месяцев. Чтобы сформировать сознание, нужно поколение, а в идеале два, когда воспитанные новой идеологией родители воспитают своих детей. Только при такой ситуации детям рассказывают сказки бабушки, а не мультфильмы Уолта Диснея и дети естественно перенимают культуру своего народа.

 

Когда такой государственной системы нет, моделированием сознания занимается враг. Делая из наших детей потребителей и приспособлен-цев, он уничтожает нашу страну.

 

Когда правительство начинает оценивать государственные события мерками быта, страна превращается в беззащитную, легко разрушаемую конструкцию. Массы, стремящиеся к чувственным удовольствиям, ничего не видят и не замечают. Они пляшут, поют и идут за «морковкой». То, что «морковка» висит в направлении пропасти, никого не смущает.

 

Чтобы представить уровень деградации современной элиты, вообразите картину, где русские князья и богатыри, о которых сохранились предания и сказы, собрались по поводу презентации новой модели кареты или открытия кабака. Можете такое представить? Конечно, нет. Это просто смешно. Но сегодня презентация современной кареты (автомобиля) или клуба есть повод собрать «элиту». Это называется «потусоваться». Имея гигантский ресурс, они не могут помыслить применить его в масштабе, превышающем личное бытоустроительство.

 

Элиту определяют цели, а не объём потребления. Честь, совесть, понятие долга и высшие принципы стремительно исчезают. Плотская жизнь стала пониматься как единственное сокровище, радостями, которыми надо успеть насладиться. Решающее значение обретают деньги. А дети как губка всё это впитывают и воспринимают как естественное.

 

Причастность к элите традиционно определялась в первую очередь состоянием духа, а не состоянием банковского счёта. Ни за какие деньги нельзя изменить состояние духа. Высокое состояние духа – это большие цели. Кто стремится и достигает очень больших целей, тот получает доступ к земным благам.

 

Слово «элита» переводится как «лучшая часть». А «власть лучших» – это аристократия. Аристократия – это носители национального духа, для которых власть вовсе не дверь в жизнь вседозволенности, а бремя ответственности за судьбу страны. Государство обязано воспитывать высоконравственных патриотов, для которых честь и доблесть превыше всего. Лишь те могут быть элитой, кто не боится трудностей и опасностей, кто идёт впереди народа, увлекая его за собой.

 

Вместо элиты – носительницы исторической памяти, хранительницы культурных ценностей, формирователя нравственных образцов поведения, генератора профессиональных, полезных обществу решений, разработчика общественно – значимых программных целей – мы имеем специализирован-ных на текущей политико-финансовой проблематике и плохо справляющихся даже с менеджерскими обязанностями функционеров.

 

Сильнее всего глупости и преступления «элиты» ударили по остаткам нравственной компоненты власти, что катастрофически отразилось и на её собственной дееспособности, и на духовно-нравственном состоянии общества.

 

Налицо произошедшая в стране нравственная катастрофа, необычно высокий уровень деморализованности общества, крайняя степень скомпроментированности, опошлённости понятий «порядочности», «совестливости» и «нравственности» безнаказанностью тех, кто эти понятия демонстративно попирает.

 

Взамен же нравственных устоев как идеологической сверхвласти всякого здорового общества во главу угла ставится, официально не объявляемая, но реально поощряемая идеология «обогащения любой ценой», или идеологическая сверхвласть денег, активизирующая низменные человеческие инстинкты.

 

Естественно это всё отразилось и на образовании.

 

Элита, если она хочет быть властной и сильной, не должна погрязать в неге и разврате. С юных лет аристократы обязаны привыкать к лишениям и самоограничениям, презирать роскошь и любить бой, уметь проходить испытания на грани человеческих возможностей. Ежедневно они должны закалять дух и тело, подтверждая своё звание лучшей части народа.

 

Так растили свою элиту спартанцы, приучая детей переносить голод и боль, холод и жару, есть простую пищу. Четыреста лет Спарта была непобедима. Но стоило этой системе воспитания сломаться, и государство погибло.

 

Так же растили молодых дворян во времена расцвета Российской Империи. В кадетских и морских корпусах молодые аристократы познавали дисциплину, порядок, ели солдатскую кашу. Они привыкали к запаху пороха, к кровавым мозолям на руках, к дыму походных костров, к бурям, жаре и холоду. Они проникались сознанием того, что судьба дворянина – это служение царю и Отечеству с юности и до последнего вздоха. Вот почему Россия рождала богатырей: Апраксина, Ушакова, Лазарева, Нахимова, Суворова, Кутузова, Румянцева, без боязни вступающих в бой с превосходящими силами противника.

 

Тогда родился невиданный тип людей, тех, которые могли одновременно выступать полководцами и дипломатами, путешественниками и учёными. Дворянина могли отправить в раскалённые пески Закаспия и высокогорье Центральной Азии, во льды Арктики, альпийские походы и кругосветные путешествия.

 

Именно потому в России были дворяне Лаптевы, Проничев, Малыгин – исследователи полярных просторов. Или граф Воронцов, который под градом французской картечи лично вёл в атаку гренадёрскую дивизию при Бородино. А потом продал своё имение, дабы раздать награды тем, кто остался в живых. Или генерал Ермолов, бросивший в лицо персидскому визирю перстень с огромным алмазом, когда его пытались подкупить на переговорах. Или Прживальский, который был талантливым офицером Генерального Штаба и знаменитым путешественником. Он руководил экспедициями в Уссурийский Край и четырежды в Центральную Азию.

 

Николай Михайлович первым из европейцев проник в глубинную область северного Тибета. До сих пор материалы его экспедиций засекречены.

 

Рядом с такой аристократией нынешняя «элита» выглядит очень блекло.

 

Потомки славных аристократов давно уже не элита. Претензии на эксклюзивность они подтверждают объёмом потребления, тогда как нужны качество и масштаб целей. Элита, ведущая жизнь богатых простолюдинов, прекращает быть элитой в традиционном смысле. Бывшие аристократы оказываются на коротком поводке «золотого тельца».

 

Можно предположить, что самые сильные общества достигли своего состояния именно потому, что их элита имела школу крупного мышления.

 

Но сегодня из мыслительных процессов устраняется проблема Добра и Зла. Всё сводится к рациональным критериям эффективности и рентабельности. Утрачивается способность поместить тот или иной факт в жёсткую систему координат. Нет ни принципов, ни стандартов. Большинство чувствует, что происходит что-то не то, но, не умея дать ясную оценку ситуации, вынуждено на всё закрывать глаза, изобретая оправдания своему равнодушию. Человек становится бессмысленным животным, не имеющим понятия о главном – куда он идёт, откуда и зачем. Утрачивается связь времён. Незнание прошлого, непонимание настоящего и неясность будущего ведут человечество в пропасть.

 

У сегодняшней России нет идеологического ориентира, и соответственно нет осмысленного направления. Поэтому наша страна, богатая ресурсами, талантами, культурой и историей, вынуждена подстраиваться под чужую игру, цели которой нам неясны, а результаты полезны не нам. В таком положении Россия реагирует только на сиюминутные проблемы. И всё же у неё есть предпочтения, обусловленные её природой.

 

Россияне чувствуют, что их целью не может быть экономическое развитие ради развития. Поэтому материальная западная модель ею отторгается.

 

На протяжении всей своей истории Россия непостижимым образом совмещала экономическое развитие с сохранением основ веры, нравственности и культуры. Реформы Петра I красноречиво показывают преодоление Россией этого периода.

 

Пётр реформировал Россию, ломая всё, что мешало её экономическому развитию, а Россия страстно защищала свои духовные основы, неся гигантские потери. Счёт одних только случаев самосожжения целыми поселениями, отказывавшихся принять реформы Петра, шёл на сотни. Палеостровский скит, населённый почти тремя тысячами человек, сжёг себя в полном составе: старики, дети, женщины с грудными младенцами.

 

Поведение людей такой силы духа нельзя просчитать даже самому гениальному уму. Ставить вопрос, хорошо ли то, что Пётр I круто повернул историю России, бессмысленно. Он ответил на вызов, который бросила ему История.

 

К истине надлежит стремиться в любом случае, даже через страдания и ценой жизни. Даже зная, что результат недостижим. Потому что истина это не то, что правильно. Никто не знает, что есть правильно.

 

Истина – это когда честно. Бог будет нас судить не по достигнутым результатам, не по материальному благополучию, а по тому, насколько по совести (со шедшая с небес весть) мы жили.

 

На высокие поступки способен только носитель духовных ценностей, даже если он сам для себя не оформил их в конкретную форму.

 

Нерациональное поведение свидетельствует о наличии этих ценностей.

 

Умирать за деньги нельзя. Как говорил Юлий Цезарь, «можно найти много людей готовых убивать за деньги, но нельзя найти людей готовых умирать за деньги» К слову сказать, технически мощные США сегодня сталкиваются с аналогичной проблемой. Солдаты не хотят умирать за деньги. Это первая причина, по которой американская армия завязла в военных конфликтах.

 

США и Западу не нужна сильная Россия, о чём открыто заявляют с самых высоких трибун.

 

Американский конгрессмен, замминистра обороны Пол Вольфовиц, ещё в 1992 году открыто заявил, что: «…главная задача США – не допустить восстановления России как крупного государства свободного в принятии политических решений ». Ему вторит известный политик, Збигнев Бжезинский, один из авторов проекта по развалу СССР: «России следует отказаться от планов возрождения великого государства…». И таких откровенных высказываний много.

 

Западные стратеги утверждают, что Россия представляет собой случайное соединение отсталых народов. Они, как Гитлер, опять сравнивают Русь с колоссом на глиняных ногах. Но опять забывают, что о наши «глиняные» ноги разбились стальные головы лучших армий Европы – шведской, польской, французской и германской. Полагать, что другие головы ждёт иная судьба, нет оснований. Поэтому судьбу они не испытывают, и прямой агрессии предпочитают змеиную тактику.

 

Раньше, будучи единым целым, народ напоминал пирамиду, в верхние слои которой поднимались наиболее доблестные и способные. Между верхом и низом имела место гармония, которая возникала благодаря циркуляции идей и энергий. Образно этот процесс выглядел так: народные массы, составляющие основание пирамиды, как всякий живой объект, выделяли энергию. Она поднималась по пирамиде наверх, попутно одухотворяя слои, через которые проходила. Одновременно облагораживаясь сама.

 

На самом верху самые талантливые люди придавали энергии законченные формы в виде произведений искусства, изобретений, мыслей, идей, научных открытий. Обработанная энергия шла обратно, в народные массы, которые без труда её усваивали, потому что она была своя, родная. Впитывая упорядоченную энергию, народ становился лучше и выдавал новую порцию энергии, лучшего качества, которая снова шла наверх, и т. д.

 

Живущее таким образом общество развивалось.

 

Циркуляция нарушилась, когда всё родное в одночасье объявили дикостью и невежеством. Реформа Петра была подобна ножу, врезавшемуся в живое тело и прервавшему кровоток энергий. В результате прервавшейся циркуляции образовался застой. Некому было перерабатывать энергию, и народ, образно говоря, законсервировался.

 

«Голова» России пыталась жить чужой энергией (западной), но не могла её усвоить также полно, как раньше усваивала энергию своего народа. В итоге на долгие годы всё свелось к подражанию. Возник застой умственной и творческой деятельности.

 

Чтобы не разворачивать доказательства, пускаясь в продолжительные споры, спросим: вы можете представить современный немецкий или японский дизайн? Можете. А современный африканский или египетский дизайн? Тоже можете. А современный русский дизайн можете представить? Не можете. Потому что вместо него всегда получается а-ля рус.

 

Никто не задумывался, почему современным может быть японское, европейское, африканское, азиатское и какое угодно, но только не русское?

 

Почему мы подражаем чужим талантам вместо того, чтобы развивать свои? Почему мы берём за образец западное наихудшее образование? Почему слова «отсталый» и «недоразвитый» фактически значили «не западный»?

 

Потому что эта тенденция была заложена ещё Петром, а мы никак не можем от неё избавиться. Подсознательно мы понимаем, что попытка подражать Западу делает нас вторым сортом. Если вы начнёте «косить» под Майкла Джексона, вместо того чтобы разв<



2015-11-27 546 Обсуждений (0)
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ШКОЛЕ И ЧЕЛОВЕКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ШКОЛЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)