Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Ребенок - непризнанный гений Средь буднично серых людей. М.Волошин Волков Игорь Павлович- педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения,в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности. Альтшуллер Генрих Саулович(Г.Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Иванов Игорь Петрович(1925-1991) - академик РАО, автор методики коммунарского воспитания, методики коллективных творческих дел. В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество -понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта). Обобщенные творческие способности личности: • самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; • умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию; • видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление); • умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление). Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это: - выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова; - технология технического творчества (теория решения изобретательских за дач) Г.С. Альтшуллера; - технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности. Классификационная характеристика технологий творчества По уровню применения:общепедагогические. По основному фактору развития:психогенные. По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторные + развивающие. По ориентации на личностные структуры:эвристические (развитие творческих способностей). По характеру содержания:обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные. По типу управления познавательной деятельностью:система малых групп + индивидуальные. По организационным формам:клубные, групповые + индивидуальные. По подходу к ребенку:педагогика сотрудничества. По преобладающему методу:творческие. По направлению модернизации:альтернативные. По категории обучающихся:массовые + продвинутые. Акценты целей По И.П. Волкову: • Выявить, учесть и развить творческие способности; • Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. ПоГ.САльтшуллеру: • Обучить творческой деятельности. • Ознакомить с приемами творческого воображения. • Научить решать изобретательские задачи. По И.П.Иванову: • Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Концептуальные положения Гипотеза:творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я.А.Пономарев). Школа творчества И. П. Волкова • Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение. • Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность. • Блочно-параллельная структура учебного материала. • Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники). • Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы. • Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера • Теория - катализатор творческого решения проблем. • Знания - инструмент, основа творческой интуиции. • Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все ). • Творчеству, как любой деятельности, можно учиться. • Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики. Коллективное творческое воспитание И.П.Иванова • Диалог всех возникающих точек зрения. • Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире. • Социальная направленность деятельности. • Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле. • Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности. • Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2118)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |