Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурология как учебная дисциплина: ее философский смысл



2015-11-27 430 Обсуждений (0)
Культурология как учебная дисциплина: ее философский смысл 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина

1.1. Культурология как учебная дисциплина: ее философский смысл.

1.2. Сущность культуры и основные культурологические парадигмы.

1.3. Основные функции культуры.

Культурология как учебная дисциплина: ее философский смысл

В современной культуре доминирующими становятся процессы общей интеграции. В интеллектуальной деятельности это оказалось во взаимодействии недавно далеких друг от друга наук и возникновение на их пересечении новых: биохимии, генной инженерии, биофизики и тому подобное.

Культурология является также интегративной сферой знания, родившимся в широком многоаспектном диалоге на пересечении философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религиоведения, социологии культуры и искусствоведения. Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых исследуются определенные феномены культуры. Таким образом, культурология относится к социогуманитарным наукам, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере.

Специфика культурологии заключается именно в ее интегративном характере, в ориентации на бытие и деятельность человека и общества как целостных феноменов.

Культурология является системой знаний о сущности, закономерности существования и развития культуры, о механизмах функционирования конкретных формах и сторонах культуры.Поэтому важной задачейтеории культуры является познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Основные задачи культурологии:

1. анализ культуры как системы культурных феноменов;

2. выявление ментального содержания культуры;

3. исследования типологии культуры;

4. решения проблем социокультурной динамики;

5. изучение культурных кодов и коммуникаций.

Культура всегда интересовала философов, социологов, психологов, историков как феномен общественной жизни, который раскрывает особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных формах жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), а также как способ жизнедеятельности человека, коллектива и общества в целом. Без мира культуры трудно себе представить мир личности. К культуре в целом относится широкий диапазон человеческих чувств и мыслей от поиска смысла жизни до эстетики.

Уже в древних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес – изготавливать орудия, обрабатывать металлы. Характерно, что судьба культурного мифологического героя почти всегда складывалась трагически. Прометей нарушил волю богов и выдал их секреты людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на страшные муки.

Эволюция природы и человека, как особого вида в природе, является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или иной достигнутый уровень культуры человечества определяет каждый раз заново «окультуривания» каждого рожденного человека, в результате чего в конце концов происходит окультуривание человеческой природы.

Элементы человеческой природы представляют собой единство природного и социального, или природного и окультуренного. Например, физическое тело человека представляет собой не только природное образование, а еще и следствие многовековой трудовой, то есть культурной деятельности. Даже несмотря на то, что физическое тело человека со временем практически не изменилось, рука современного человека существенно отличается своими умениями от руки первобытного человека.

Потребовались века развития культуры, чтобы рука современного человека смогла научиться изготавливать сложную технику, создавать совершенные произведения скульптуры, произведения живописи или музыки, наивысшие достижения которые воспроизводятся, по словам Энгельса «в картинах Рафаэля, статуях Торвальдсена, музыке Паганини».

Еще более это касается духовного мира человека, который формируется под влиянием культурной деятельности и в процессе осуществления культурных связей и отношений между людьми.

Проблема заключается в том, что каждый родившийся человек должен стать полноценным, потому что он должен не просто унаследовать природные задатки своих родителей, а и самостоятельно усвоить все богатство культурных ценностей.

Одним из существенных моментов культурной истории человечества есть потребности, которые в отличие от потребностей животных способны расти. Рост потребностей и было первым историческим актом, определившим противоречивую культурную историю человечества.

Изначально человек и человечество не имели других потребностей, кроме тех, которые начала в нас природа. Это, прежде всего, потребность к самосохранению рода «человек» и отдельного индивида. Но чтобы сохранить себя как вид в природе, человек свои потребности может удовлетворить только способами принципиально отличными от тех, с помощью которых сохраняют себя животные. Для человека в природе требуется особая пища, жилье, одежда. Поэтому первый культурно-исторический акт был направлен на производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на производство собственно материальной жизни, или второй природы.

Итак, акты человеческой деятельности в соответствии служили удовлетворению естественных потребностей человеческого общества, хотя в целом осуществлялись в форме культурного творчества отдельных индивидов, реализовалась в постоянно осуществляемых актах общения людей друг с другом.

Культурная творчество людей, таким образом, проявляется сразу в качестве двойного отношения – природного и общественного.

Природное отношение подсказано человеческой деятельности самой природой. Оно заключается в том, что человеку нужно решить вопрос, что делать, чтобы выжить в природе.

Общественная жизнь рождалось в процессе общения индивидуумов и всегда сводилось к тому, чтобы общими усилиями определить, как осуществить ту или иную деятельность. Ответить на этот вопрос индивид должен сам, потому что природа по поводу этого ничего не подсказала.

Таким образом, общественная потребность в труде и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органично сочетают человеческих индивидуумов в общественное целое Именно в этом заключается философский смысл культуры. Потребность в труде и общении – это потребность культурной истории человечества, связанной с появлением повседневной задачи, вызванного необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создавать самого себя и собственный мир культуры – государство, мораль, право, науку, искусство; создавать представление о добре и справедливости, совести и чести, которые рождались только в процессе общения.



2015-11-27 430 Обсуждений (0)
Культурология как учебная дисциплина: ее философский смысл 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурология как учебная дисциплина: ее философский смысл

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)