Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философская энциклопедия



2015-11-27 374 Обсуждений (0)
Философская энциклопедия 0.00 из 5.00 0 оценок




РАСИЗМ это:

ТолкованиеПеревод

·

·

·

·

·

·

·

·

РАСИЗМ

РАСИЗМ

совокупность антинауч. концепций, основу которых составляют положения о физич. и психич.неравноценности человеч. рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества.Для всех разновидностей Р. характерны человеконенавист-нич. идеи об исконном разделении людей навысшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единств. создателями цивилизации,призванными к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обреченыбыть объектами эксплуатации.

Представления о природном неравенстве рас возникли в рабовладельч. обществе. В средние векаутверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословноенеравенство. В 16—18 вв., когда европ. государства впервые за-хватили колонии, Р. служил целямбесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, мн.народов Юж. Азии, Австралии и Океании.

В сер. 19 в. появились первые обобщающие «труды» по Р. В соч. «Опыт о неравенстве человсч. рас»(«Essai sur l'inegalite des races Jiumainos», t. l — 4, 1853—55) Гобино объявил «высшей» расойсветловолосых и голубоглазых арийцев, которых он считал создателями всех высоких цивилизаций,сохранившихся в наиболее «чистом» виде среди аристократии герм. народов. Теория Гобино, осн. нанеправомерном отождествлении рас и языковых семей, стала краеугольным камнем мн. расистскихконцепций. В США Д. Нотт и Д. Глиддон в кн. «Типы человечества» («Types of mankind», 1865) пыталисьдоказать расовую неполноценность негров. В дальнейшем расистские идеи тесно переплелись ссоциальным дарвинизмом (Д. Хайкрафт и Б. Кидд в Великобритании, Ж. Лапуж во Франции, Л. Вольтман,X. Чемберлен и О. Аммон в Германии, М. Грант в США и др.).

В своих построениях социал-дарвинисты широко использовали мальтузианство, а также положенияевгеники для обоснования превосходства наследств. свойств господствующих классов по сравнению струдящимися. Все эти утверждения получили распространение в эпоху империализма в Великобритании,Германии и США.

После 1-й мировой войны гл. обр. в Германии в реакц. кругах приобрёл популярность «нордич. миф» опревосходстве над всеми другими расами сев., или нордийской, расы, якобы связанной генетически снародами, говорящими на герм. языках. Этот вариант Р., восходящий к концепциям Гобино и Лапужа,пропагандировался в сочинениях мн. нем. лжеучёных, откровенно поддержавших нацизм (X. Гюнтер и др.).В годы гитлеровской диктатуры в Германии Р. стал офиц. идеологией фашизма.

Разгром фашизма нанёс Р. и его кровавой практике сокрушит. удар. После 2-й мировой войнысторонники Р. пытаются использовать тесты умств. способностей разных расовых групп с целью «доказать»их психич. неравноценность (амер. психологи Г. Гарретт, О. Шай, Н. Дженсон и др.). В действительностирезультаты тестов предопределяются не расовой принадлежностью исследуемых, но их социальнымположением, условиями труда и быта.

Р. используется в совр. капиталистич. странах (особенно в ЮАР) для оправдания расовойдискриминации, сегрегации, а во многих случаях и геноцида. В США усиливается борьба с теорией ипрактикой Р. как негров и индейцев, так и прогрессивных слоев белых американцев. Антинауч. миф осуществовании единой мировой еврейской нации взят на вооружение сионизмом.

Фактич. материалы, накопленные различными обществ. и естеств. науками, антропологией,этнографией и др. дисциплинами, изучающими расы и народы, показали полную несостоятельность Р. Всеморфологич. и физиологич. признаки, по которым выделяются расы, малосущественны для общей биологич.эволюции и историч. развития человечества.

История, опыт свидетельствует, что социально-экономич. и культурный процесс обусловлен не расовымсоставом населения, а социальным строем. Практика строительства социализма и коммунизма в СССР,народы которого расово крайне неоднородны, доказывает полную необоснованность концепции осуществовании «высших» и «низших» рас и о расовой обусловленности историч. процесса. Против Р.свидетельствуют также экономич. и культурные успехи др. социалистич. государств, развивающихся странАзии, Африки и Лат. Америки, население которых принадлежит к разным расам и всевозможным смешанными переходным группам между ними. Борьба с Р.— неотъемлемая часть поли-тич. и идеологич. борьбы междумиром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими классами и трудящимися, междуимпериалистами и народами, недавно завоевавшими гос. самостоятельность.

Наука о расах и Р. Сб. ст., М.—Л., 1938; Pогинский Я. Я., Левин М. Г., Р. и его социальные корни, и кн.-Антропология, М., 1963; Против Р. [Сб. ст.], M., 1966; Документы обличают Р., М., 1968; Народы против Р., M.,1970; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Обществ. развитие человечества и расы, в их кн.: Народы, расы,культуры, М., 1971; Расы и народы. Ежегодник, в. 1—11, М., 1971—81; Races and peoples. Contemporaryethnic and racial problems, Moscow, 1974; Salmon P., Le racisme devant Phistoire, ? , 19802.

H. H. Чебоксаров.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983.

РАСИЗМ

совокупность антинауч. реакц. теорий, согласно к-рым все явления в жизни и развитии обществаобусловлены биологическими (расовыми) особенностями людей. В основу развития общества идеологи Р.кладут вымышленную борьбу рас. Р. сознательно смешивает естественноисторич. и социальные различиялюдей. Тем самым такая биологич. категория, как раса, наделяется несвойственными ей социальнымичертами, а такие социальные категории, как класс, нация, язык и культура, биологизируются. Р. утверждает,будто человеч. расы биологически и психически неравноценны, что существуют т.н. "высшие" расы,способные к достижению вершин культуры и цивилизации, и "низшие" расы, неспособные к культурномупрогрессу.

Р. возник в рабовладельч. обществе (хотя тогда не существовало еще термина "раса"). Господа и рабырассматривались как принципиально различные "породы" людей. В эпоху первонач. накопления и началаколониальной экспансии (16–17 вв.) сложилась "теория" неравноценности человеч. рас, служившаяобоснованием колониализма. С выделением антропологии в самостоят. науку (сер. 19 в.) и разработкойдетальной классификации человеч. рас идеологи Р. пытаются, вопреки науч. данным, связать расы сязыками и, в частности, найти расу, являющуюся "носителем" индоевроп. языков (франц. социолог Гобино идр.). В основе совр. Р. лежит т.н. социальный дарвинизм, извращающий учение Дарвина путем перенесенияустановленных им биологич. законов (естеств. отбор и борьба за существование) на человеч. общество. Этатеория, названная расистами "антропосоциологией" (Л. Вольтман, Аммон, Лапуж, X. Чемберлен и др.),служит обоснованием колониализма и эксплуатации.

В эпоху империализма наиболее острые формы приобретают герм. и англо-амер. Р. В конце 19 – нач. 20 вв.герм. расисты заимствовали теорию Гобино о превосходстве "германской" расы над всеми народами мира.Герм. фашизм возвел Р. в офиц. идеологию, служившую обоснованием чудовищных злодеяний. В США иАнглии Р. возник во 2-й пол. 19 в. Совр. поборники Р. в этих странах, также базирующиеся на социальномдарвинизме, мальтузианстве и евгенике, выдвигают идею превосходства англо-амер. расы над всеминародами мира (У. Фогт, Хантингтон, Хутон). Расовые предрассудки в США используют в своих целях реакц.политич. деятели. В последние десятилетия в США и др. империалистич. странах получила широкоераспространение реакц. теория т.н. психологич. Р. (психорасизма), идеологи к-рого стремятся доказатьпсихологиич. неравноценность народов и рас. Теоретики психорасизма (Кардинер, Р. Бенедикт и др.)утверждают, что каждый народ имеет свою "структуру характера", и "среднюю психику", к-рые передаются отпоколения к поколению путем воспитания и определяют его культурный облик. Согласно этим концепциям,народ с "плохой" психикой может изменить ее лишь при условии "помощи" со стороны народа, обладающего"хорошей" психикой.

Культурная отсталость нек-рых народов внеевроп. стран объясняется не их биологич. (расовыми)особенностями, как утверждают идеологи Р., а гл. обр. гнетом колонизаторов, задержавших прогрессивноеразвитие порабощенных народов. Реакц. идеология Р. опровергается не только теоретически, но и практикойсоциалистич. стран, где ранее отсталые народы достигли невиданного расцвета своей культуры, а такжеуспехами народов, освободившихся от колониального гнета.

Лит.: Демиденко А. И., Расизм на службе империализма, М., 1954; Нестурх М. Ф., Человеческие расы, 2 изд.,М., 1958; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г., Антропология, [2 изд.], М., 1963; Против расизма. [Сб. ст.], М., 1966.

М. Урысон. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

РАСИЗМ

РАСИЗМ — доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представлений, чточеловеческий род не яв

ляется единым, но состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархическисоподчиненных между собой (см. Раса).

В социально-психологическом плане расизм связан с ксенофобией (ненавистью и страхом) перед чужими;но если ксенофобия носит спонтанный характер, то расизм притязает на теоретическую обоснованность,апеллируя к науке (антропологии, генетике и др.). То обстоятельство, что современное знание о человекедезавуировало “расовые теории” как ненаучные, не мешает развитию расизма как идеологии.

В социально-философском плане расизм связан с абсолютизацией и натурализацией различий в расовыхтаксономиях. Фиксируя внимание на действительных фенотипических различиях между большимичеловеческими группами (цвет кожи, густота волосяного покрова, форма носа, разрез глаз и т. д.), расизминтерпретирует эти различия в качестве источника социокультурных различий. Между внешним обликом тойили иной группы людей — их “расовой” принадлежностью — и их “цивилизационной” принадлежностьюрасистская доктрина устанавливает отношения детерминации: предполагается, чтотот или инойантропологический тип с необходимостью выражает себя в строго определенных социальных и культурныхформах.

Идеология расизма возникла в эпоху великих географических открытий. Неравномерность социально-экономического развития в различных частях суши, приведшая на рубеже 15—16 вв. к колонизации одниминародами других, была закреплена и искусственно поддерживалась на протяжении столетий.Институционализация господства — прежде всего <жоннубий” (запрет на браки между представителямивластвующих и покоренных народов) — имела своим следствием фиксацию культурных различий также и навнешнем уровне. Технологическое преимущество европейцев Предстало как их естественно-природноепревосходство. Доктрины, обосновывающие последнее в биологических терминах, были сформулированысравнительно поздно (крупнейший теоретик биологического расизма Ж. А. де Гобино жил ” 19 в.), однакопроторасизм, исходивший из данного Богом или природой права одним народам относиться к другим как к“низшим* или “неполноценным”, возник с самого начала западноевропейской экспансии на др. континенты(см. Вестернизация, Европоцентризм). С крушением колониальной системы, интенсификациеймиграционных процессов и ростом числа межэтнических браков мифы расизма (прежде всего “чистотакрови”) утратили даже видимость убедительности. К середине 20 в. расизм дискредитировал себя в глазахобщественности как идеология, производящая на свет одиозные режимы (нацизм в Германии, апартеид вЮАР). Поэтому открытая приверженность расизму в настоящее время •— маргинальное явление. Однако вскрытой и неявной форме он продолжает проявлять себя как на уровне массового сознания, так и вакадемической среде. В этой связи некоторые исследователи ставят вопрос о “новом”, или “современном”расизме: последний, в отличие от традиционного, апеллирует не к крови, ак культуре. Хотя термин “раса” приэтом полностью исчезает из обращения, система допущений, характерная для расизма, остается здесь всиле. К Числу этих допущений относится интерпретация межгрупповых различий в качестве естественных, атакже убеждение в определенности (предопределенности, заданности) мышления и поведения ивдивиаовсущностными (первичными, “примордиальными”) характеристиками групп, к которым эти индивидыпринадлежат.

Лит.: BarwnJ. Race: A Study in Modern Superstition. L., 1938; Bariton M. Racial Theories. Cambr., 1987; BalibarE„ Wallerslein I. Race, nation, classe: les identités ambiguïs. P., 1988; Geiss l. Geschichte des Rassismus. Fr./M.,1988; Miles R. Racism, L.—N. Y., 1989; Малахов В. С, Скромное обаяние расизма.— “Знамя”, 2000, № б.

Б. С. Малахов РАСКАЯНИЕ — см. Покаяние.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

 

.

· РAME

· PАCOBO-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Смотреть что такое "РАСИЗМ" в других словарях:

· РАСИЗМ — совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о якобы физических и психических неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Расизм стремится навязать утверждение… … Экологический словарь

· Расизм — Расизм ♦ Racisme «Я не расистка, – как то сказала мне моя бабушка. И, подумав, добавила: – В конце концов, они же не виноваты, что родились черными!» Ей было уже за восемьдесят, в детстве она возилась с нами гораздо больше родителей и любила … Философский словарь Спонвиля

· Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Осуществление расистских теорий на практике находит свое… … Финансовый словарь

· РАСИЗМ — РАСИЗМ, совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие… … Современная энциклопедия

· РАСИЗМ — совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из … Большой Энциклопедический словарь

· Расизм — совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшую и низшую расы, из … Политология. Словарь.

· расизм — а, м. racisme m. Антинаучная реакционная теория, которая, ссылаясь на законы биологии и физические особенности отдельных человеческих рас, ставит себе целью доказать неравноценность этих рас и оправдать неравенство общественных классов и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

· Расизм — антинаучные реакционные представления о высших и низших расах и народах, а также политика, направленная на ограничение прав рас и народов, объявляемых низшими и неполноценными. Расизм стал официальной идеологией фашизма. Осуждён международным… … Исторический словарь

· РАСИЗМ — это снобизм бедняков. Раймон Арон Оценка человека не может зависеть от того, что от него не зависит (от цвета волос, формы носа, расы, происхождения и т.д.). Тадеуш Котарбиньский От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по… … Сводная энциклопедия афоризмов

· Расизм — Дискриминация людей по расовому признаку. Расширенные определения расизма меняются в зависимости от намерения исследователей, но попадают в две основные категории: • Социоэкономические определения: расизм рассматривается как «культурно… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

· Расизм в Израиле, Джесси Рассел. High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Расизм в Израиле — проявление расизма представителями одних частей населения Израиля по отношению к представителям других рас или этнических… Подробнее Купить за 1500 руб

· Расизм, Jesse Russell. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Расизм — совокупность воззрений, в основе которых… Подробнее Купить за 1125 руб

· Расизм, . High Quality Content by WIKIPEDIA articles!Расизм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии…Подробнее Купить за 1125 руб

Другие книги по запросу «РАСИЗМ» >>

 



2015-11-27 374 Обсуждений (0)
Философская энциклопедия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философская энциклопедия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)