Дидактические принципы обучения
Следующими компонентами педагогического процесса, которые подвергаются педагогическому проектированию, являются дидактические принципы. Дидактические принципы – это основные идеи, требования, закономерности, способствующие наиболее эффективному достижению дидактических целей в конкретных педагогических условиях. Основные функции дидактических принципов заключаются в том, что посредством их более подробно и содержательно раскрываются дидактические цели, которые чаще всего сформулированы в сжатой и лаконичной форме. Кроме того, дидактические принципы используются для построения учебно-воспитательного процесса, в том числе и учебного занятия, т.е. отбора его содержания, форм, методов, средств и связи между ними. Также необходимо отметить, что дидактические принципы используются как критерии эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей их развитие. Принципы профессионального обучения. Находясь в тесной связи с общедидактическими принципами, отражающими требования закономерностей педагогического процесса, принципы профессионального обучения имеют свои специфические особенности. Политехническое образование предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания. Для реализации принципа политехнического обучения требуется следующее: – соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники; – организация учебного материала на базе целостной системы взаимосвязанных знаний; – связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью; – доступность для понимания учащимися, соответствие их возрастным особенностям; – возможность удовлетворения познавательных интересов учащихся; – опора на базовые общеобразовательные знания и умения; – информационная стабильность и динамичность учебного материала в течение более или менее длительного периода; – системность; – соответствие содержания обучения имеющейся материально-технической базе школы, УПК, ПТУ, лицея; – учет факторов, влияющих на производительность труда. Осуществление данного принципа зависит от соблюдения ряда условий: – теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических занятиях; – в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки; – для эффективной реализации подготовки рабочих широкого профиля необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производства; – интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали – объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали – взаимосвязь специальных знаний и умений. Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых задач, трансформацию их в учебно-познавательные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения. С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, действия и методов обучения, разработки профессионально-квалификационных характеристик, учебных планов, программ и учебников. Задача моделирования состоит в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений. В связи с этим встает вопрос о прогнозировании эталонных требований к рабочему. Моделирование деятельности рабочего широкого профиля предполагает описание эталонных требований к рабочему: – функций, выполняемых на рабочих местах; – задач, которые должен уметь решать рабочий; – общепрофессиональных, общетехнических и специальных знаний и умений, которые необходимы для решения поставленных задач. Моделирование профессиональной деятельности рабочего широкого профиля в учебном процессе должно осуществляться с учетом: – деятельностного подхода к созданию модели профессиональной работы; – политехнической направленности интеграции знаний и умений; – уровневой градации интегративного процесса обучения; – зависимости построения интегративного процесса обучения; – прогнозирования эталонных требований к профессиональной деятельности рабочего широкого профиля. Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, наличие потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Принцип систематичности и последовательности. Для реализации этого принципа необходимо: – планирование процесса профессионального обучения осуществлять в соответствии с периодами производственного обучения: вводного, подготовительного, освоения профессии, контрольно-заключительного; – соблюдать последовательностя формирования и закрепления навыков и умений в процессе производственного обучения; – осуществлять обучение дедуктивным методам обучения; – в ходе обучения опираться на базовые общеобразовательные знания и умения; – осуществлять упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний. Содержание обучения должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть. Принцип создания окружающей среды предполагает прежде всего создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся. Принцип компьютеризации педагогического процесса. Этот принцип приобретает особую актуальность в связи с внедрением электронно-вычислительных средств во все сферы жизни. Во-первых, компьютер расширил возможности предъявления учебной информации; во-вторых, позволил усилить мотивацию учения и раскрывать практическую значимость изучаемого материала; в-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Применение компьютеров в профессиональных учебных заведениях наиболее целесообразно в следующих областях учебной и учебно-производственной деятельности: – компьютер как объект изучения, т.е. усвоение знаний, навыков, умений ведет к осознанию возможностей компьютера, а также его использования при решении разнообразных задач в процессе изучения предмета «Основы информатики и вычислительной техники»; – компьютер как объект изучения и орудие труда при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием на базе ЭВМ и микропроцессорной техники; – компьютер как средство обучения (автоматизированные обучающие системы, тренажеры и др.); – компьютер как средство организации и управления учебно-воспитательной работой в учебном заведении. Использование компьютеров в учебном процессе позволяет эффективно решать следующие педагогические задачи: индивидуализации и дифференциации обучения; осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществления самоконтроля и самокоррекции; моделирования и имитации изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развития познавательных интересов учащихся; формирования умения принимать решения. Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера необычайно широк: от возможности учащемуся самому задать вопрос до последовательности изучения учебного материала. Принцип экономической целесообразности. Данный принцип определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда. Исходя из вышеизложенного, можно определить содержание этапа процесса проектирования учебного занятия – принципов обучения. Информационный блок направлен на обеспечение студентов необходимыми теоретическими знаниями для формирования умений проектирования дидактических принципов, реализуемых на конкретном учебном занятии. Эти знания представляют собой следующий перечень: – сущность дидактических принципов; – особенность принципов профессионального обучения и их характеристику; – условия реализации принципов профессионального обучения. Деятельностный блок включает умения, присущие второму этапу, формируемые на основе вышеперечисленных знаний: – составление перечня принципов обучения, наиболее подходящих для реализации на данном учебном занятии; – моделирование учебного занятия в соответствии с предполагаемыми принципами обучения; – выбор из этого перечня таких дидактических принципов, которые удовлетворяют конкретным условиям, т.е. позволяют достигнуть дидактических целей учебного занятия; – разработка модели структуры учебного занятия в соответствии с выбранными принципами обучения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (988)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |