Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация нервной системы. ( 1. Конспектирование статей из первоисточников



2015-11-27 347 Обсуждений (0)
Организация нервной системы. ( 1. Конспектирование статей из первоисточников 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 1.

Пункт 1.

( 1. Конспектирование статей из первоисточников

1) Основные задачи и разделы психологии

Источник: Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред.Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с. (с. 28-33)

2) Лурия А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки

Источник: Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ред-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545с. (с. 23-35))

1.1.1.

1. Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально под­робно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты су­ществуют объективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачас­тую для установления и подтверждения фактов нужны напряжен­ные и длительные изыскания. Но факты сами по себе науку не дела­ют. Факты, как известно, вещь «упрямая» и бывают разными. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие пред­ставляются по началу менее важными, случайными, но со временем, по мере накопления они требуют упорядочения и истолкования.

2. Вследствие знания фактов логически вытекает более слож­ная задача — установление закономерностей или законов обна­руженных явлений. Это означает переход от описания, даже кра­сочного и исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных отношений. Потому установ­ленные закономерные феномены могут быть воспроизведены, про­верены другими исследователями. Возникает возможность пред­сказания того или иного факта, события, если наукой доказаны меры воздействия на это событие соответствующих условий, выделены факторы, детерминирующие конечный результат.

3. Следующей задачей, выделяемой на пути углубления научно­го знания, становится выявление механизмов реализации установ­ленного закона. Найти механизм — значит понять, смоделировать некое «исполнительное устройство», теоретическую сущность, дви­жущую силу, связи явлений и сущности, закономерного и случайно­го. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция, теория, дающая доказательное толкование широкому кругу явлений изучаемого мира. Применительно к психологии задача выявления механизмов представляется довольно сложной. Психи­ческое многомерно и многофакторно, поэтому всегда есть соблазн объяснить его какими-то более разработанными моделями, типа упо­минаемых выше редукционистских трактовок. Можно и нужно го­ворить, например, о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют собственно психо­логические закономерности памяти человека. Или другой пример: психическое развитие невозможно понять вне учета обществен­ных воздействий, но социальные механизмы не дают убедительного толкования, индивидуально-психологическим различиям людей. Обнаружение собственно психологического механизма — это все­гда важный и не столь уж частый шаг в направлении познания психологией своего предмета.

4. Завершающей, прагматически важнейшей (а зачастую и са­мой сложной) задачей науки является практическое использова­ние, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. При этом поднимается большое количество сопутствующих вопро­сов: социальных, организационных, экономических, методических. Кроме того, психолог практически всегда соприкасается с пробле­мами особой сложности, которые носят этический, моральный, нрав­ственный характер. Положим, ученый доказал свое умение сфор­мировать у ребенка то или иное психологическое качество, счи­тавшееся ранее невозможным. Есть ли уверенность, что такое формирование следует производить обязательно у всех детей? Как это скажется сейчас и в отдаленном будущем на психике и лично­сти, на всей жизни человека? Расхожие термины «формирование», «коррекция» несут в себе некую назидательную уверенность в не­обходимости внешнего вмешательства в психическую сферу чело­века. Но ведь действительная безвредность, значимость такого вме­шательства далеко не всегда научно обоснованы.

Актуализируется тесно связанный набор непростых вопросов о правомочности, целесообразности, этичности психологических воз­действий на человека. Давно признанный медициной принцип «не навреди» применительно к психике трактуется неоднозначно. Пси­хика человека может оказаться одинаково незащищенной как от фармакологического воздействия профессионального психиатра, так и от неучтенных влияний средств массовой информации. Она «от­крыта» для воздействий как «узаконенных» техник манипуляции сознанием, так и чисто педагогического, по лозунгам всегда добро­детельного корректирующего насилия. Примеров негативного воз­действия на психику людей было немало в истории человечества. Имеются они и сейчас, в современной жизни.

Современная мировая психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику иссле­дуют, какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях. Поэтому классификация разделов психологии является очень ус­ловной, пересекающейся, меняющейся.

Следует иметь в виду важное практическое обстоятельство. Мно­гочисленные разделы прикладной психологии выделяются и суще­ствуют не случайно, не по произвольному решению своих знамени­тых создателей и рядовых исполнителей. Психология эффективно срабатывает на практику там, где подготовлены соответствующие условия. Какая-то отрасль науки или профессиональной деятельнос­ти человека должна до определенной степени развиться, усложнить­ся, чтобы понять полезность и необходимость психологического под­хода применительно к своим проблемам и задачам. Итак, перечис­лим основные разделы современного психологического знания.

• Общая психология исследует психику в максимально обоб­щенном и отвлеченном виде. Это психика (вся в целом и частями по определенным разделам) взрослого (среднего возраста) нормаль­ного (не больного) человека (мужчины и женщины), причем в инва­риантных условиях жизни и деятельности. Существует множество подразделов общей психологии, скажем, психология личности, мыш­ления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у ис­токов современной экспериментальной психологии.

• Социальная психология рассматривает массовидные явления психики и само отношение, взаимодействие социального и психи­ческого, индивидуального и общественного в психике личности.

• Возрастная психология исследует онтогенез психики, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. За последние годы в отечественной научной классификации произошла замена назва­ния этого раздела, именуемого ныне психологией развития. Заме­тим, что понятие развития в целом шире, чем развитие, обусловлен­ное именно ходом времени, возрастом. Существует, например, раз­витие профессиональное. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

• Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процес­са (обучение и воспитание).

• Психология труда (исторически первое название — психотех­ника) изучает психику в условиях многообразной трудовой деятель­ности и включает в себя немало практически самостоятельных раз­делов. Это инженерная психология, эргономика, космическая и авиа­ционная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, исправительная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.д.

• Психолингвистика занимается изучением речи как вида пси­хики, использующей объективный язык, языковые системы в каче­стве внутреннего средства. Здесь также выделяются разработан­ные разделы, например психосемиотика, психосемантика.

• Дифференциальная психология исследует всевозможные раз­личия психики людей: индивидуальные, типологические, этниче­ские , в том числе и те, которые как бы задействованы в других, ранее перечисленных разделах.

• Психометрия (в нашей стране — математическая психоло­гия) рассматривает вопросы математического моделирования пси­хики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

• Психофизиология направленно изучает основополагающее соотношение, взаимодействие биологического и психического, фи­зиологии высшей нервной деятельности и психологии. В послед­ние годы получила развитие психогенетика.

• Медицинская психология исследует психику в условиях бо­лезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современ­ной науке принят термин клиническая психология.

• Близко к предшествующим располагаются разделы специаль­ной психологии, связанные с изучением и восстановлением психи­ки в условиях определенных нарушений и отклонений: сурдо-, лого, олигофренопсихология.

• История психологии имеет своим предметом не простой ход времени, не хронологию чьих-то жизней и публикаций, а содержа­тельную историю создания, развития, преемственности или забве­ния предшествующих взглядов, подходов, школ научного психологи­ческого знания.

• Изучением психики животных занимается сравнительная пси­хология, или зоопсихология, многие разработки которой составля­ют необходимый базис для исследования психики человека. Доста­точно назвать эксперименты бихевиоризма с крысами или много­летние опыты по условно-рефлекторной методике, проводимые на собаках в научной школе И.П. Павлова (1849—1936).

За каждым из названных разделов стоят многолетние усилия большого количества специалистов: систематические исследования, монографические и коллективные издания, учебники, справочники. Существует обширная практика участия психологии во многих сферах жизнедеятельности человека в современных развитых стра­нах. Кстати, одним из показателей «развитости» государства явля­ется действенность в нем психологической науки.

Состояние нынешней российской психологической науки весь­ма противоречиво. С одной стороны, в течение 10—15 лет в десят­ки раз увеличилось количество вузов, готовящих специалистов-пси- хологов, повысилось число печатных трудов, научных, методических и популярных психологических публикаций. Налицо определенная социальная мода на психологическое знание. Но, с другой стороны, отмечаемый интерес к психологии избирателен и достаточно узок: торговля, реклама, развлечения, различные предсказания, диагности­ки и лечения. Психология теряет фундаментальность, собственно научный авторитет. Поэтому все шире распространяются всевоз­можные околопсихологические, псевдонаучные, а зачастую откро­венно шарлатанские конструкции. Количественное расширение психологии не сопровождается необходимой качественной обосно­ванностью. Быстро растет число так называемых практических психологов, не имеющих необходимого базового образования. На­ука вообще не может существовать вне фундаментальных, опере­жающих теоретических разработок: без них она грозит превра­титься в некий набор банальных правил и рекомендаций, идущих либо от житейского опыта, либо, как говорится, от лукавого. Поэто­му перед нынешней российской психологией стоит множество ак­туальных и объективно значимых задач, как практических, так и непреходящих теоретических.

В стране происходит капитальное, принципиальное, растянутое по времени и результатам переустройство. Общество и психика функционируют в экстремальной ситуации затяжной социальной нестабильности, когда старое уже разрушено, а новое еще не созда­но. Качественно изменившиеся социальные условия, хотя и с опре­деленной задержкой, «дозированно» переформировывают и психи­ку российских людей. Это необходимо систематически исследо­вать. В противном случае психология окажется практически недейственной, объективно невостребованной. И дело здесь не столько в желательности существования в России науки психоло­гии, сколько в недопустимости лишения человеческой психики до­стойного изучения, грамотной поддержки, гуманного сопровожде­ния по жизни.

1.1.2.

 

Пункт 2.

(2. Работа с материалом из учебно-методического пособия

Аннотирование книги В. Яровицкого «100 великих психологов» (Эл. ресурс http://fb2.booksgid.com/content/1C/v-yarovickiy-100-velikih-psihologov/1.html)

Конспектирование

Организация конкретного психологического исследования

Источник: Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Ака­демия», 1996. - 496 с. (с.88-112).)

1.2.1

Отечественные психологи:

Ананьев Борис Герасимович-

Бернштейн Николай Александрович-

Бехтерев Владимир Михайлович-

Блонский Павел Петрович-

Божович Лидия Ильинична-

Вагнер Владимир Александрович-

Введенский Николай Евгеньевич-

Выготский Лев Семёнович-

Гальперин Пётр Яковлевич-

Ганнушкин Пётр Борисович-

Грот Николай Яковлевич-

Давыдов Василий Васильевич-

Занков Леонид Владимирович-

Запорожец Александр Владимирович-

Зеигарник Блюма Вульфовна-

Кравков Сергей Васильевич-

Лазурский Александр Фёдорович-

Ланге Николай Николаевич-

Леонтьев Алексей Николаевич-

Ломов Борис Фёдорович-

Лурия Александр Романович-

Охорович Юлиан Леопольд-

Павлов Иван Петрович-

Петровский Артур Владимирович-

Рубинштейн Сергей Леонидович-

Рыбников Николай Александрович-

Сеченов Иван Михаилович-

Смирнов Анатолий Александрович-

Теплов Борис Михайлович-

Узнадзе Дмитрий Николаевич-

Ухтомский Алексей Алексеевич-

Челпанов Георгий Николаевич-

Шпет Густав Густавович-

Эльконин Даниил Борисович-

Зарубежные психологи:

Абрахам Карл-

Адлер Альфред-

Айзенк Ханс Юрген-

Аристотель-

Бергсон Анри-

Берн Эрик-

Бине Альфред-

Бинсвангер Людвиг-

Брейер Йозеф-

Брентано Франц-

Бюлер Карл-

Вацлавик Пауль-

Вертгеймер Макс-

Вундт Вильгельм-

Гальтон Френсис-

Гельмгольц Герман Фон-

Гроф Станислав-

Джемс Уильям-

Дильтей Вильгельм-

Дьюи Джон-

Жане Пьер-

Келер Вольфганг-

Келли Джордж Александр-

Кеннон Уолтер Бредфорд-

Кеттелл Реймонд Бернард-

Кляйн Мелани-

Кречмер Эрнст-

Лакан Жак-

Леви-Брюль Люсьен-

Левин Курт-

Линдеманн Эрих-

Лири Тимоти-

Ломброзо Чезаре-

Лоренц Конрад-

Мак-Дугалл Уильям-

Маслоу Абрахам Харольд-

Мид Маргарет-

Милль Джон Стюарт-

Морено Джекоб Леви-

Мэй Ролло Риз-

Олпорт Гордон-

Перлз Фриц-

Пиаже Жан-

Ранк Отто-

Райх Вильгельм-

Роджерс Карл Рэнсон-

Салливен Гарри Стэк-

Скиннер Беррес Фредерик-

Сонди Леопольд-

Толмен Эдвард Чейс-

Торндайк Эдвард Ли-

Уотсон Джон-

Ференци Шандор-

Фестингер Леон-

Фехнер Густав Теодор-

Франкл Виктор-

Анна Фрейд-

Фрейд Зигмунд-

Фромм Эрих-

Холл Стэнли Гренвилл-

Хорни Карен-

Эббингауз Герман-

Эри Ксон Эрик-

Юм Давид-

Юнг Карл Густав-

Ясперс Карл-

1.2.2.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые вы­двигают ученые, а с другой — достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни, заключается в том, чтобы с помощью специ­альных приемов (или методик) проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления.

В чем заключаются методы, которыми пользуется психология? На протяжении длительного периода, вплоть до начала XX века, психология определялась как наука о душе, душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир чело­века. Со времен Декарта (1546-1650) душа представлялась как нечто, что мыслит, как Я субъекта. Под душевными явлениями понимались чувства, представления, мысли, желания, т.е. со­стояния субъективного сознания, которые выступали предметом психологической науки того времени. Определению содержания науки; соответствовал и набор ее методов. Согласно идеали­стической концепции того времени основным и единственным способом познания душевной жизни был субъективный метод.

1. Субъективный Субъективный метод заключался в описании метод явлений сознания в процессе самонаблюдения.

Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare -гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интро­спекции, начиная от трудов Р. Декарта и Дж. Локка (1632-1704) идо В. Вундта (1832-1920), был опорой учения о том, что созна-

ние человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств. Задача психологии ви­делась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жиз­ни и психических явлений. При этом изменение состояний созна­ния объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы). Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причин­ное объяснение психических процессов как продуктов объектив­ного развития, а также постановку вопросов о происхождении психики и ее объективных механизмах.

Уже родоначальник позитивизма О. Конт (1798—1857), обос­новывая необходимость объективного метода в науке, выступал против метафизических теорий, объясняющих наблюдаемые фак­ты душевной жизни действием особых субстанций. Он считал, что внутреннее наблюдение порождает почти столько же разноречи­вых мнений, сколько есть людей, верящих, что они им занимают­ся. Основным методом психологии, по мнению Конта, должно быть «наблюдение вне себя». Эти идеи оказали огромное влияние на формирующуюся в тот период экспериментальную психоло­гию, которая занималась исследованием психофизиологии ощу­щений (Мюллер, Вебер, Фехнер, Т. Юнг, Гельмгольц, Геринг и др.) и не обращалась к психологии сознания. Тем не менее иссле­дования души, сознания не могли совсем уйти из сферы интере­сов психологов.

В конце XIX — начале XX века в рамках интроспективной психологии было выдвинуто несколько теорий психологии созна­ния. К ним относятся теория элементов сознания Вундта и Тит-ченера (1857-1927), психология актов сознания Брентано (1838— 1917), теория «потока сознания» Джемса (1842-1910), гештальт-психология Вертгеймера (1880—1943), описательная психология Дилътея (1833-1911). Различие между этими теориями было вызвано, главным образом, тем, что конкретно принимали их создатели за основную задачу и предмет психологии. Создатели структурной психологии Вундт и Титченер основной задачей по­лагали изучение «непосредственного опыта» человека. Основным методом для них оставался метод интроспекции. Понимая его недостатки, Вундт стремился сделать самонаблюдение более надежным. Он впервые ввел приемы экспериментальных мето­дов в организацию целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых. У них вырабатывался специальный навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздра­жителя.

В противоположность Вундау создатель теории актов сознания Ф. Брентано считал предметом психологии особую психическую активность, умственные действия или акты, а задачей психоло­гии - реконструкцию связанных с этим переживаний индивида. В результате в рамках Вюрцбургской школы метод интроспекции был соединен с методом ретроспекции (от лат. retro - обратно, назад и spectrare - смотреть), т.е. последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им умст­венных задач.

Однако, несмотря на теоретические различия и взаимное не­приятие идей друг друга, все теории интроспективной психологии объединяло то, что они изучали не реально взаимодействующего с окружающим миром человека, а только его сознание. В резуль­тате в начале XX века наметился кризис интроспективной психо­логии, поскольку она оказалась бессильной перед многими прак­тическими задачами, выдвигаемыми развивающимся капиталисти­ческим обществом: требовалась разработка средств, позволяющих контролировать поведение человека и повышать производи­тельность его труда, появилась необходимость определять способ­ности человека к той или иной профессии, к обучению и т.д. Интроспективный метод абсолютно не годился для решения этих задач. Кроме того кризис психологии сознания был вызван и результатами исследований в области невропатологии и психиат­рии. Исследования Ж. Шарко (1825-1893), П. Жане (1859-1947) и 3. Фрейда (1856-1939) убедительно доказали, что у человека кроме сознательных существуют неосознаваемые психические явления. Сильное влияние на новую ориентацию психологии оказало так­же эволюционное учение Ч. Дарвина (1809—1882), доказавшее необходимость рассматривать психические явления в их взаимосвязи

с окружающей средой, и учение И.П. Павлова (1849—1936) об условных и безусловных рефлексах.

Под влиянием идей Павлова и Дарвина французский психолог А. Пъерон (1881—1964) разрабатывает объективную психологию и выдвигает тезис о том, что живые существа имеют два фундамен­тальных свойства - способность ощущать и способность действо­вать, контактировать с окружающей средой. Эти две стороны образуют единство, т.е. психика и действие неотделимы друг от друга. Отсюда Пьерон делал вывод, что все психологические термины и понятия должны быть рассмотрены с двух сторон — как извне наблюдаемые действия и как внутренние субъективные состояния (психические явления, переживания человека). Идеи Пьерона позволили иначе подойти к проблеме субъективного и объективного методов наблюдения.

2. Объективный Не вызывает сомнения факт, что все психиче-метод ские процессы (ощущения, представления, мыс-

ли, желания, чувства и т.п.) непосредственно доступны наблюдению только того, кто конкретно их переживает, чувствует, т.е. субъективному наблюдению. Если человек находит­ся в позиции стороннего наблюдателя, то о психических явлениях другого человека он судит только на основе умозаключений, поскольку не может видеть, слышать и чувствовать за другого. Например, в нашем присутствии кто-то плачет. Мы полагаем, что он переживает чувство страдания. Но можно ли сказать, что мы непосредственно воспринимаем его чувство страдания? Нет, пото­му что мы воспринимаем только ряд физических признаков стра­дания: видим слезы, изменившиеся черты лица, слышим всхлипы­вающие звуки. Все это воспринимается нашими органами чувств и составляет предмет нашего внешнего объективного опыта. Откуда же мы знаем, что этот человек страдает? Мы знаем это путем умозаключения из нашего внутреннего опыта. Когда мы сами оказывались в ситуации, вызывающей наше страдание, у нас тоже лились слезы и был плач. Таким образом, непосредственно воспринимать психические процессы других людей мы не можем, но можем делать о них умозаключения, т.е. понимать состояние других людей благодаря своему внутреннему опыту.

Это означает, что объективное наблюдение осознаваемых пси­хических процессов может осуществляться только благодаря нали­чию у наблюдателя опыта самонаблюдения.

Выразив мысль о необходимости рассматривать психику в единстве с извне наблюдаемой активностью живых существ. Пьерон в 1908 г. выдвинул тезис о том, что предметом психологии должно являться поведение. Опередив бихевиористов, он впослед­ствии не разделял их подходы к исследованию поведения. Его идеи были близки взглядам А. Валлона (1879-1964), Ж, Пиаже (1896-1980). Свое развитие они далее получили в трудах Л.С. Вы­готского (1896-1934), П.К. Анохина (1896-1974), Н.А. Бернштейна (1896-1966), С.Л. Рубинштейна (1889-1960), А.Р. Лурия (1902-1977) и др.

С этого периода психологию стали понимать как науку об особой форме психической деятельности, позволяющей человеку ориентироваться в окружающем мире, отражать и предвосхищать события окружающей действительности, формировать программы поведения и контролировать их выполнение. Соответственно изменилось отношение к основному методу психологии. Задача психологов теперь заключалась в том, чтобы создавать объектив­ные методы изучения как психических процессов, так и внешней активности человека, его поведения и деятельности. Метод самонаблюдения стал использоваться только как один из приемов исследовательской деятельности. Коренной пересмотр его как метода научного познания был обусловлен, по мнению А.Р. Лу-рия, также тем, что само самонаблюдение стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, имеющий очень ограниченное применение. Ограниченность субъективного метода вызвана тем, что не все психические процессы протекают созна­тельно, а также тем, что сам акт самонаблюдения может внести значительные изменения в протекание наблюдаемых психических процессов.

3. Объективные Одной из основных задач психологической нау-методы ки стала разработка таких объективных методов

исследования исследования, которые опирались бы на обыч­ные для всех остальных наук приемы наблюде­ния за протеканием того или иного вида деятельности и на экспе­риментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали метод эксперимента и метод наблюдения за поведе­нием человека в естественных и экспериментальных условиях.

Метод наблюдения. Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно совершается, то речь идет о простом объективном наблюдении. Различают прямое и косвенное наблю­дение. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдения подразделяются еще на активные (научные) и пассив­ные или обычные (житейские). Многократно повторяясь, житей­ские наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках, ме­тафорах, и в этой связи представляют определенный интерес для культурологического и психологического изучения. Научное на­блюдение предполагает вполне определенную цель, задачу, усло­вия наблюдения. При этом, если мы попробуем изменить условия или обстоятельства, при которых совершается наблюдение, то это уже будет эксперимент.

Косвенное наблюдение применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например, установить степень усталости или напряженности при выполне­нии человеком определенной работы. Исследователь может вос­пользоваться методами регистрации физиологаческих процессов (электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальваниче-ская реакция и т.п.), которые сами не вскрывают особенностей протекания психической деятельности, но могут отражать общие физиологические условия, характеризующие протекание изучае­мых процессов.

В исследовательской практике объективные наблюдения раз­личаются также по целому ряду других признаков.

По характеру контакта — непосредственное наблю­дение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непо­средственном контакте и взаимодействии, и опосредованное, когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет, биографий, аудио- или видеозаписей и т.д.

По условиям осуществления наблюдения - по­левое наблюдение, которое идет в условиях повседневной жизни, учебы или работы, и лабораторное, когда субъект или группа наблюдается в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия с объек­том различают включенное наблюдение, когда исследователь ста­новится членом группы, и его присутствие и поведение становят­ся частью наблюдаемой ситуации, и невключенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой.

Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недосгатком этого способа является снижение естественного поведения наблюдаемых субъек­тов), и скрытое (инкогнито), когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

По целям различают наблюдение: целенаправленное, сис­тематическое, приближающееся по своим условиям к эксперимен­тальному, однако отличающееся тем, что наблюдаемый субъект не ограничивается в свободе своих проявлений, и случайное, поиско­вое, не подчиняющееся никаким правилам и не имеющее четко поставленной цели. Известны случаи, когда исследователям, ра­ботавшим в поисковом режиме, удавалось сделать наблюдения, не входящие в их первоначальные планы. Таким образом были со­вершены крупные открытия. Например, П. Фресс описывает, как в 1888 г. врач-невропсихиатр обратил внимание на жалобы боль­ной, имевшей настолько сухую кожу, что в холодную сухую пого­ду она чувствовала, как проскакивают искры с ее кожи и волос. У него возникла мысль измерить статический заряд ее кожи. В ре­зультате он констатировал, что этот заряд исчезает под воздей­ствием некоторых стимуляций. Так был открыт психогальваниче­ский рефлекс. Позже он стал известен как кожно-гальваническая реакция(КГР). Точно так же И.П.Павлов в ходе своих экспери­ментов по физиологии пищеварения открыл условные рефлексы.

Структурная схема способов наблюдения

По упорядоченности во времени различают наблюдения сплошные, когда ход событий фиксируется постоянно, и выборочные, при которых исследователь фиксирует наблюдаемые процессы только в определенные промежутки времени.

По упорядоченности в проведении разли­чают наблюдения структурированные, когда происходящие собы­тия фиксируются в соответствии с ранее разработанной схемой наблюдения, и произвольные (неструктурированные), когда иссле­дователь свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразным. Такое наблюдение обычно проводят на пилотажной (ориентировочной) стадии исследования, когда тре­буется сформировать общее представление об объекте исследова­ния и возможных закономерностях его функционирования.

По характеру фиксации различают констати­рующее наблюдение, когда наблюдатель фиксирует факты так, как они есть, наблюдая их непосредственно, либо получая от свиде­телей события, и оценивающее, когда наблюдатель не только фик­сирует, но и оценивает факты относительно степени их выражен­ности по заданному критерию (например, оценивается степень выраженности эмоциональных состояний и т.п.).

На схеме представлены основные способы наблюдения и вза­имосвязи между ними. По этой схеме можно проследить, как структурно образуются самые.разнообразные модели наблюде­ния. Например, методически оно может быть организовано как: непосредственное — полевое — не включенное — открытое -целенаправленное — выборочное - структурированное -оценивающее и т.п.

Ошибки наблюдения. Объективные методы наблюдения разра­батывались для получения достоверного научного знания. Однако проводятся наблюдения человеком и потому субъективный фак­тор всегда присутствует в его наблюдении. В психологии больше, чем в других дисциплинах, наблюдатель рискует из-за своих оши­бок (например, ограничений восприятия) не заметить некоторые важные факты, не принять во внимание полезные данные, иска­зить факты вследствие своих предвзятых представлений и т.д. Поэтому необходимо принимать во внимание «подводные камни», связанные с методом наблюдения. Наиболее часто ошибки наблюдения встречаются из-за подверженности гала-эффекту (или эффекту ореола), который основывается на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход ведет к некорректному обобщению, оценке в «чер­но-белых тонах», преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых фактов. Ошибки усреднения встречаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуве­ренно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдае­мых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности. Логические ошибки проявляются, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию, или о том, что любезный человек одновременно добродушен; эта ошибка построена на предпо­ложении тесной связи между поведением человека и его личностными качествами, что далеко не всегда соответствует истине. Ошибки контраста вызваны склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых инди­видов. Встречаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпе­тентности наблюдателя, когда описание факта подменяется мне­нием наблюдателя о нем и т.д.

Чтобы повысить достоверность наблюдения и избежать оши­бок, необходимо строго следовать фактам, фиксировать конкрет­ные действия и не поддаваться искушению судить о сложных процессах на основании первых впечатлений. В исследователь­ской практике для повышения объективности наблюдения неред­ко обращаются к нескольким наблюдателям, делающим независи­мые записи. Однако увеличение количества наблюдателей не всег­да повышает ценность их записей, так как все они могут быть подвержены одним общим заблуждениям (например, когда муж­чины судят о женщинах, или северяне судят о южанах, и наобо­рот). Тем не менее, увеличение количества наблюдателей повыша­ет надежность выводов. Например, исследованиями было установ­лено, что для получения коэффициента надежности 0,9 при оцен­ке школьных знаний нужно четверо «судей», а для оценки такого личностного качества как импульсивность — уже восемнадцать.

Метод эксперимента . Известно, что естествознание обязано своим развитием -метод применению эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что ис­следователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изме­нять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая резуль­таты'такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Например, экспериментатор может исследо­вать скорость реакции в ответ на подаваемые им сигналы разной интенсивности. Или, положим, изучать действия испытуемого, которому нужно найти выход из лабиринтов разного уровня сложности. При этом экспериментатор наблюдает и фиксирует, какие приемы, средства и формы поведения применяет испы­туемый, выбираясь из предложенных лабиринтов. Дальнейший анализ полученных результатов, при котором экспериментатор про­слеживает структурное строение применявшихся испытуемым при­емов получил название метода структурного анализа.

В приведенных примерах речь шла о прямых непосредствен­ных экспериментах, в которых исследователь, активно изменяя условия деятельности испытуемых, наблюдал за их поведением. Обычно такие исследования ведутся в так называемых лабо­раторных условиях. Отсюда эксперимент и получил название лабораторного. Часто в них применяется специальная аппаратура, эксперимент четко спланирован, а испытуемый включен в эксперимент добровольно и знает, что подвергается исследованию.

Вся психофизика, психофизиология, а также многие исследо­вания общей психологии (память, внимание, мышление) прово­дятся в лабораторных условиях. Эти эксперименты не вызывают сомнения, когда их целью является исследование внешне наблю­даемых реакций или форм поведения. Но можно ли экспери­ментально изучать сами психические явления: восприятия, переживания, воображение, мышление? Ведь они недоступны прямому наблюдению, а для проведения эксперимента необходи­мо изменять условия про



2015-11-27 347 Обсуждений (0)
Организация нервной системы. ( 1. Конспектирование статей из первоисточников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация нервной системы. ( 1. Конспектирование статей из первоисточников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)