Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полные тексты сообщений



2015-11-27 500 Обсуждений (0)
Полные тексты сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок




Slon.ru, Москва, 2 ноября 2015 07:31

ОСОБЕННОСТИ БОЛЬШОЙ БЕДЫ В ТРАВМИРОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ

Автор: Олег Кашин журналист

Маленький город на окраине России. Новая достопримечательность, скверик, совсем недавно облагороженный на скудные муниципальные деньги. Про муниципальные деньги всем все понятно - их и самих по себе мало, и еще они имеют свойство куда-то деваться на пути к предмету вложения, то есть если в городке что-то сделано, то это самое-самое важное, важнее ничего нет, и новый скверик - это, конечно, не просто скверик, но аллея Славы, очередной муниципальный поклон победе 1945 года. Стоят мемориальные таблички, горят фонарики, высажены молоденькие туи.

И среди всего этого бродит некто, бьет светильники, вырывает из земли деревца, бросает их в реку. Камеры видеонаблюдения не фиксируют звуков, но почему-то можно быть уверенным, что мужчина, громя аллею Славы, грязно ругается вслух.

Кто он - экстремист, приверженец радикальных взглядов, маргинал или просто пьянчужка, которому все равно, что крушить и что ломать? Выяснили быстро - нет, совсем не экстремист, наоборот - офицер, силовик, начальник управления Федеральной службы судебных приставов из соседнего района. В тот вечер в городке отмечали профессиональный праздник - День судебных приставов, - и начальник шел через аллею Славы с торжественного вечера.

Когда это знаешь, вся картина выглядит по-новому. Люди в погонах - авангард современного Российского государства. Это в мире обычных людей слоган "Спасибо деду за победу" - просто стикер на заднем стекле чьей-нибудь машины, а в мире силовиков культ победы постоянно находится под увеличительным стеклом. Офицеры района чествуют ветеранов, офицеры района возлагают венок, и еще делают тематическую стенгазету для районного управления, и оформляют уголок славы в фойе, а георгиевскую ленточку можно получить в кабинете 241, и еще сдать денег на подарок ветеранам, и дежурство в день всенародного праздника с восьми утра, да и в той самой аллее Славы наверняка не обошлось без районных силовиков - одно деревце от УМВД, второе от УФСБ, еще одно от Госнаркоконтроля и от таможни, а вон та туя - она как раз от судебных приставов. И ее, наверное, он с особой яростью выкорчевывал, потому что - ну да, пьяному человеку гораздо сложнее себя сдерживать, и когда он увидел эти туи, эти тематические фонарики, эти стенды с георгиевскими ленточками, сдержаться не смог, и можно представить, как он, силовик, на самом деле все это ненавидит - то, что по долгу службы обязан любить. Да и не только по долгу службы - даже по долгу просто принадлежности к российскому обществу.

Государство сознательно на протяжении многих лет делает все, чтобы связи между гражданами были как можно слабее

Заслуживает ли случай с пьяным приставом обобщений? Давайте попробуем обобщить. Гражданское чувство, человеческие эмоции, выходящие за пределы личного, принадлежность к нации, общепринятые представления о добре и зле - вместо всего этого у современных россиян казенщина и обязаловка, воплощаемая то в этих муниципальных туях, то в георгиевской ленте, то в новом патриотическом кино. Нет ни массовой солидарности с соотечественниками, ни ощущения своего применительно к российскому, будь то сама страна или среда обитания, улица, город, что угодно. Велик соблазн назвать такое общество больным, но корректнее все-таки говорить о его травмированности - это мы не сами стали такими, это государство сознательно на протяжении многих лет делает все, чтобы связи между гражданами были как можно слабее, чтобы не существовало не связанных с властью общественных институтов, чтобы не было никакой объединяющей общенациональной философии, кроме все того же "спасибо деду", регулярно конвертируемого в ненависть к очередному врагу, назначенному на текущий момент.

Было бы странно, если бы на общую беду российское общество реагировало как здоровое (хотя бы как само же оно 10-15 лет назад, во времена Беслана или "Курска"). Началось это, кстати, еще до Украины, когда после терактов 2010 года в метро, после крушения "Булгарии" и других больших ЧП помимо стандартных трагических тем в медиаполе стали появляться новые герои, каких никогда раньше не было.

Пять лет назад после терактов в метро новости государственных телеканалов начали рассказывать о таксистах, якобы заламывающих цены до какого-то невероятного уровня, наживаясь тем самым на трагедии. Были такие таксисты или нет, неизвестно до сих пор, но тогда их осудил даже патриарх Кирилл. Ситуация повторилась спустя год, когда взорвалась бомба в аэропорту Домодедово. Программа "Время" тогда тоже говорила о жадных таксистах, и в зале прилета взорванного аэропорта с плакатами "До Москвы бесплатно" позировали активисты прокремлевских молодежных движений (это косвенно указывало на то, что обличение таксистов - именно кампания, а не случайность). Когда затонула "Булгария", сам Владимир Путин сказал , что надо разбираться с теми судами, которые проходили мимо, и медийный (а с ним и народный) гнев, по крайней мере отчасти, направился на капитанов случайных судов, возможно находившихся где-то рядом с "Булгарией" и не оказавших ей помощь.

Еще тогда было стойкое ощущение, что обнаруживать врагов и вредителей рядом с трагедией - это что-то вроде медиаэксперимента; и если пять лет назад действительно можно было говорить об эксперименте, то сейчас все вышло на проектную мощность - после крушения российского A321, выполнявшего рейс 9268 Шарм-эль-Шейх - Петербург, в медиаполе уже почти наравне с самой катастрофой (а в социальных сетях и превосходя ее) присутствуют еще две темы - радость каких-то украинских блогеров по поводу гибели двух сотен россиян и не отмененный какими-то клубами и барами Хеллоуин, совпавший с днем всероссийского траура. "Нелюди выползли напитать себя кровью катастрофы", - заголовок "Комсомольской правды" об украинских комментаторах. Празднующих Хеллоуин осуждает сам патриарх Кирилл. Вероятно, можно уже говорить об обязательной черте общенациональной скорби по-российски - недостаточно просто плакать, надо еще и ненавидеть врага - внешнего, который злорадствует, и внутреннего, который недостаточно скорбит. Это "надо" транслирует государственная медиамашина, не упускающая случая прокультивировать и так ставшее за последние годы гипертрофированным оборонное сознание общества.

Недостаточно просто плакать, надо еще и ненавидеть врага - внешнего, который злорадствует, и внутреннего, который недостаточно скорбит

Просто плакать - нельзя. Не дремлет враг, желающий украсть у нас нашу беду. Поэтому плачем вполсилы, вторая половина понадобится нам, чтобы обрушить ее на каких-то безвестных (и бессмысленных) украинцев, пишущих в твиттере гадости про погибших, а если силы останутся еще - оттопчемся на тинейджерах, отплясывавших в траурную ночь в костюмах вурдалаков. Не виновники катастрофы, которые, несомненно, существуют, не социальное расслоение (а дешевые чартеры на дешевые курорты - это же наш трюм "Титаника"), а именно злорадствующие и недостаточно скорбящие - вот они враги, и вот их положено ненавидеть.

И хотя нет сомнений, что писать в соцсетях про "дохлую русню" может только идиот, а веселиться траурной ночью на вечеринке - только бестактный и бесчувственный человек, это вообще никак не оправдывает вот этих игр государственных медиа с человеческими чувствами. Да, очевидно, у них такая задача - поддерживать общество в состоянии непрерывной истерики, чтобы больше ярости, больше агрессии, но по крайней мере надо отдавать себе отчет, что это крайне безнравственная и циничная задача и именно это и есть пляски на костях погибших пассажиров - когда очередной человек из телевизора или массового таблоида, пользуясь случаем, просит нас обрушить свой гнев на какого-нибудь не связанного с этой катастрофой врага.

Почему-то легко представляю себе какого-нибудь колумниста "Комсомольской правды", написавшего в эти дни много гневных слов по поводу радующихся украинцев и Хеллоуина. Он летит откуда-нибудь в Петербург, не из Москвы, надо, чтобы рейс был долгий. Летит, выпивает в полете и в пулковском терминале оказывается уже сильно пьяным - как тот пристав. Проходит мимо уголка с цветами, свечками и фотографиями погибших. Смотрит на них, может быть, минуту и потом начинает топтать, рвать, ломать. Понимаете, почему?

Акция памяти жертв авиакатастрофы Airbus A321 на Дворцовой площади.

https://slon.ru/posts/58941

 



2015-11-27 500 Обсуждений (0)
Полные тексты сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полные тексты сообщений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (500)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)