ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Н.Е. Федоров
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ АВТОБЛОКИРОВКИ С ТОНАЛЬНЫМИ РЕЛЬСОВЫМИ ЦЕПЯМИ
Учебное пособие для студентов специальности "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте"
Рекомендовано учебно-методическим объединением в качестве учебного пособия для вузов железнодорожного транспорта
Самара 2004
УДК 656.256.3:656.259.12 Ф33
Рецензенты: Зам. руководителя Департамента автоматики и телемеханики ОАО "РЖД" Казиев Г.Д.
Зав. кафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» РГОТУПС, профессор Горелик А.В.
Доктор техн. наук, профессор кафедры «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» МИИТ Бестемьянов П.Ф.
Федоров Н.Е. Ф33 Современные системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями: Учебное пособие. – Самара: СамГАПС, 2004. ‑ 132с.
ISBN 5-901267-63-X
В учебном пособии рассмотрены особенности и принципы построения современных систем автоматической блокировки, показаны логика и пути их развития. Особое внимание уделено аппаратуре и схемам рельсовых цепей тональной частоты, а также системам автоблокировки на их основе. Приведено большое количество принципиальных схем изучаемых устройств в соответствии с действующими типовыми проектными решениями с учетом последующих указаний ГТСС. Пособие предназначено для студентов специальности 210700 в качестве учебного материала, а также для использования при курсовом и дипломном проектировании. Учебное пособие может быть полезным работникам хозяйства СЦБ.
УДК 656.256.3:656.259.12
ISBN 5-901267-63-X © Самарская государственная академия путей сообщения, 2004 © Федоров Н.Е., 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ . . . . . . 5 ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 6
1. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРЕГОННЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИКИ . . . . . . . . 8 1.1. Особенности перегонных систем железнодорожной автоматики и телемеханики . . . . . . . 8 1.2. Диалектика и пути развития систем автоблокировки . 11 1.3. Анализ кодовой автоблокировки . . . . . 16 1.4. Новые системы автоматической блокировки . . . 20
2. РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ ТОНАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ . . . 37 2.1. Этапы развития тональных рельсовых цепей . . . 37 2.2. Принципы построения и эффективность ТРЦ . . . 39 2.3. Особенности расчета ТРЦ . . . . . 42 2.4. Схемы и аппаратура ТРЦ . . . . . . 44 2.4.1. Обобщенная схема тональной рельсовой цепи . . 44 2.4.2. Аппаратура ТРЦ3 . . . . . . . 47 2.4.3. Особенности и аппаратура рельсовых цепей ТРЦ4 . 57 2.4.4. Схемы устройств согласования и защиты . . . 60
3. РАЗНОВИДНОСТИ СИСТЕМ АВТОБЛОКИРОВКИ С ТОНАЛЬНЫМИ РЕЛЬСОВЫМИ ЦЕПЯМИ . . . . . 64
4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ АБТ . . . . . . . 74 4.1. Структурная схема и достоинства системы АБТ . . 74 4.2. Путевой план перегона . . . . . . 77 4.3. Схемы рельсовых цепей и кодирования АЛС . . . 82 4.4. Линейная цепь увязки проходных светофоров . . 86 4.5. Схемы управления огнями светофоров . . . . 88 4.6. Увязка автоблокировки со станционными устройствами . 90 4.6.1. Схемы увязки по пути приема . . . . . 90 4.6.2. Схемы увязки по пути отправления . . . . 92 4.7. Увязка с переездными устройствами . . . . 93 4.8. Схема исключения разрешающего сигнала на светофоре при потере шунта . . . . . . . . . 97
5. АВТОБЛОКИРОВКА С ТОНАЛЬНЫМИ РЕЛЬСОВЫМИ ЦЕПЯМИ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ РАЗМЕЩЕНИЕМ АППАРАТУРЫ 101 5.1. Особенности и структурная схема системы АБТЦ . . 101 5.2. Размещение оборудования и кабельная сеть . . 104 5.3. Рельсовые цепи системы АБТЦ . . . . . 108 5.4. Схемы управления огнями светофоров . . . . 113 5.5. Схемы кодирования рельсовых цепей . . . . 115 5.6. Замыкание и разделка перегонных устройств . . 121 5.7. Назначение и схемы линейных цепей . . . . 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . 129 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . 130 ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
АБ – автоматическая блокировка. АБ-Е – класс систем автоматической блокировки единого ряда на современной элементной базе. АБТ – автоблокировка с тональными рельсовыми цепями. АБТЦ – автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры. АЛС – автоматическая локомотивная сигнализация. АЛСМ – многозначная (частотная) автоматическая локомотивная сигнализация. АЛСО – система автоматической локомотивной сигнализации, как основное средство регулирования движения поездов. БРЦ – бесстыковая рельсовая цепь. БУ – блок-участок. ДТ – дроссель-трансформатор. ЗУ – защитный участок. ИС – изолирующие стыки. КАБ – кодовая автоматическая блокировка числового кода. КРЛ – контроль рельсовой линии. КЭБ – кодовая автоматическая блокировка числового кода на электронных элементах. ПАБ – полуавтоматическая блокировка. ПСБ – участок с пониженным сопротивлением изоляции (балласта) рельсовой линии. РЛ – рельсовая линия. РЦ – рельсовая цепь. СЖАТ – системы железнодорожной автоматики и телемеханики. СУ – сигнальная установка автоматической блокировки. ТРЦ – рельсовая цепь тональной частоты (тональная рельсовая цепь). УСАБ – унифицированная самопроверяемая система автоматической блокировки. УСЗ – устройства согласования и защиты. ЦАБ – автоблокировка с централизованным размещением аппаратуры. ЧАБ – частотная автоблокировка. ВВЕДЕНИЕ
Системы автоматической блокировки изучаются в рамках дисциплины "Автоматика и телемеханика на перегонах" и относятся к классу систем железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ). Системы СЖАТ предназначены для регулирования движения поездов с целью решения таких важных задач как обеспечение безопасности движения поездов и повышение эффективности перевозочного процесса. Внедрение указанных систем на железнодорожном транспорте существенно повышает уровень безопасности движения, повышает пропускную способность участков и участковую скорость, что приводит к снижению себестоимости перевозок. Кроме того, внедрение этих систем уменьшает штат эксплуатационных работников, повышает культуру труда, исключает ряд железнодорожных профессий с наиболее тяжелыми и опасными условиями труда. Проблема обеспечения безопасности движения поездов возникла одновременно с появлением железнодорожного транспорта. Первые механические и электромеханические устройства не обеспечивали достаточного уровня безопасности движения и надежности функционирования, сдерживали процесс увеличения скоростей и интенсивности движения. Только последующее развитие электротехники и электроники позволило решить эту задачу достаточно эффективно. Системы СЖАТ на российском железнодорожном транспорте с учетом высокой интенсивности движения поездов получили самое широкое распространение. В связи со спецификой систем железнодорожной автоматики долгое время применялись устройства, реализованные на контактных электромагнитных реле с использованием рельсовых цепей постоянного и переменного тока промышленной частоты. Построение схем на электромагнитных реле было вызвано сложностью реализации электронных аналогов реле 1-го класса надежности, не имеющих опасных отказов. Последние десятилетия характеризуются интенсивной разработкой и внедрением устройств СЖАТ, реализованных с использованием современных достижений микроэлектроники, микропроцессорной техники, теории передачи и обработки сигналов, теории рельсовых цепей. Большой вклад в разработку таких систем внесли ученые и проектировщики научных институтов ВНИИЖТ, ВНИИАС, ГТСС и отраслевых учебных ВУЗов. Так, в частности, были разработаны и внедрены в эксплуатацию электронные системы автоблокировки, компьютерная централизация стрелок и сигналов, микропроцессорные системы горочной автоматики и диспетчерской централизации, системы с рельсовыми цепями тональных частот. Стремительное развитие и сложность систем СЖАТ, их ответственность за безопасность движения поездов и необходимость поддержания постоянной работоспособности систем требуют непрерывного повышения качества подготовки специалистов для обслуживания этих устройств. Студент в процессе обучения должен не просто изучить схемы действующих устройств, но и усвоить логику их построения с учетом специфики систем, ответственных за безопасность движения поездов, понять перспективы развития устройств СЖАТ. При этом необходимы достаточно глубокие знания в области теоретических основ автоматики и телемеханики, теории передачи сигналов, электроники и микропроцессорной техники. Кроме того, специалист должен быть готов к самостоятельному овладению новой техникой. Будущая профессиональная деятельность студентов специальности "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" требует от них не только знаний принципов построения эксплуатируемых устройств, но и понимания физики процессов, протекающих в электрических цепях и электронных схемах, назначения и роли отдельных узлов и элементов. Только в таком случае гарантируется грамотное техническое обслуживание устройств, оперативное обнаружение и устранение неисправностей без задержек поездов. Сложность изучения современных систем железнодорожной автоматики в немалой степени обусловлена отсутствием учебной и технической литературы по этим вопросам. В данном учебном пособии рассматриваются современные системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями и проводится анализ работы принципиальных схем. В первом разделе учебного пособия рассмотрены особенности перегонных устройств, диалектика и перспективы их развития, дан анализ традиционной автоблокировки числового кода, рассмотрены принципы построения новых систем. Этот материал должен способствовать лучшему пониманию логики и путей развития систем автоблокировки, а также предназначен для развития творческого мышления студентов. В следующих разделах рассматриваются принципы построения и достоинства тональных рельсовых цепей, системы АБТ и системы АБТЦ. Описание устройств сопровождаются принципиальными схемами в соответствии с типовыми проектными решениями и последующими указаниями ГТСС и ЦШ МПС по их изменению. При изучении предлагаемого материала необходимо пользоваться принципиальными схемами, прослеживая по ним электрические цепи и связи элементов, описываемые в тексте. При этом следует обращать внимание не только на работу схем, но и на роль каждого технического решения и особенности его реализации с точки зрения достижения положительного эффекта - обеспечения безопасности движения поездов, повышения надежности и расширения функциональных возможностей системы. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (983)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |