Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие исторической науки в годы «оттепели» (1953–1964)



2015-11-27 776 Обсуждений (0)
Развитие исторической науки в годы «оттепели» (1953–1964) 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО И СЕМИНАРСКОГО КУРСА

Для студентов исторического отделения

 

Часть 2. Историография отечественной истории

(с 1917 года до наших дней)

 

4‑й курс, восьмой семестр

Лектор – доктор ист. наук, профессор И. С. Кузнецов

 

 

ЛЕКЦИИ

Введение.

Специфика развития отечественной исторической науки после 1917 г. и особенности курса историографии этого периода. Периодизация истории исторической науки с 1917 г. по настоящее время. Основные источники, учебная и научная литература по курсу.

 

Отечественная историческая наука в первые годы правления большевиков (1917–1920).

Особенности и основные направления политики большевистского режима в отношении исторической науки в первое время после прихода к власти. «Декрет о централизации и реорганизации архивного дела» и другие важнейшие мероприятия. Политические позиции и идейно-методологические ориентации историков старой школы. Первые шаги по преобразованию системы гуманитарного образования и подготовке кадров обществоведов-марксистов.

 

Историческая наука в годы нэпа (1921–1928).

«Либерализация» политического режима после перехода к нэпу и изменение в условиях деятельности историков. Репрессивные акции в отношении интеллигенции в первой половине 20‑х гг. Меры по усилению большевистского контроля над системой гуманитарного образования. Создание марксистских обществоведческих учреждений. Деятельность историков-марксистов. М. Н. Покровский, оценка его деятельности. Положение историков старой школы. Основные направления и результаты их исследовательской работы.

 

Состояние и развитие исторической науки в годы «великого перелома» (1928–1934).

Положение исторической науки во второй половине 20‑х гг. Причины и предпосылки усиления прессинга в отношении историков старой школы. «Академическое дело» и другие репрессивные акции. Усиление идеологического диктата. Преобразования в системе гуманитарного образования и научных учреждений. Историки-марксисты в пору «великого перелома»: усиление борьбы различных группировок, эскалация давления на инакомыслящих и идеологической унификации. Состояние методологии исторических исследований. Основные направления и результаты научно-исследовательской работы.

 

Историческая наука в условиях сталинского режима (1934–1941).

Усиление вмешательства правящих кругов в развитие исторической науки. Изменение официальных идейно-политических ориентиров. Поворот к пропаганде патриотизма. Руководящие постановления по проблемам исторического образования и науки. Восстановление исторических факультетов университетов. Подготовка учебников по истории для средней и высшей школы. Преобразования в системе научно-исторических учреждений, исторической периодике. Окончательная унификация и «сталинизация» исторической науки. «Краткий курс истории ВКП(б)». «Большой террор» и его последствия для исторической науки. Состояние исследований по основным проблемам истории.

 

Российская историческая наука в годы Великой отечественной войны.

Изменение условий деятельности историков в годы войны. Материальные и человеческие потери. Вклад историков в борьбу за победу. Основные направления лекторской и пропагандистской деятельности историков в годы войны. Научно-исследовательская работа в военные годы. Идеологические тенденции периода войны. Совещание по проблемам исторической науки 1944 г.

 

Историческая наука в первые послевоенные годы (1945–1953).

Особенности и условия деятельности историков в первые послевоенные годы. Расширение подготовки кадров обществоведов, создание новых обществоведческих учреждений. Усиление идеологического прессинга. Кампания против «космополитизма» и другие акции идеологического диктата. Научно-исследовательская работа историков. Подготовка обобщающих трудов по отечественной и всемирной истории. Выход фундаментальных монографий по ряду проблем истории. Особенности воздействия сталинизма на различные разделы исторической науки.

 

Развитие исторической науки в годы «оттепели» (1953–1964).

Первые шаги «либерализации» после смерти Сталина и историческая наука. Дискуссия о периодизации истории советского общества. Воздействие решений XX съезда КПСС на историческую науку. «Десталинизация» в сфере исторической науки: особенности и основные направления. Изменения в материально-организационных условиях деятельности историков. «Архивная революция». Расширение исторической периодики. Условия публикации исторических исследований и состояние цензуры. Колебания в политике правящих кругов между либерализмом и консерватизмом и их последствия для исторической науки. Постановление о журнале «Вопросы истории». «Дело истфака МГУ» и другие репрессивные акции. «Волюнтаризм» и «субъективизм» в сфере истории. Состояние исследований по основным проблемам истории.

 

Историческая наука между «оттепелью» и «застоем» (середина 60‑х – начало 70‑х гг.).

Особенности развития исторической науки во второй половине 60‑х гг. в связи с борьбой реформистских и консервативных тенденций. Дальнейший подъем творческой мысли историков, методологические поиски. Усиление идеологического диктата в конце 60‑х гг. «Трапезниковщина» и борьба против «очернительства», «нового направления» и других проявлений «умеренного свободомыслия». «Центристский» курс Л. И. Брежнева и его последствия для исторической науки.

 

Советские историки в 70‑е – первой половине 80‑х гг.

«Стабилизация» 70‑х гг. и историческая наука. Состояние материальной и организационной базы. Организационные преобразования. Усиление «вялотекущего» идеологического зажима. Ограничения в допуске к архивным документам, ужесточение цензуры. Состояние исторических исследований. Нарастание «застойных» тенденций в историографии советского периода. Выход многотомных обобщающих трудов по истории. Особенности идейно-политической ситуации в первой половине 80‑х гг. и ее воздействие на историческую науку.

 



2015-11-27 776 Обсуждений (0)
Развитие исторической науки в годы «оттепели» (1953–1964) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие исторической науки в годы «оттепели» (1953–1964)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)