Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Становление национальных культур



2015-11-27 421 Обсуждений (0)
Тема 6. Становление национальных культур 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания по дисциплине

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Для студентов очной и заочной форм обучения

 

 

Волгоград 2010


УДК 008

ББК 71

М - 54

 

 

Методические указания по дисциплине «Культурология» для студентов очной и заочной форм обучения /Сост. Ж.В. Рослякова, Т.П. Назарова, – Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. – 47 с.

 

 

Представлены основные разделы программы курса «Культурология». Содержатся рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, подготовке контрольных работ.

Рекомендовано для изучения дисциплины «Культурология» для студентов очного и заочного отделения всех факультетов.

 

 

Введение

Цели и задачи преподавания дисциплины «Культурология» связаны с широкомасштабной задачей формирования в стенах вуза высококультурных специалистов сельского хозяйства нового поколения, имеющих широкий кругозор, владеющих большой информацией о культурном богатстве своего народа, своей страны, а также других стран и народов; разбирающихся в философской теории культуры, понимающих ее сущность, сложную структуру, функции, роль и значение в жизни общества и человека, основные факторы и закономерности развития на протяжении всей истории и в современную эпоху; осознающих необходимость непрерывного и целенаправленного культурного самосовершенствования каждого человека в современном мире в условиях научно-технического прогресса, перехода к новым прогрессивным технологиям, а также в условиях расширения связи между народами и государствами, культурного взаимообмена и постепенно утверждающегося приоритета общечеловеческих ценностей.

Основная роль при изучении культурологии отводится самостоятельной работе студентов с учебным материалом курса, для чего представлен список учебников и пособий.

Одной из важных форм самостоятельной работы студентов заочной формы обучения является выполнение контрольных работ. В соответствии с учебным планом по культурологии требуется выполнение одной контрольной работы, тематика которых прилагается в данном методическом пособии ниже. Целью выполнения контрольной работы является привитие студентам навыков самостоятельной работы с культурологической литературой, логически правильного и аргументированного изложения ответов на поставленные вопросы, овладение научными методами познания исследуемых объектов, умения увязывать культурологические вопросы с практической деятельностью.

К требованиям, предъявляемым к контрольным работам, относятся:

1) она должна носить самостоятельный характер;

2) содержание должно соответствовать плану темы;

3) тема должна быть раскрыта;

4) объем работы должен быть равным примерно 15 страницам машинописного текста.

Требования к оформлению контрольной работы:

1) оформление титульного листа по образцу (приводится ниже);

2) оформление плана работы;

3) указание списка использованной литературы.

При невыполнении этих требований работа может быть возвращена на доработку. Студенты, не имеющие зачтенной контрольной работы, к зачету (экзамену) не допускаются.


ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

 

 

Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания.

Предмет и задачи культурологии. Формирование культурологии как науки. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

 

Тема 2. Основные понятия культурологии.

Понятие культуры, его многозначность в обыденной речи и в научном употреблении. Подходы к определению культуры: историко-просветительский, описательный, антропологический, социологический, деятельностный и др. Категория культуры и ее философский смысл. Культура и цивилизация.

 

Тема 3. Морфология культуры.

Культура как система. Материальная и духовная культура, их единство и различие, взаимосвязь, относительная самостоятельность. Функции культуры в жизни общества. Субъекты культуры. Язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации.

 

Тема 4. Культурогенез.

Динамика культуры. Проблема культурогенеза. Типология культур. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры, локальные культуры. Основные принципы классификации культурной эволюции и выделения ее этапов. Основные этапы культурной эволюции. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

 

Тема 5. Культурные ценности и нормы.

Культура и общество. Культура как фактор и цель в развитии общества. Культурные ценности, нормы, традиции. Сущность моральной культуры, ее место в системе культуры. Художественная культура общества. Роль искусства в формировании культуры общества и личности. Место религии в системе культуры. Влияние религии на духовную жизнь личности и общества. Элитарная и массовая культура. Социальные организации и институты культуры. Культурная модернизация.

 

 

Тема 6. Становление национальных культур.

Культура и этнос. Этническая и национальная культуры. Становление национальных культур – закономерность развития наций. Становление национальных культур через процессы их взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения. Сущность и специфика национальной культуры, ее основные компоненты. Культурная самоидентичность. Единство национального и интернационального в культуре.

 

Тема 7. Место и роль России в мировой культуре.

Проблема определения типа русской культуры и особенности российской цивилизации. Евразийство и пути развития России. Становление русской культуры, ее особенности (IX-XVII вв.). Русская культура в условиях развития императорской России (XVIII-XIX вв.). Усиление тенденций европеизации русской культуры. Советский период в развитии русской культуры. Россия на современном этапе развития.



2015-11-27 421 Обсуждений (0)
Тема 6. Становление национальных культур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Становление национальных культур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)