Теория лабораторной работы. В данной работе определение (и соответственно ) связано с исследованием поведения
В данной работе определение (и соответственно ) связано с исследованием поведения магнитной стрелки в магнитном поле Земли и магнитном поле, создаваемым круговым током.
При отсутствии тока в витке стрелка располагается вдоль магнитного меридиана Земли. Поворотом витка тангенс-буссоли вокруг вертикальной оси можно совместить его плоскость с плоскостью магнитного меридиана. При пропускании через виток тока магнитная стрелка повернется на некоторый угол . Объясняется это действием на стрелку двух полей – магнитного поля Земли и поля кругового тока . В результате стрелка установится вдоль результирующего поля . Из рис.9 видно, что . Учитывая, что напряженность магнитного поля, создаваемого током в центре кольца радиусом , содержащего витков, равна: , получим . Для индукции магнитного поля последняя формула примет вид: . Последняя формула используется для опытного определения горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли. Ее можно переписать в виде: , (1) где . ; витков; ; ИЗМЕРЕНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Ознакомиться с электрической схемой установки (рис.10):
– тангенс-буссоль, – миллиамперметр, – реостат, – переключатель направления тока, – источник тока. 2. Установить плоскость катушки (витка) тангенс-буссоли в плоскости магнитного меридиана Земли. Определить начало отсчета на шкале тангенс-буссоли. 3. С разрешения преподавателя включить питание установки. 4. Установить реостатом ток в катушке. 5. Как только стрелка компаса придет в равновесие, отсчитать по шкале тангенс-буссоли угол отклонение стрелки . 6. Уменьшить ток до нуля. Изменить с помощью ключа направление тока и увеличить его до прежнего значения. Измерить величину отклонения стрелки . (Переключение направления тока необходимо для уменьшения возможной ошибки из-за неточной установки плоскости катушки в плоскости земного меридиана). 7. Повторить измерения по пунктам 4 – 6. 8. Результаты измерений занести в таблицу. 9. Обесточить установку. 10. Для каждого значения тока определить значение и соответствующее ему значение и записать их в таблицу. 11. Вычислить значения горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли для каждого измерения и записать их в таблицу. 12. Вычислить и записать среднее значение . 13. По среднему значению индукции магнитного поля Земли вычислить значение напряженности . Таблица
14. Проанализировать результаты, сделать вывод. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Согласно обозначениям на шкалах электроизмерительных приборов, используемых в данной работе, указать назначение прибора, тип тока, безопасность, класс точности, систему измерительного механизма, рабочее положение при эксплуатации. 2. По классу точности электроизмерительных приборов, используемых в данной работе, вычислить их абсолютную (инструментальную) погрешность и указать к какой группе приборов (прецизионным, техническим или внеклассовым) они относятся. 3. Чем обусловлены существования основного и переменного магнитного полей Земли? 4. Дайте определения плоскости магнитного меридиана, магнитного меридиана и магнитного склонения? 5. Укажите формулу, связывающую магнитную индукцию и напряженность магнитного поля ? Единицы измерения этих величин? 6. Что называется магнитным наклонением ? 7. Перечислите величины, называемые элементами магнитного поля Земли. 8. Как направлена вертикальная составляющая магнитного поля Земли в северном полушарии и южном полушарии? 9. Кратко опишите устройство и принцип работы тангенс-буссоля? Литература 1. Майсова Н.Н. Практикум по курсу физики.- М.: Высш. школа, 1970. 2. Савельев И.В. Курс общей физики: В 3-х т. М.: Наука, 1982. Т.1. 3. Сивухин Д.В. Общий курс физики: Механика. М.: Наука, 1979. 4. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высш. школа, 1985. 5. Хайкин С.Э. Физические основы механики.- М.: Наука, 1971 6. Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. М.: Наука, 1985.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |