ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Общее землеведение» занимает важное место в учебном плане бакалавров направления подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование («История»; «География»).). Для успешного освоения образовательной программы необходимо выполнение ряда практических работ, направленных на закрепление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также на приобретение практических навыков (составления графиков, решения задач, анализа таблиц, схем, карт атласа и др.). Современный этап развития отечественной образовательной системы характеризуется, в первую очередь, сменой парадигмы образования, отходом от традиционной ориентации на приобретение учащимся определённой суммы знаний («знаниевая парадигма») и приоритетным направлением на развитие личности («развивающая парадигма»). В связи с этим меняются требования к проведению практических занятий в вузах страны. В высшей школе заметно сокращается количество часов, отводимых учебными планами на лекционные курсы, и вместе с тем увеличивается удельный вес практических занятий, на которые приходится не менее ⅓ общего количества аудиторных часов. Вместе с тем повышается роль практических занятий, которые способствуют самостоятельному изучению предмета студентами. Главная цель практических занятий состоит в приобретении студентами компетенций решения учебно-научных задач по общему землеведению с возможностью их последующего использования в профессиональной деятельности. Практические занятия – важный элемент системы подготовки бакалавра. Исходя из этого, занятия планируется проводить с использованием определенной доли эвристики и самостоятельности. Выполнение всех содержащихся в пособии заданий требует от студентов предварительного изучения имеющихся литературных источников и достаточно глубокой проработки учебного материала лекционного курса. При составлении системы заданий автор стремился максимально адаптировать её к условиям подготовки бакалавров педагогического образования, стараясь сохранить при этом строгую научность. Помимо оригинальных заданий, при разработке методических рекомендаций использовались материалы из пособий Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению (1982), Галант Т.Г., Гурвич Е.М. Практические задания по землеведению и краеведению (1988), Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению (2001). Автор надеется, что данная работа позволит студентам выполнять практические работы по общему землеведению на высоком уровне, что в конечном итоге не только позволит сформировать глубокие и крепкие знания, умения и навыки по предмету, но и приведёт к формированию личности бакалавра, готового к выполнению требований, предъявляемых современным обществом.
Методические рекомендации по выполнению заданий
Выполненная студентом работа должна быть представлена в рукописном варианте с соблюдением всех технических требований к оформлению рукописи (смотри ниже). Работа обязательно должна содержать титульный лист, каждое новое задание начинается с новой страницы. Порядок выполнения заданий следующий. На листе указывается номер задания (например, Задание №1). Затем приводится его тема (заголовок), цель и задание. Далее записывается решение в строгом соответствии с алгоритмом и указанием к выполнению задания (по пунктам). В случае необходимости в заключении приводятся выводы. Задания выполняются строго по порядку.
Правила оформления рукописи
Для успешного выполнения практических работ по общему землеведению необходимо учитывать следующие требования эстетического и, в некоторой степени, технического оформления: 1. Признанное на конкретное время, грамотное оформление титульного листа работы. 2. При написании текстовой части работы важно, чтобы были выдержаны параметры полей. 3. Различные исправления следует выполнять как можно более аккуратно, чтобы эти огрехи не пестрили на фоне текста (способ заклейки, забелки и т.д. в вузовской системе является наиболее распространенным). 4. Необходимо, чтобы листы, на которых выполняется работа, были однородными по цвету и плотности (исключение составляют листы миллиметровой бумаги). 5. Выделяйте заголовки разделов работы более интенсивно. Здесь важно соблюсти контраст на фоне общего текста.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Практическая работа 1.
Цель работы: изучить особенности планет Солнечной системы, влияние астрономического положения Земли на природу ее поверхности.
Материалы и оборудование: циркуль, транспортир, карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.
1. Рассмотрите таблицу, дайте сравнительную характеристику Земли и одной из планет (по выбору студента).
2. Нарисуйте большие планеты Солнечной системы, отобразив на каждой угол наклона оси планеты к плоскости орбиты и терминатор (светораздельную линию). Ответьте на вопросы: 1) На каких планетах день равен ночи? 2) На каких планетах не происходит смены дня и ночи? 3) На всех ли планетах происходит смена времен года?
3. Составьте хронологическую таблицу перечисленных ниже событий, выразив земной год в галактический год (1 Гг = 250 млн. лет). - образование Солнечной системы: 7×109 лет назад; - зарождение жизни на Земле: 3×109 лет назад; - появление человека: 1×106 лет назад; - начало нашей эры: 2×103 лет назад; - первый человек в космосе: 1961 г.
4. Решите задачи: 1) Во сколько раз радиус Сатурна больше радиуса Земли и каково его расстояние до Земли. 2) Известно, что скорость света 300 000 км/сек. Определит, за какое время луч Солнца достигнет земной поверхности и поверхности Венеры. 3) Определите во сколько раз расстояние от Земли до Сириуса больше чем от Земли до Солнца, если солнечный свет достигает Сириуса за 8,5 лет.
5. Объясните, почему наблюдатель с Земли видит различные фазы Луны.
6. Объясните образование приливов и отливов. Почему приливы чередуются с отливами.
7. Объясните возникновение лунных и солнечных затмений.
Таблица
Практическая работа 2.
Цель работы: развитие умений определять время для любой точки мира без использования карты часовых поясов, научиться решать задачи, используя данные скорости осевого вращения Земли.
Материалы и оборудование: географические атласы «Физическая география России» и «География материков и океанов», карандаш, ручка, линейка, ластик, калькулятор, тетрадь для лабораторных работ.
Решите задачи, записывая вычисления в тетрадь для лабораторных работ. 1. Если в Лондоне местное время 12 часов дня, то чему равно время в Москве и Нью-Йорке? 2. Местное время на 15° в.д. – 8 ч утра. Определите время на 30° в.д. и 30° з.д. 3. В Санкт-Петербурге местное время 12 ч дня, чему равно время в Хабаровске? 4. Время в Москве 8 ч утра, чему равно время в Рио-де-Жанейро? 5. На среднем меридиане часового пояса местное время 12 ч дня. Определите поясное и местное время на граничных меридианах данного пояса. 6. На сколько нужно перевести стрелки часов при переезде из Парижа в Москву, из Пекина в Санкт-Петербург, из Москвы в Сан-Франциско? 7. На начальном меридиане 16 ч по местному времени. Сколько времени на 30° з.д., 75° в.д., 107°56´ в.д., 21°15´ з.д.? 8. В Лондоне 4 ч 30 мин по местному времени. На каком градусе долготы находится пункт, если в этот момент местное время здесь: а) 8 ч 20 мин; б) 17 ч 35 мин; в) 21 ч 17 мин; г) 0 ч 17 мин; д) 5 ч 30 мин. 9. Пароход отплыл из Иокогамы в понедельник 6 июля 1959 г и ровно через 12 суток прибыл в Сан-Франциско. Какого числа и в какой день недели пароход прибыл в Сан-Франциско? 10. По московскому времени 11 ч 20 мин. На каком градусе долготы находится пункт, если местное время этого пункта: а) 13 ч 03 мин; б) 8 ч 28 мин; в) 21 ч 13 мин; г) 5 ч 4 мин. 11. Местное время в Москве 10 ч утра. На каком меридиане 12 ч дня? 8 ч утра? 12. Где и в котором часу по московскому времени начинается Новый год в пределах России? 13. Где, каким образом и почему Новый год можно встречать два дня в году? 14. На основании каких принципов проводят границы часовых поясов? 15. На сколько часовых поясов разделена территория России?
Практическая работа 3.
Цель работы: формирование умения классифицировать формы рельефа и определять ведущие для них рельефообразующие процессы.
Материалы и оборудование: географический атлас «География России», карандаш, ручка, линейка, ластик, тетрадь для лабораторных работ.
1. Заполните таблицу, выполняя следующие задания и отвечая на вопросы: 1) Назовите наиболее крупные, планетарные формы рельефа. Какие процессы определили возникновение этих форм? Каким формам рельефа в классификации его по происхождению они соответствуют? 2) Приведите пример макроформ рельефа на континентах и в океанах. Какие процессы определяют возникновение морфоскульптур? Могут ли морфоскульптуры по величине (по площади и высоте) быть больше морфоструктур? 3) В чем принципиальное отличие морфоструктур от морфоскульптур? Какие процессы определяют возникновение морфоскульптур? Могут ли морфоскульптуры по величине (по площади и высоте) быть больше морфоструктур? 4) Приведите примеры мезоформ рельефа. Какие из этих форм являются морфоструктурами, а какие относятся к морфоскульптурам? Таблица
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |