УСТРОЙСТВО И РАБОТА МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ Механизм газораспределения (ГРМ) служит для своевременного выпуска отработавших газов и наполнения цилиндров свежим зарядом. В четырехтактных автомобильных двигателях обычно устанавливают клапанные механизмы газораспределения, в которых впуск свежего заряда и выпуск отработавших газов происходят с помощью впускных и выпускных клапанов. Они также надежно изолируют камеру сгорания от окружающей среды во время тактов сжатия и рабочего хода. В зависимости от расположения клапанов различают механизмы газораспределения с нижними клапанами, расположенными в блоке цилиндров, и с верхними (подвесными) клапанами, размещенными в головке блока. В карбюраторных двигателях применяют механизмы обоих типов, а в дизелях — только механизм с верхними клапанами. Почти все современные двигатели имеют ГРМ с верхним расположением клапанов, так как в этом случае камера сгорания более компактная, лучше наполнение цилиндров свежим зарядом, проще регулировка клапанов и значительно меньше потери теплоты. Основные части ГРМ: привод, передаточные детали и клапанная группа. Привод состоит из механизма привода (блока шестерен) и распределительного вала. Детали передачи: толкатели, штанги, коромысла. Клапанная группа включает в себя клапан, направляющую втулку, пружинуи замок пружины. В рядных и V-образных двигателях при верхнем расположении клапанов усилие от кулачкараспределительного вала передается толкателю, а от него штанге. Штанга через регулировочный винт воздействует на короткое плечо коромысла, которое, поворачиваясь на оси, нажимает своим носком на стержень клапана. При этом пружина сжимается, а клапан перемещается вниз, отходит от седла, обеспечивая в зависимости от назначения клапана впуск свежего заряда или выпуск отработавших газов. После того как выступ кулачка выйдет из-под толкателя, клапанный механизм возвращается в исходное положение под действием пружины. При работе механизма направляющая втулка, запрессованная в головку блока цилиндров, фиксируется стопорным кольцом, а регулировочный винт — контргайкой. Верхний конец клапана закреплен сухариками, установленными в тарелке при помощи втулки. Такая схема применена на большинстве моделей автомобилей «Москвич», ГАЗ, ЗИЛ, а на автомобилях ВАЗ схема ГРМ несколько иная. Так, к деталям ГРМ автомобиля ВАЗ-21213 относятся распределительный вал, клапаны и направляющие втулки, пружины, рычаг привода клапанов. В этом механизме рычаги привода передают усилия от кулачков распределительного вала к клапанам, сжимая пружины. После того как кулачок перестает действовать на рычаг, сжатая пружина прижимает клапан к седлу, т. е. закрывает его. УСТРОЙСТВО И РАБОТА МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ Привод механизма.ГРМ приводится в действие при помощи зубчатой, цепной или ременной передачи. Частота вращения распределительного вала у четырехтактных двигателей в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала. На двигателях грузовых автомобилей в основном применяют зубчатые передачи. При сборке следует совмещать все метки на торцах зубчатых колес, находящихся в зацеплении. В автомобилях ЗИЛ-431410 и ГАЗ-3307 для привода распределительного вала применяют в основном одну пару шестерен. Так, в автомобилях ГАЗ устанавливают стальную шестерню на коленчатом валу и текстолитовую — на распределительном, а в автомобилях ЗИЛ — чугунную шестерню на распределительном валу. В двигателях легковых автомобилей (с приводом на задние колеса) в основном применяют цепную передачу. Вспомогательные агрегаты двигателя и механизм газораспределения автомобиля ВАЗ-21213 приводятся в действие с помощью цепной передачи от коленчатого вала, расположенного сверху головки (над клапанами). Цепь считается работоспособной, если при работе двигателя она натягивается не более чем на 4 мм. В некоторых автомобилях ГРМ приводится в действие ременной передачей. Ремень имеет зубчатую внутреннюю поверхность, что обеспечивает синхронность вращения распределительного и коленчатого валов. Распределительный вал ГРМ штампуют из малоуглеродистой стали или отливают из специального чугуна и подвергают термической обработке. Вал состоит из опорных шеек и кулачков, профиль которых у большинства двигателей одинаковый (конусный). Одноименные кулачки (под впускные или выпускные клапаны) располагаются в четырехцилиндровом двигателе под углом 90*, шестицилиндровом — под углом 60°, восьмицилиндровом — под углом 45*. Взаимодействие сферической поверхности торца толкателей с конической поверхностью кулачков обеспечивает их поворот в процессе работы. Начиная с передней опорной шейки, диаметр шеек уменьшается для облегчения установки распределительного вала в картере двигателя. В автомобиле ГАЗ-3307 распределительный вал имеет пять опорных шеек, подшипниками которых служат биметаллические втулки. Осевое перемещение вала ограничивается упорным фланцем, который крепят к переднему торцу блока цилиндров двумя болтами. Передаточные детали ГРМ с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала — толкатели, штанги и коромысла. Толкатели передают коромыслам усилия от распределительного вала через штанги. Толкатели изготовляют из стали и чугуна, а выполняют цилиндрическими или рычажно-роликовыми. В автомобиле ЗИЛ-431410 толкатели клапанов стальные цилиндрические пустотелые. Для повышения надежности пары кулачок — толкатель на торце толкателя наплавлен специальный чугун. В нижней части толкателя просверлены отверстия для прохождения масла. Штангипередают усилие от толкателя к коромыслу. Их изготовляют из алюминиевого прутка (для автомобиля ГАЗ-3307), стального прутка с закаленными концами (ЗИЛ-431410) или стальными пустотелыми со вставными наконечниками (КАЗ-4570). Используя алюминиевый пруток, обеспечивают постоянные тепловые зазоры в клапанах, так как в двигателях автомобилей ГАЗ блоки цилиндров и головки блока отлиты из алюминиевых сплавов. Вставные наконечники штанг термически обрабатывают. Коромысло передает усилие от штанги к клапану. Оно представляет собой стальной неравноплечий рычаг, длинное плечо которого расположено над клапаном, а короткое — над штангой. В отверстие короткого плеча ввернут регулировочный винт, фиксируемый контргайкой. Коромысло выполняют неравноплечим для уменьшения хода толкателя и штанги, а также для снижения сил инерции. Поверхность конца коромысла, называемую бойком и соприкасающуюся со стержнем клапана, а также поверхность регулировочного винта, соприкасающуюся с наконечником штанги, термически обрабатывают и шлифуют для повышения их надежности и износостойкости. В карбюраторных двигателях коромысла обычно расположены на общей полой оси, в концах которой запрессованы заглушки, что позволяет подводить масло к бронзовым втулкам коромысел и по сверлениям в плече к сферическим наконечникам регулировочных болтов. В автомобилях ВАЗ-21213 привод к клапанам осуществляется непосредственно от кулачков распределительного вала (при его верхнем расположении) через одноплечие рычаги — рокеры. Одним концом одноплечий рычаг опирается на стержень клапана, другим — на сферическую головку регулировочного болта и удерживается на ней при помощи шпилечной пружины. Регулировочный болт ввернут во втулку и стопорится контргайкой. Клапанная группа. Клапаны предназначены для открытия и закрытия впускного и выпускного отверстий, расположенных в головке блока. Основные части клапана: головка и стержень. Плавный переход от головки к стержню уменьшает сопротивление клапана при обтекании его газами. Для плотного прилегания клапана к седлу на головке клапана делают фаску под углом 45 или 30°, которую шлифуют и притирают к фаске седла. Стержень клапана имеет цилиндрическую форму. На конце его проточены цилиндрические канавки под замок пружины. Замок состоит из конических сухариков, которые входят в проточку на стержне и прижимаются к конической поверхности тарелки клапана под действием одной или двух пружин. Стержень перемещается в направляющей втулке, обеспечивающей посадку клапана в седло без перекоса. У большинства двигателей втулки выполнены из спеченных материалов, обладающих хорошими антифрикционными свойствами. Для лучшего наполнения цилиндров свежим зарядом диаметр головки впускного клапана больше диаметра выпускного. Например, в двигателях автомобилей ГАЗ диаметр головки впускного клапана 47 мм, а выпускного — 36 мм. Поскольку клапаны работают в условиях высоких температур и подвергаются коррозионному действию газов, их изготовляют из высококачественных сталей. Для впускных клапанов используют хромистую сталь, а для выпускных—жаростойкую, так как последние нагреваются до 800 *С. Чтобы увеличить срок службы головки цилиндров и клапанов, в головки цилиндров карбюраторных двигателей устанавливают специальные вставки из жаропрочного чугуна. Пружины клапанов витые с различным направлением навивки. На стержень каждого клапана устанавливают две пружины. Диаметр проволоки наружной пружины 4,5 мм, внутренней — 3,5 мм. Нижние концы пружин опираются через стальную шайбу на головку блока, верхние — на головку клапана. Тарелка удерживается стальной втулкой, которая соединена со стержнем клапана разрезным коническим сухариком. Во время работы двигателя под действием вибрации клапан проворачивается относительно седла. На двигателе автомобиля ВАЗ оба клапана расположены в головке цилиндров наклонно в один ряд. Головка впускного клапана выполнена большего диаметра для лучшего наполнения цилиндра, а на рабочую фаску выпускного клапана, работающего при высоких температурах в агрессивной среде выпускных газов, наплавлен жаростойкий сплав. Пружин две. Верхняя опорная тарелка пружин удерживается на стержне клапана двумя коническими сухариками. В двигателе автомобиля ЗИЛ-431410 клапаны также расположены в головке блока цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров. Угол рабочей фаски седла впускного клапана 30°, выпускного — 45°. Стержень выпускного клапана имеет полость, заполненную натрием на 3/4 объема для лучшего отвода теплоты. Стержни клапанов хромируют для повышения надежности клапанного механизма. Выпускные клапаны в двигателях автомобилей ГАЗ также заполняют металлическим натрием. Кроме того, в клапанном приводе двигателей ЗМЗ дополнительно устанавливают коническую втулку для фиксации сухариков, благодаря чему уменьшается трение и клапан легче проворачивается при обратном ходе. Последнее предотвращает образование нагара на головке и седле клапана. Для этой же цели выпускные клапаны автомобиля ЗИЛ-431410 оснащены механизмом принудительного вращения. При частоте вращения коленчатого вала около 3000 мин~' частота вращения выпускного клапана достигает 30 мин-'.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |