Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ



2015-11-27 983 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Н.Е. Федоров

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ

АВТОБЛОКИРОВКИ

С ТОНАЛЬНЫМИ РЕЛЬСОВЫМИ ЦЕПЯМИ

 

Учебное пособие для студентов специальности

"Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте"

 

Рекомендовано учебно-методическим объединением

в качестве учебного пособия для вузов железнодорожного транспорта

 

Самара 2004

 

 

УДК 656.256.3:656.259.12

Ф33

 

Рецензенты:

Зам. руководителя Департамента автоматики

и телемеханики ОАО "РЖД"

Казиев Г.Д.

 

Зав. кафедрой «Автоматика и телемеханика

на железнодорожном транспорте» РГОТУПС,

профессор Горелик А.В.

 

Доктор техн. наук, профессор кафедры «Автоматика и телемеханика

на железнодорожном транспорте» МИИТ

Бестемьянов П.Ф.

 

Федоров Н.Е.

Ф33 Современные системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями: Учебное пособие. – Самара: СамГАПС, 2004. ‑ 132с.

 

ISBN 5-901267-63-X

 

В учебном пособии рассмотрены особенности и принципы построения современных систем автоматической блокировки, показаны логика и пути их развития. Особое внимание уделено аппаратуре и схемам рельсовых цепей тональной частоты, а также системам автоблокировки на их основе. Приведено большое количество принципиальных схем изучаемых устройств в соответствии с действующими типовыми проектными решениями с учетом последующих указаний ГТСС.

Пособие предназначено для студентов специальности 210700 в качестве учебного материала, а также для использования при курсовом и дипломном проектировании.

Учебное пособие может быть полезным работникам хозяйства СЦБ.

 

УДК 656.256.3:656.259.12

 

 

ISBN 5-901267-63-X © Самарская государственная

академия путей сообщения, 2004

© Федоров Н.Е., 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ . . . . . . 5

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 6

 

1. ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕРЕГОННЫХ

СИСТЕМ АВТОМАТИКИ . . . . . . . . 8

1.1. Особенности перегонных систем железнодорожной

автоматики и телемеханики . . . . . . . 8

1.2. Диалектика и пути развития систем автоблокировки . 11

1.3. Анализ кодовой автоблокировки . . . . . 16

1.4. Новые системы автоматической блокировки . . . 20

 

2. РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ ТОНАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ . . . 37

2.1. Этапы развития тональных рельсовых цепей . . . 37

2.2. Принципы построения и эффективность ТРЦ . . . 39

2.3. Особенности расчета ТРЦ . . . . . 42

2.4. Схемы и аппаратура ТРЦ . . . . . . 44

2.4.1. Обобщенная схема тональной рельсовой цепи . . 44

2.4.2. Аппаратура ТРЦ3 . . . . . . . 47

2.4.3. Особенности и аппаратура рельсовых цепей ТРЦ4 . 57

2.4.4. Схемы устройств согласования и защиты . . . 60

 

3. РАЗНОВИДНОСТИ СИСТЕМ АВТОБЛОКИРОВКИ С

ТОНАЛЬНЫМИ РЕЛЬСОВЫМИ ЦЕПЯМИ . . . . . 64

 

4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ АБТ . . . . . . . 74

4.1. Структурная схема и достоинства системы АБТ . . 74

4.2. Путевой план перегона . . . . . . 77

4.3. Схемы рельсовых цепей и кодирования АЛС . . . 82

4.4. Линейная цепь увязки проходных светофоров . . 86

4.5. Схемы управления огнями светофоров . . . . 88

4.6. Увязка автоблокировки со станционными устройствами . 90

4.6.1. Схемы увязки по пути приема . . . . . 90

4.6.2. Схемы увязки по пути отправления . . . . 92

4.7. Увязка с переездными устройствами . . . . 93

4.8. Схема исключения разрешающего сигнала на светофоре

при потере шунта . . . . . . . . . 97

 

5. АВТОБЛОКИРОВКА С ТОНАЛЬНЫМИ РЕЛЬСОВЫМИ

ЦЕПЯМИ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ РАЗМЕЩЕНИЕМ АППАРАТУРЫ 101

5.1. Особенности и структурная схема системы АБТЦ . . 101

5.2. Размещение оборудования и кабельная сеть . . 104

5.3. Рельсовые цепи системы АБТЦ . . . . . 108

5.4. Схемы управления огнями светофоров . . . . 113

5.5. Схемы кодирования рельсовых цепей . . . . 115

5.6. Замыкание и разделка перегонных устройств . . 121

5.7. Назначение и схемы линейных цепей . . . . 124

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . 129

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . 130


ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

 

АБ – автоматическая блокировка.

АБ-Е – класс систем автоматической блокировки единого ряда на современной элементной базе.

АБТ – автоблокировка с тональными рельсовыми цепями.

АБТЦ – автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры.

АЛС – автоматическая локомотивная сигнализация.

АЛСМ – многозначная (частотная) автоматическая локомотивная сигнализация.

АЛСО – система автоматической локомотивной сигнализации, как основное средство регулирования движения поездов.

БРЦ – бесстыковая рельсовая цепь.

БУ – блок-участок.

ДТ – дроссель-трансформатор.

ЗУ – защитный участок.

ИС – изолирующие стыки.

КАБ – кодовая автоматическая блокировка числового кода.

КРЛ – контроль рельсовой линии.

КЭБ – кодовая автоматическая блокировка числового кода на электронных элементах.

ПАБ – полуавтоматическая блокировка.

ПСБ – участок с пониженным сопротивлением изоляции (балласта) рельсовой линии.

РЛ – рельсовая линия.

РЦ – рельсовая цепь.

СЖАТ – системы железнодорожной автоматики и телемеханики.

СУ – сигнальная установка автоматической блокировки.

ТРЦ – рельсовая цепь тональной частоты (тональная рельсовая цепь).

УСАБ – унифицированная самопроверяемая система автоматической блокировки.

УСЗ – устройства согласования и защиты.

ЦАБ – автоблокировка с централизованным размещением аппаратуры.

ЧАБ – частотная автоблокировка.


ВВЕДЕНИЕ

 

Системы автоматической блокировки изучаются в рамках дисциплины "Автоматика и телемеханика на перегонах" и относятся к классу систем железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ). Системы СЖАТ предназначены для регулирования движения поездов с целью решения таких важных задач как обеспечение безопасности движения поездов и повышение эффективности перевозочного процесса. Внедрение указанных систем на железнодорожном транспорте существенно повышает уровень безопасности движения, повышает пропускную способность участков и участковую скорость, что приводит к снижению себестоимости перевозок. Кроме того, внедрение этих систем уменьшает штат эксплуатационных работников, повышает культуру труда, исключает ряд железнодорожных профессий с наиболее тяжелыми и опасными условиями труда.

Проблема обеспечения безопасности движения поездов возникла одновременно с появлением железнодорожного транспорта. Первые механические и электромеханические устройства не обеспечивали достаточного уровня безопасности движения и надежности функционирования, сдерживали процесс увеличения скоростей и интенсивности движения. Только последующее развитие электротехники и электроники позволило решить эту задачу достаточно эффективно.

Системы СЖАТ на российском железнодорожном транспорте с учетом высокой интенсивности движения поездов получили самое широкое распространение. В связи со спецификой систем железнодорожной автоматики долгое время применялись устройства, реализованные на контактных электромагнитных реле с использованием рельсовых цепей постоянного и переменного тока промышленной частоты. Построение схем на электромагнитных реле было вызвано сложностью реализации электронных аналогов реле 1-го класса надежности, не имеющих опасных отказов.

Последние десятилетия характеризуются интенсивной разработкой и внедрением устройств СЖАТ, реализованных с использованием современных достижений микроэлектроники, микропроцессорной техники, теории передачи и обработки сигналов, теории рельсовых цепей. Большой вклад в разработку таких систем внесли ученые и проектировщики научных институтов ВНИИЖТ, ВНИИАС, ГТСС и отраслевых учебных ВУЗов. Так, в частности, были разработаны и внедрены в эксплуатацию электронные системы автоблокировки, компьютерная централизация стрелок и сигналов, микропроцессорные системы горочной автоматики и диспетчерской централизации, системы с рельсовыми цепями тональных частот.

Стремительное развитие и сложность систем СЖАТ, их ответственность за безопасность движения поездов и необходимость поддержания постоянной работоспособности систем требуют непрерывного повышения качества подготовки специалистов для обслуживания этих устройств.

Студент в процессе обучения должен не просто изучить схемы действующих устройств, но и усвоить логику их построения с учетом специфики систем, ответственных за безопасность движения поездов, понять перспективы развития устройств СЖАТ. При этом необходимы достаточно глубокие знания в области теоретических основ автоматики и телемеханики, теории передачи сигналов, электроники и микропроцессорной техники. Кроме того, специалист должен быть готов к самостоятельному овладению новой техникой.

Будущая профессиональная деятельность студентов специальности "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" требует от них не только знаний принципов построения эксплуатируемых устройств, но и понимания физики процессов, протекающих в электрических цепях и электронных схемах, назначения и роли отдельных узлов и элементов. Только в таком случае гарантируется грамотное техническое обслуживание устройств, оперативное обнаружение и устранение неисправностей без задержек поездов.

Сложность изучения современных систем железнодорожной автоматики в немалой степени обусловлена отсутствием учебной и технической литературы по этим вопросам.

В данном учебном пособии рассматриваются современные системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями и проводится анализ работы принципиальных схем.

В первом разделе учебного пособия рассмотрены особенности перегонных устройств, диалектика и перспективы их развития, дан анализ традиционной автоблокировки числового кода, рассмотрены принципы построения новых систем. Этот материал должен способствовать лучшему пониманию логики и путей развития систем автоблокировки, а также предназначен для развития творческого мышления студентов.

В следующих разделах рассматриваются принципы построения и достоинства тональных рельсовых цепей, системы АБТ и системы АБТЦ. Описание устройств сопровождаются принципиальными схемами в соответствии с типовыми проектными решениями и последующими указаниями ГТСС и ЦШ МПС по их изменению.

При изучении предлагаемого материала необходимо пользоваться принципиальными схемами, прослеживая по ним электрические цепи и связи элементов, описываемые в тексте. При этом следует обращать внимание не только на работу схем, но и на роль каждого технического решения и особенности его реализации с точки зрения достижения положительного эффекта - обеспечения безопасности движения поездов, повышения надежности и расширения функциональных возможностей системы.


ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ



2015-11-27 983 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (983)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)