Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постановка и выдвижение научной проблемы



2015-11-27 1309 Обсуждений (0)
Постановка и выдвижение научной проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




Возникновение той или иной исследовательской проблемы устанавливается на основе потребностей теории и практики. При этом исследователем (ученым) определяется нали­чие реально существующего или прогнозируемого проти­воречия, от разрешения которого зависит или будет зависеть состояние, развитие (изменение), совершенствование процессов, явлений, действий.

Четкое определение противоречия в проблеме позволит правильно определить центральный и вспомогательные вопросы, что в свою очередь даст возможность целенаправленно и логично построить диссертационную работу.

Разработке любой проблемы предшествует ее все­стороннее изучение. Для ознакомления с проблемой сначала дается общее описание ее содержания, которое включает: формулирование, построение, оценку, обоснование и обозначение проблемы. В целях более чет­кого представления об элементах проблемы рассмотрим содер­жание каждого из них.

Формулирование проблемы предполагает следующее:

1. Выдвижение центрального вопроса проблемы.

2. Выявление противоречия, которое лежит в основе проблемы.

3. Предположительное описание ожидаемого результата, т.е. определение конечного результата исследования, которого пред­полагает достичь диссертант.

Построение проблемы включает следующее:

1. Разделение проблемы на частные задачи и вопросы иссле­дования. Их количество должно быть таким, чтобы наилучшим образом способствовать раскрытию поставленных целей. (Не сле­дует стремиться к постановке большого числа вопросов). Для магистерской диссертации достаточно 3-4 вопросов, которые представляют собой ее главы.

2. Композицию - упорядочение вопросов, составляющих проблему. Поставленные вопросы, раскрывающие сущность пробле­мы, должны рассматриваться в такой последовательности, что­бы каждый предыдущий вопрос создавал основу для последую­щего.

3. Определение границ исследования, т.е. установление таких рамок, которые бы позволили целесообразно сосредоточить уси­лия диссертанта и, не уходя от главной идеи, дали бы возмож­ность раскрыть целевые установки и основные вопросы работы.

 

Оценка проблемы содержит следующее:

1. Выявление всех условий для решения проблемы: выбор ме­тодов, способов, приемов, методик и средств исследования. Это позволит исследователю определить его научный потенциал и распределить время, силы и средства.

2. Выявление имеющихся возможностей и предпосылок реше­ния проблемы. Это предполагает установление порядка ис­следования, т.е. что рассматривать в первую очередь, во вторую и т.д.

Отсутствие возможности решить по каким-либо причинам очередной вопрос не должно тормозить процесс исследования. В этом случае, используя наличные возможности, целесообразно перейти к последующим исследованиям, пока не создадутся ус­ловия для решения оставшегося вопроса.

3. Когнификацию - выяснение степени проблемности, т.е. со­отношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для разрешения проблемы. Необхо­димо тщательно проверить степень разработки материалов по данной проблеме и наличие источников информации по вопро­сам предстоящих изысканий.

4. Квалификацию проблемы, т.е. отнесение ее к тому или ино­му типу: неразработанная, слабо разработанная, требующая доисследования. Целесообразно соизмерить свои воз­можности (исследователя) в соответствии с принадлежностью проблемы к опре­деленному типу.

5. Возможность замены любого вопроса другим и поиски аль­тернативных вопросов.

Обоснование и обозначение проблемы предполагает следующее:

1. Установление содержательных связей данной проблемы с другими. Это означает, что необходимо точно выявить степень связи проблемы со смежными областями исследований.

2. Актуализацию - приведение доводов в пользу реальности проблемы, необходимости ее постановки и важности решения, Обоснование актуальности проблемы предполагает доказатель­ства, вытекающие из потребностей теории и практики.

3. Выдвижение возражений против проблемы, т.е. постанов­ка таких вопросов, которые по своему значению будут противо­положными данной проблеме.

4. Экспликацию, или определение понятия проблемы. Уже в начальной стадии исследования целесообразно уточнить и ввес­ти в обращение определенные понятия, термины, выражения, сокращения как общепринятые, так и относя­щиеся к данной области исследования. Все это необходимо со­гласовать с официальными документами: справочниками, ГОСТ и др. Такая установка исключает возможные недоразумения и облегчает работу исследователя.

5. Перекодировку, т.е. перевод содержания проблемы на научный язык, доступный для всех, кому предназначают­ся результаты исследований.

При рассмотрении содержательных признаков проблем очень важно помнить, что последние могут быть мнимые и реальные.

Квалифицированно отличить реальные проблемы от мнимых помогают три группы критериев: 1) объективные критерии; 2) критерии соответствия; 3) формально-логические критерии.

Объективные критерии:

критерий существования требует определить, является ли реальной проблема, которая исследуется;

критерий отношения помогает различать проблему по тому, верно ли задается ею связь между реальными объектами, пред­назначающимися для исследования;

критерий субординации определяет истинность проблемы по тому, верно или неверно выявлено соподчинение содержания ее вопросов;

критерий адекватности устанавливает, соответ­ствует ли заключение о наличии в проблеме исследования неиз­вестного действительному состоянию знаний в этой области;

критерий необходимости устанавливает наличие реального или прогнозируемого противоречия, заключенного в предполагаемой для исследования проблеме.

Критерии соответствия:

критерий предпосылок предполагает наличие в основе про­блемы таких реальных возможностей (предпосылок), которые послужили бы базой для ее решения;

критерий преемственности требует, чтобы проблема была поставлена и реализована во взаимосвязи с ранее накопленными в этой области знаниями. Накопленные знания - ее фундамент.

Формально-логические критерии:

• критерий проверяемости предписывает различать те вопро­сы, которые являются составляющими элементами проблемы. На основе этого критерия выявляются осмысленные, целесообраз­ные вопросы и ненужные;

критерий истинности требует проверки вопросов по тому, истинно ли суждение, которое является основой вопро­са проблемы. В соответствии с этим критерием определяется пра­вильность постановки тех или иных вопросов в проблеме.

 



2015-11-27 1309 Обсуждений (0)
Постановка и выдвижение научной проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постановка и выдвижение научной проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)