Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 8: Межличностное воздействие как социально-психологический феномен и его место в деятельности специалиста по социальной работе



2015-11-27 3957 Обсуждений (0)
Вопрос 8: Межличностное воздействие как социально-психологический феномен и его место в деятельности специалиста по социальной работе 4.67 из 5.00 3 оценки




Понятие о психологическом воздействии. Содержание психологического воздействия. Психологическое воздействие и личное влияние. Структура межличностного воздействия.

Субъект психологического воздействия. Субъективные факторы, влияющие на эффективность воздействия.

Объект психологического воздействия. Предмет психологического воздействия. Характеристика объекта.

Процесс межличностного воздействия. Монологическая стратегия и её типы. Манипуляция. Диалогическая стратегия воздействия. Основные тактики межличностного воздействия.

Средства психологического воздействия. Основные методы воздействия. Убеждение. Принуждение. Внушение. Заражение. Формы воздействия. Система аргументации. Критерии эффективности психологического воздействия.

Психологическое воздействие - это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. В большинстве случаев оно сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимодействию. Психологическое воздействие часто является конечной целью общения, предполагающего сформированность у партнера по межличностному контакту определенных убеждений и мотивацию.

В содержательном плане психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т.д.

В последнее время в социально-психологической литературе используются близкие понятия «личное влияние» и «личностное влияние» (Погольша, 2001). Личное влияние интерпретируется как «способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим способом, изменяя при этом и поведение человека, и его взгляды, мотивы, сознание и даже характер». Личностное влияние проявляются практически в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в социуме, когда удовлетворяются потребности в безопасности, любви, власти, самоуважении. Оно может быть ненаправленным и направленным. В последнем случае оно совпадает с психологическим воздействием.

Межличностное воздействие включает в себя субъект, объект и процесс психологического воздействия.

2. Субъект психологического воздействияможет выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и исследователя своего процесса воздействия.

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса, материальных и информационных ресурсов и многих других составляющих и характеризующих особенностей личности субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на своего партнера по общению.

Субъект воздействия изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие; выбирает стратегию, тактику и средства воздействия; учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности – неуспешности воздействия (обратная связь); организует противодействие объекту и т.д. В том случае, если реципиент– объект воздействия – не согласен с предлагаемой ему информацией, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

3.Объект психологического воздействиявключает в себя предмет воздействия – то есть те явления, на которые направлено психологическое воздействие – убеждения, мотивы, ценностные ориентации и т.д., а в группе людей – психологический климат, межгрупповая напряженность и т.д.

Объект, являясь активным элементов системы воздействия, может не согласиться с субъектом, а в отдельных случаях выступать в роли субъекта – осуществлять контрдействие на коммуникатора.

К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся его пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене информацией и другие особенности.

4.Процесс межличностного воздействиявключает стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.

Стратегия – это способы действий на субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Выделяют два основных типа стратегий психологического воздействия – монологический и диалогический.

Специалист, руководствующийся монологической стратегий, ведет себя таким образом, как если бы он был носителем истины, а реципиент лишь объектом внимания. В рамках монологического типа стратегий выделяются два подтипа:

Ø Императивный, когда желаемый результат воздействия прямо указывается субъектом;

Ø Манипулятивный, когда цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством формирования активности реципиента таким образом, чтобы она разворачивалась в нужном субъекту направлении (Доценко, 1997).

Погольша В.М. определяет манипуляцию как вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша. К признакам манипулятивного воздействия относят: стремление ставить партнера по общению в определенную зависимость; легко и трудно фиксируемый обман и лицемерие; призыв к объединению против кого-то.

Диалогическая стратегия исходит из признания полноценности и принципиального равноправия взаимодействующих партнеров.

Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Все тактики можно подразделить на две основные группы:

Ø Тактики кратковременного эффекта, позволяющие быстро достичь цели воздействия за короткий промежуток времени;

Ø Тактики длительного эффекта более сложны и более протяженны во времени, однако эффект при таких тактиках может быть довольно устойчив.

К динамическим характеристикам воздействия относят:

Ø Темп;

Ø Паузы;

Ø Общая атмосфера оказания влияния;

Ø Длительность влияния

Ø Интенсивность влияния.

5.Средства воздействиямогут быть вербальными и невербальными. По сравнению с другими элементами процесса воздействия средства влияния являются наиболее вариативными. Основой успеха является выбор системы аргументации. Убедительной для реципиента, базирующейся на реальных условиях жизни и учитывающей психологические особенности объекта.

К методам воздействияотносятся убеждение и принуждение, внушение, заражение и подражание.

Убеждение может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную.

Принуждение как метод воздействия имеет две модификации: физическое, связанное с применением физической или военной силы (не является предметом изучения социально-психологической науки); морально-психологическое.Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержит в себе негативные санкции для объекта. Практически это интерпретируется объектом как определение субъективного смысла значений (Леонтьев, 1985).

Под внушением (суггестией) понимается целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Активно используется внушение в педагогической и врачебной практике, в военном деле, в средствах массовой информации и пр. Действенность внушения зависит от особенностей субъекта и объекта и особенно от складывающихся между ними взаимоотношений. Наличие позитивной установки у объекта по отношению к субъекту способствует оптимизации воздействия.

Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы. Вторая связана со снятием психической напряженности. Заражение имеет разную эффективность в зависимости от личных и деловых качеств объекта. Заражение всегда с успехом использовалось руководителями политических движений, религиозных течений и конфессий.

Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения или примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется в педагогической и управленческой деятельности.

6. Формы межличностного воздействия могут быть речевыми (письменными и устными), наглядными и демонстрационными.

Выбор формы воздействия определяется факторами:

Ø Задачи воздействия;

Ø Личные и деловые качества объекта и субъекта;

Ø Материально-финансовые ресурсы субъекта и др.

Система аргументации предполагает абстрактные доказательства и сведения конкретного характера. Наиболее эффективной является фактическая и цифровая информация, которая легче запоминается и сопоставляется. В качестве критерия эффективности довода может являться мера сближения позиций участников взаимодействия.

7. Критерии эффективности воздействия могут быть:

Ø Стратегическими (отстроченными в перспективе);

Ø Тактическими (промежуточными).

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта.



2015-11-27 3957 Обсуждений (0)
Вопрос 8: Межличностное воздействие как социально-психологический феномен и его место в деятельности специалиста по социальной работе 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос 8: Межличностное воздействие как социально-психологический феномен и его место в деятельности специалиста по социальной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3957)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)