Структурированное по разделам (темам)
Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания Специфика культурологии как науки. Предмет культурологии: изучение сущности, основных функций культуры и закономерностей ее развития. Место культурологии в системе гуманитарных наук. Методология культурологических исследований. Структура учебного курса “Культурология”. Задачи преподавания курса “Культурология” в подготовке юристов. История культурологии как науки. Современные направления и теории в культурологии. Аксиологическое и деятельностное направления в отечественной культурологии. Антропологическое направление, структурализм и функционализм. Социологическая и игровая концепции культуры. Диалоговый и биосферный подходы в культурологии. Используемая литература: [3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 26, 27, 28, 32].
Тема 2. Теория культуры. История становления понятия «культура». Многозначность понятия «культура». Представление о культуре в античном мире. Средние века: культура как отпечаток божественности. Понимание культуры в эпоху Возрождения. Ученые эпохи Просвещения и немецкой классической философии о культуре. Современное понимание культуры. Культура и природа. Культура как социальная форма наследования. Культура и ценностное отношение человека к миру. Культура в жизни человека. Культура как процесс самопознания человека. Личность и культура. Роль культуры в социализации личности. Культура и общество. Культура и цивилизация. Культурная статика и культурная динамика. Культура как система. Виды культуры: материальная и духовная культуры. Национальная и мировая культуры. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Структурный анализ сферы культуры. Знания, ценности и знаковая система как элементы понятия “культура”. Религия как культурный феномен. Место религии в культуре. Национальные и мировые религии. Наука в системе культуры. Наука как поиск порядка в мире. Наука и религия как взаимоисключающие и взаимодополняющие составляющие культуры. Мораль и право в системе культуры. Добро и справедливость как высшие нравственные и правовые ценности. Формы культуры: элитарная, народная и массовая. Функции культуры. Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5].
Тема 3. История мировой культуры 1.Первобытная культура.Основные периоды развития первобытной культуры и их характеристика. Проблемы религиозного сознания эпохи первобытности. Первоначальные формы религиозных верований: анимизм, магия, тотемизм и фетишизм. Основные архетипы религиозного мировоззрения первобытного общества. Мифологический характер первобытного сознания. Синкретическая целостность первобытной культуры. Особенности первобытного искусства. Искусство и магия. Памятники первобытной культуры на территории России. 2. Рассмотрение характерных черт и тенденций в развитии древнейших культур человечества. Своеобразие цивилизаций Древнего Востока. Античная культура. Культура античной Греции: условия возникновения. Особенности религии и мифологии. Специфика культуры античного Рима. Проблемы влияния культурных заимствований. Проблема традиций и новаций в истории древнейших мировых культур. 3. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения и Просвещения. Предпосылки возвращения к античным идеалам и архетипам. Процессы секуляризации в ренессансной культуре. Титаны Возрождения. Новый тип учености и его значение для формирования образовательной системы в культуре Средневековья. Ренессансное осмысление мира и места человека в нем. Искусство Возрождения и его мировое значение. Эпоха Великих географических открытий и расширение возможностей культурного взаимодействия. Формирование идеологии евроцентризма. Религиозное сознание Нового времени. Место Реформации в жизни средневекового общества, протестантизм и дух капитализма. Феномен контрреформации: смена культурных парадигм и ценностных ориентаций. Роль церкви как политического института в Европе и Америке. Развитие научной культуры Нового времени и эволюция духовного мира человека. Наука как высшая ценность культуры. Культ разума и научный прогресс. "Машинизация" культуры как дань времени. Художественная культура эпохи абсолютизма и ее отражение в основных эстетических доктринах данной эпохи. Западноевропейская культура эпохи Просвещения и Нового времени.Культура "Просвещения". Дифференциация идеалов и ценностей. Новое понимание культуры. Роль искусства в культуре эпохи Просвещения. 4. Теория и история отечественной культуры.Культурологические теории в России. Русский культурный архетип. Социодинамика отечественной культуры. Роль Византии и Европы в истории русской культуры. Русь между Европой и Востоком: тема дискуссий в отечественной культурологии. Используемая литература: [3, 7, 8, 9, 10, 11, 21, 31].
Тема 4. Культура современного общества Онтология 21 века и культурно-исторический процесс. Тенденция культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и глобальные проблемы современности. "Закат Европы" - тема гибели цивилизации в творчестве западных и отечественных мыслителей. Культура и цивилизация: негативные последствия научно-технической революции в образах мирового изобразительного искусства и в литературе. Тенденция культурной универсализации в мировом современном процессе. Кризисное сознание и его отражение в мировой художественной культуре. "Сумерки" богов и поиски путей к человеку. Человек в культуре ХХI века. Формы отчуждения человека от культуры, культура и новые информационные технологии. Культура и СМИ. Феномен "массовой культуры" и "массового сознания". Проблема культурных ценностей в современном информационном обществе. Культура и глобальные проблемы современности. Итоги и перспективы развития культурной ситуации в последней трети ХХ века. Судьба России в XXI веке. Место современной России в мировой цивилизации. Взаимодействие российской и западной культур на современном этапе; экспансия американской массовой культуры в России. Проблемы духовного возрождения современного человека. Формирование национального и исторического самосознания. Используемая литература: [3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21]. Тема 5. Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России Этнология как наука: предмет, цели, задачи. История развития этнографических знаний в России. Современные концепции этничности. Определение культуры и этноса. Проблема взаимодействия культур в условиях глобализации. Декларация принципов международного сотрудничества и Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Культурный плюрализм. Процесс культурного взаимодействия как культурный диалог. Культурная самобытность. Проблемы национальной идентификации. Мировые религии и их роль в современных международных отношениях. Поиск идентичности через религию. Социальный конфликт как вид социального взаимодействия. Этноконфессиональные конфликты как разновидность социально-культурных конфликтов. Их классификация. Причины возникновения конфликтов. Роль и место религии в этнических конфликтах. Этноконфессиональные конфликты на постсоветском пространстве. Противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму, снижение уровня конфликтности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях. Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов. Правовые основы разрешения национальных конфликтов. Правовое регулирование межэтнических и межконфессиональных конфликтов в документах ООН. Право народов на самоопределение. Этнологическая характеристика населения России. Россия как полиэтническое государство. Конфессиональный портрет России. Этнические особенности русского правосознания. Основные функции и специфика проявления религиозного фактора в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе. Современное состояние и проблемы и проблемы укрепления единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений и этнокультурного развития народов в Российской Федерации. Единство российской нации. Межэтнические отношения в РФ. Реализация государственной национальной политики по укреплению единства российской нации и формированию культуры межэтнических отношений. Цели и задачи государственной национальной политики. Полномочия, права и организация деятельности по реализации государственной национальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. Ресурсное, информационное, научно-методическое и аналитическое обеспечение федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы) с изменениями на 13 марта 2014 года» по реализации научно-исследовательских разработок, направленных на объективную оценку и анализ социокультурных процессов в РФ. Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 23, 26, 31, 33, 34].
Содержание лекций
Содержание семинарских занятий
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |