Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие: Назначение смазки, масла для смазки, принцип действия системы смазки



2015-11-27 1224 Обсуждений (0)
Занятие: Назначение смазки, масла для смазки, принцип действия системы смазки 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АВТОТРАНСПОРТНЫЙ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЛЕКЦИЯ

 

Специальность 190604 – Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Дисциплина: Устройство автомобилей

 

АТЭМК1. __09.000

 

 

Преподаватель: Приданчук В. А.

 

План проведения занятий по Устройству автомобилей

 

Преподаватель: Приданчук В. А.

Дата:

Группы:

 

Раздел: Система смазки двигателей

Занятие: Назначение смазки, масла для смазки, принцип действия системы смазки.

1.Распределение бюджета времени на занятие:

 

1. Проверка присутствующих – 3 минуты.

2. Опрос студентов по предыдущему материалу – 15 минут.

3. Изложение нового материала, запись в конспект – 48 минут.

4. Закрепление нового материала – 15 минут.

5. Подведение итогов – 7 минут.

6. Задание на дом – 3 минуты.

Итого: 90 минут.

2.Учебно-наглядные пособия:

- Слайды, плакаты

- Мультимедия, компьютер

- Учебные элементы

- Лектор 2000

 

3.Опрос студентов:

 

-Вопросы

 

 

4.Закрепление нового материала:

1. Выдаю учебный элемент № . Изучаем и отвечаем.

2. Разбираем правильность ответов.

3. Выставляем оценки.

 

5.Задание надом:

1. Заполнить тетрадь для лабораторных работ по пройденной теме.

2. Повторить пройденный материал.

3. Не забываем про конструкторские разработки.

 

6. Звонок:

 

 

ВСЕМ ДОСВИДАНИЯ, ДЕЖУРНЫЕ ОСТАТЬСЯ!

 

Подпись преподавателя:____________________

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ СМАЗКИ

В процессе работы двигателя детали его составляющие трутся друг о друга. Трение влечет за собой изнашивание трущихся поверхностей и сопровождается выделением тепла и нагревом трущихся деталей. Происходит расширение деталей, что приводит к еще большему увеличению трения. На преодоление трения затрачивается часть мощности двигателя.

Система смазки предназначена для непрерывного подвода масла к трущимся деталям с целью уменьшения трения, частичного их охлаждения, очистки смазочного материала, удаления продуктов износа и защиты деталей от коррозии, а также обеспечивает постоянную компрессию двигателя.

 

Уровень подачи смазочного материала может быть:

Уровень подачи смазочного материала Работоспособность деталей автомобиля
Достаточный 1. обеспечивается необходимая долговечность трущихся деталей
  2. обеспечивается отвод от них тепла
Недостаточный 1. повышается изнашиваемость сопряженных деталей
  2. выделяется значительное количество тепла, 3. резко снижается работоспособность двигателя
4. снижается механический К.П.Д. двигателя.
Избыточный 1. масло попадает в камеры сгорания, и на электроды
свечи зажигания, 2. увеличивается нагароо6разование на днищах поршней, в камерах сгорания и клапанах, 3. перегрев и перебои в работе двигателя
. 4. повышенный расход масла.

СПОСОБЫ ПОДВОДА СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА
К ДЕТАЛЯМ ДВИГАТЕЛЯ

В зависимости от условий работыузлов и механизмов двигателя смазочный материал к ним может подводиться несколькими способами, конструктивно объединенными в единую смазочную систему.

Поэтому система называется к о м б и н и р о в а н н о й, и в ней применяются различные способы смазывания:

· под давлением

Под давлением, которое создается смазочным насосом, масло подводится к коренным и шатунным и подшипникам коленчатого вала, к подшипникам опорных шеек распределительного вала, к осям коромысел и верхним наконечникам штанг (в отдельных конструкциях под давлением смазываются втулки верхней головки шатуна и поршневые пальцы, подшипники вала привода масляного насоса и др.).

 

· капельное (разбрызгивается маслом и масляным туманом)

Разбрызгиванием масла и масляным туманом смазываются кулачки распределительного вала, нижние наконечники штанг, направляющие втулки клапанов, механизмы вращения выпускных клапанов, зубчатые колеса газораспределения, стенки цилиндров, поршни, поршневые пальцы.

 

 

МАСЛА ДЛЯ СМАЗКИ

В качестве смазочного материала применяют жидкие масла.

Масла, которые используются в двигателях, должны удовлетворять следующим требованиям:

· не должны быть слишком вязкими в холодном виде, чтобы без труда проходить через узкие каналы и малые отверстия трубопроводов при пуске холодного двигателя в ход;

· должны сохранять достаточную вязкость, чтобы удерживаться в подшипниках, при ттемпературе90-1000 С

· должны хорошо сгорать без образования остатков и нагара

· не должны содержать механические примеси, воду и кислоты.

 

Масла должны иметь возможно более низкую температуру застывания и определенные вязкостные свойства, быть в необходимой степени физически и химически стабильными, обладать минимальным коррозийным воздействием на металлы, не содержать механических примесей воды. Масла в двигателях работают при очень тяжелых условиях, испытывая воздействие перепадов давления от ниже атмосферного до 100 МПа и высоких температур до 2500 градусов Цельсия! Во время рабочего хода.

При работе двигателя масло частично попадает в камеру сгорания и там сгорает, образуя нагар. Слой нагара ухудшает отвод теплоты от деталей, способствует появлению детонации и калильного зажигания, отрываясь от стенок, загрязняет масло твердыми частицами.

Наибольшее распространение получили следующие сорта масел ( ГОСТ 10541-78):

М-8Г (зимнее), М-12Г( летнее), М6/10Г( всесезонное)- для эксплуатации высокофиксированных двигателей легковых автомобилей

М-8В- всесезонное масло для среднефорсированных двигателей легковых и грузовых автомобилей

М-10В ( ГОСТ 8581-78) для малофорсированных безнаддувных дизелей для эксплуатации в летних условиях.

М-8Г ( ГОСТ 8581-78) для эксплуатации в зимних условиях автомобилей КамАЗ и автобусов «Икарус».

Классификация SAE

 

Классификация SAE J-300 содержит 6 зимних и 5 летних классов моторных масел. Зимние классы имеют в обозначении букву W (от слова Winter - зима). Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему.

 

К зимним классам вязкости относятся: SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;

К летним классам вязкости относятся: SAE 20,30,40,50, 60.

 

Масла, имеющие класс вязкости больше, чем SAE 60, относятся к трансмиссионным и в автомобильных двигателях не применяются.

 

Всесезонные масла, обладающие одновременно свойствами одного из зимних классов и одного из летних, имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т. п.

Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке?

 

После аббревиатуры SAE мы видим несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Не вдаваясь в физику и сложную терминологию, расшифровать эту надпись можно так:

 

5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура этого автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

 

Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя Вашего авто.

 

Все, больше первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя ровным счетом никак не влияет. Так что если Вы живете в регионе, где температура воздуха зимой редко опускается ниже -20°С – Вам по этому параметру подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии Ваши стартер и аккумулятор, если они уже слегка подуставшие, им безусловно легче будет завести мотор при -20°С на масле 0W-30, чем если это будет 15W-40.

 

Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (в данном случае это 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах.

 

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ СМАЗКИ

 

 

ЗМЗ 53-11:

Смазочная система состоит из масляного насоса, установленного с левой (по ходу) стороны двигателя, полнопоточного масляного фильтра 8, масляной магистрали 11 с каналами, радиатора 1, маслозаливной горловины с крышкой, указателя уровня масла и других частей.

Масляный насос приводится в действие от распределительного вала при помощи двух зубчатых колес. Во время работы двигателя шестеренчатый масляный насос забирает масло из поддона 19 через неподвижный маслоприемник 18. К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Насос нагнетает масло в полнопоточный фильтр 8, пройдя который, оно подается в главную масляную магистраль 11. Из масляной магистрали по каналам в блоке цилиндров масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и опорным шейкам распределительного вала. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверленным в щеках вала, масло поступает к шатунным шейкам, далее к сопряжению шатунная шейка коленчатого вала – шатунный подшипник. В шатунных шейках коленчатого вала имеются грязеуловительные полости для дополнительной центробежной очистки масла. Пройдя эти полости, масло поступает к сопряжению шатунная шейка коленчатого вала – шатунный подшипник. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала, втулки коромысел и верхние наконечники штанг. Коромысла и верхние наконечники штанг смазываются пульсирующим потоком.

Масло от второй 22 и четвертой 23 шеек распределительного вала подается соответственно к правой и левой головкам блока. Масло пульсирующим потоком по каналам 6 и 7 подается через пустотелые стойки 3 и поступает в полые оси коромысел, установленные на головках блока. Под каждым коромыслом, установленным на оси, есть отверстие, по которому масло подводится к втулкам коромысел. По каналам в коротких плечах коромысел и в регулировочных винтах масло подается к верхним наконечникам штанг. Стекая по штангам, масло смазывает их нижние наконечники, толкатели и кулачки распределительного вала, а затем стекает в поддон. Масло подхватывается вращающимися деталями кривошипно-шатунного механизма и мелко разбрызгивается, перемешивается с картерными газами, образуя масляный туман. Концы коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом и маслом, вытекающим из зазоров втулок коромысел. Разбрызгиванием смазываются цилиндры, втулки верхних головок шатунов, поршневые пальцы, поршни, поршневые кольца и клапаны.

Зубчатые колеса привода распределительного вала смазываются маслом, поступающим из масляной магистрали через трубку, а привод распределителя зажигания и его зубчатые колеса – маслом, которое подается из полости 13, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров.

Упорный фланец распределительного вала смазывается под давлением маслом, поступающим из отверстий первой шейки в тот момент, когда радиальный канал в этой шейке совпадает с отверстием втулки. Из радиального канала масло проходит в продольный и пульсирующим потоком подводится к упорному фланцу.

В смазочной системе имеется масляный радиатор, который включается при температуре окружающего воздуха выше 293 К. при включенном радиаторе рукоятка крана направлена вдоль шланга.

При тяжелых условиях работы автомобиля водитель должен включить масляный радиатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя через радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу в поддон. В радиатор масло поступает через предохранительный клапан 3, который открывается при давлении около 0,1 МПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при наличии давления в магистрали более, чем 0,1 МПа.

Количество масла в поддоне двигателя контролируют по меткам 11 и 0, выбитым на указателе уровня масла. Масло наливают в поддон до метки 11, после чего двигатель может работать до снижения уровня масла до метки 0.

Давление масла в смазочной системе при выключенном масляном радиаторе и на прогретом двигателе должно быть не менее 0,25 МПа. В смазочной системе двигателя есть три клапана: редукционный, расположенный в крышке масляного насоса; перепускной, установленный в проставке полнопоточного фильтра, и предохранительный , находящийся в штуцере крана масляного радиатора. При пуске и прогреве холодного двигателя давление масла может достигать 0,45 МПа…0,55 МПа. Редукционный клапан предохраняет смазочную систему от чрезмерного повышения давления (особенно в зимний период). При повышении давления клапан открывается и перепускает масло из нагнетательной полости насоса во всасывающую или в поддон.

Перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра, пропускающий масло в главную масляную магистраль, минуя фильтр, работает при пуске холодного двигателя или при засорении фильтра.

При снижении давления масла в двигателе до 0,04…0,08 МПа на щитке приборов загорается контрольная лампа. Допустимо загорание контрольной лампы при малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода. Если смазочная система исправна, то после прогрева двигателя и увеличения частоты вращения коленчатого вала контрольная лампа должна погаснуть. Загорание контрольной лампы на средней и большой частоте вращения коленчатого вала двигателя указывает на неисправность смазочной системы.

 

ЗИЛ 508.10 (431410):

 

Схемы смазочных систем двигателей ЗИЛ-508.10 и ЗМЗ-53-11 аналогичны, поэтому рассмотрим только схему подвода масла в зоны трения. Во время работы двигателя верхняя секция масляного насоса по маслопроводу нагнетает мало в полнопоточный центробежный очиститель. Далее масло поступает в маслораспределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из камеры нагнетается в левый и правый магистральные каналы. Из левого канала масло, смазав толкатели, поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, а из правого канала , смазав толкатели правой группы цилиндров, масло поступает к компрессору по трубопроводу, откуда по трубке сливается в поддон двигателя. В коленчатом валу имеются каналы для подачи масла к шатунным шейкам. Средняя (третья) опорная шейка распределительного вала имеет три отверстия. При их совпадении с отверстиями в блоке цилиндров масло пульсирующим потоком поступает по каналам к головкам блока, затем по отверстиям в стойках – в полные оси коромысел. Масло смазывает втулки коромысел и далее поступает к регулировочному винту и верхнему наконечнику штанги. Бойки коромысел и стержни клапанов смазываются масляным туманом или маслом, поступающим самотеком.

Нижняя секция масляного насоса при открытом кране нагнетает масло по трубопроводу в масляный радиатор, из которого масло по трубопроводу сливается в поддон. Масляный радиатор воздушного охлаждения установлен перед основным радиатором системы охлаждения. Выполнен он из оребренной алюминиевой трубки. Масляный радиатор автомобиля ЗИЛ – 431410 должен быть постоянно включен и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха 273 К.

При снижении давления в смазочной системе до 0.03….0.06 МПа на щитке приборов загорается контрольная лампа красного цвета. В корпусе центробежного очистителя установлен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давлений, равный 0.1 МПа. Клапан предназначен для перепуска масла в распределительную камеру при увеличенном его расходе вследствие износа подшипником двигателя.

 

 

ЗИЛ – 433100:

 
 

 

Основным прибором смазочной системы является двухсекционный масляный насос. Масло из радиаторной секции подается в центробежный маслоочиститель 1 и, пройдя радиатор 20, стекает обратно в поддон картера двигателя. Радиатор включается в работу краном 22.

Масло из основной секции 9 масляного насоса подается в корпус клапанов. Здесь расположен дифференциальный клапан 14, внутри которого установлен предохранительный клапан 13. Дифференциальный клапан поддерживает давление в главной масляной магистрали 6 на уровне 0.5 МПа. Предохранительный клапан 13 срабатывает при давлении 0.7 МПа. Затем масло поступает в фильтры тонкой очистки 19, пройдя которые масло поступает в главную масляную магистраль. На случай сильного загрязнения фильтрующих элементов установлен перепускной клапан 18, который перепускает неочищенное масло в главную масляную магистраль. Для смазывания компрессора 2 масло подается из канала, по которому оно из фильтров тонкой очистки поступает в главную масляную магистраль. Радиаторная секция масляного насоса имеет предохранительный клапан 11, который открывается при давлении масла в нагнетательной секции насоса 0.8…0,85 МПа и перепускает масло во всасывающую полость насоса.

Из главной масляной магистрали масло подается под давлением к коренным шейкам коленчатого вала и к опорным шейкам распределительного вала, установленного в развале цилиндров. От коренных подшипников масло по каналам подается к шатунным шейкам. От опорной шейки распределительного вала масло поступает через масляную магистраль 6 в полую ось коромысел 3 и через радиальные отверстия смазывает втулки коромысел. По каналам в коротких плечах коромысел масло подается на верхний наконечник штанги, а затем стекает внутрь стаканообразного толкателя, смазывая нижние наконечники штанг. Проходя через отверстия в боковых стенках толкателей, масло смазывает направляющие втулки толкателей и стекает на кулачки распределительного вала.

Цилиндры, поршни, поршневые кольца и стержни клапанов смазываются разбрызгиванием. Топливный насос высокого давления 5, смазывается под давлением маслом, выходящим из масляного канала.

 

 

КАМАЗ 740.10 (5320):

 

 

Смазочная система двигателя этого автомобиля аналогична другим смазочным системам V-образных двигателей. Однако есть и некоторые отличия. Масляный насос имеет две секции – нагнетающую (переднюю) и радиаторную (заднюю), от насоса смазочной системы приводится в работу гидромуфта привода вентилятора. В смазочной системе есть шесть клапанов, три у масляного насоса: два предохранительных клапана соответственно радиаторной и насосной секций и клапан смазочной системы; два у центробежного очистителя: сливной и перепускной клапаны; один у фильтра тонкой очистки – перепускной. Масло подается в поддон через патрубок, установленный на картере маховика с правой стороны двигателя.

При работе двигателя масляный насос через маслоприемник засасывает масло двумя секциями. Нагнетающая секция подает масло по каналам блока цилиндров в полнопоточный фильтр тонкой очистки, где оно очищается, проходя через два фильтрующих элемента, а затем поступает в главную масляную магистраль. Из главной масляной магистрали по каналам в перегородках блока цилиндров масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала. Поступающее к шатунным подшипникам масло проходит дополнительную центробежную очистку в грязеуловительных полостях коленчатого вала. По отверстиям в блоке масло поступает к подшипникам распределительного вала.

К подшипникам компрессора масло подводится из канала в задней стенке блока цилиндров по маслопроводу, из канала в передней стенке блока цилиндров по маслопроводу – к подшипникам топливного насоса высокого давления. Из каналов блока цилиндров масло по маслопроводам подается в стойки коромысел, смазывает бронзовые втулки ступиц, а по отверстиям в коротких плечах коромысел поступает к регулировочным винтам и верхним наконечникам штанг. Стекающее по внутренним отверстиям штанг масло смазывает их нижние наконечники, толкатели, кулачки распределительного вала, а затем сливается в поддон. Масло, которое собирается на головках цилиндров, по наклонным маслопроводам отводится в полости для штанг и далее в поддон.

Радиаторная секция насоса по маслопроводу подает масло к центробежному маслоочистителю, из которого оно постоянно сливается в поддон или проходит по маслопроводу в радиатор, если открыт кран. Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, он должен быть постоянно включен. Если кран закрыт, то масло из центробежного маслоочистителя сливается в поддон двигателя через сливной клапан, открывающийся при давлении 0,05…0,07 МПа. Клапан смазочной системы, размещенный в нагнетательной секции насоса, ограничивает давление масла в главной масляной магистрали и открывается при 0,4…0,45 МПа. Предохранительные клапаны открываются при увеличении давления масла в полости нагнетания до 0,8…0,85 МПа.

Фильтр тонкой очистки имеет два сменных фильтрующих элемента. При засорении фильтрующих элементов или при повышенной вязкости масла оно поступает в главную масляную магистраль неочищенным через перепускной клапан, открывающийся при давлении 0,7…0,8 МПа. При срабатывании перепускного клапана на щитке приборов загорается сигнальная лампа, предупреждающая водителя о засорении фильтра тонкой очистки и о поступлении в магистраль неочищенного масла.

 

 

ЯМЗ 236 (МАЗ 5335):

 

Система смазки – комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники; втулки верхних головок шатунов, подшипники распределительного вала и его упорный фланец, ось промежуточной шестерни, толкатели, наконечники штанг толкателей и втулки коромысел.

В передней части двигателя (внутри картера) находится двухсекционный масляный насос, приводящийся в действие от шестерни коленчатого вала.

Передняя секция с редукционным клапаном нагнетает масло в масляную магистраль. Система смазки задняя – имеющая перепускной клапан в масляный радиатор. Передняя секция нагнетает масло в фильтр грубой очистки топлива, имеющий предохранительный клапан.

Часть масла из фильтра грубой очистки поступает в центрифугу (неполнопоточную), а затем сливается в картер.

Из фильтра грубой очистки масло проходит в главную масляную магистраль, расположенную в блоке с левой стороны, а из магистрали к коренным подшипникам коленчатого вала.

 

 

Система смазки автомобиля Волга:

 

Смазочная система этого автомобиля состоит из масляного насоса с маслоприемником , установленного внутри поддона картера двигателя, полнопоточного масляного фильтра со сменными картонным фильтрующим элементом, масляного радиатора с запорным краником и предохранительным клапаном.

В поддоне картера имеется отверстие для слива масла, закрываемое пробкой. Для контроля за работой смазочной системы имеется указатель давления масла на щитке приборов и датчик указателя, устанавливаемый в масляной магистрали . На щитке приборов в кабине водителя установлен также сигнализатор аварийного давления масла, а в нижней части масляного фильтра установлен датчик этого сигнализатора.

Масляный насос приводится в работу от шестерни на распределительном валу через дополнительный валик. Во время работы двигателя масляный насос забирает при помощи маслоприемника масло из поддона картера двигателя и направляет его в полнопоточный масляный фильтр. Пройдя через фильтрующий элемент, масло поступает в главную масляную магистраль, откуда через каналы в перегородках и стенках картера подводится к коренным шейкам вала через центробежные грязеуловители , выполненные в шатунных шейках, поступает к шатунным шейкам. Для прохода масла из канала к коренной шейке в верхнем вкладыше имеется специальное сверление, а для того чтобы масло непрерывно поступало к шатунным подшипникам на коренных вкладышах, выполнены кольцевые канавки. К шатунным подшипникам идут каналы, которые проходят через коренные шейки, щеки вала и шатунные шейки, На шатуны вкладышах имеются сверления, при вращение вала совпадающие с масляным каналом в шатунной шейке. В нижней головке шатуна тоже имеется сверление, направленное на правую сторону двигателя по ходу автомобиля . В момент совпадения этих отверстий из них выбрасывается струя масла, направленная вверх, Это масло смазывает разбрызгиванием цилиндры , поршни, поршневые пальцы через зазоры между бобышками поршней и верхней головке шатуна имеется сверление , через которое масло попадает внутрь втулки верхней головки шатуна. При движении поршня к НМТ маслосъемные кольца снимают с зеркала цилиндров излишек масла , которое через сверления в кольцевых канавках головки поршня с силой выбрасывается внутрь поршня и смазывает поршневые пальцы . Падая в низ, это масло попадает на вращающийся коленчатый вал и разбрасывается им в разные стороны , создавая в картере масляный туман. Разбрызгивается так же и масло, которое выдавливается из зазоров шатунных шеек.

К опорным шейкам распределительного вала масло подается по каналам. От задней опорной шейки идет канал, по которому масло подается в полую ось коромысел , а за нее, через радиальное сверления , смазывает втулки коромысле. В котором плече коромысла имеется продольный канал, выходящий в резьбовое отверстие для регулировочного болта. Болт служит для регулировки теплового зазора в клапанном механизме. В средней его части снаружи имеется кольцевая проточка, к которой подходит канал в плече коромысла. Регулировочный болт со стороны головки имеет продольный канал, радиальным сверлением сообщающийся с кольцевой проточкой болта. Через эти каналы масло под давлением подается на верхний наконечник штанги и смазывает его. Излишки масла по штанге стекают вниз и попадают внутрь толкателей, а через два отверстия сбоку толкателей масло самотеком выходит и смазывает направляющие втулки толкателей. В момент выхода вниз нижней части толкателе эти отверстия выходят из направляющих втулок. Масло из этих отверстий вытекает и смазывает кулачки распределительного вала.

Для смазывания распределительных зубчатых колес в теле подшипника передней опорной шейки имеется канал, от которого по трубке масло пульсирующей струей подается на шестерни.

В смазочной системе имеется три клапана:

  • Редукционный в масляном насосе;
  • Перепускной в масляном фильтре;
  • Предохранительный в приводе масляного радиатора;

Редукционный клапан служит для ограничения максимального давления в смазочной системе двигателя. Масляный насос подает в систему значительно больше масла, чем это требуется. Давление масла, как правило, выше требуемой величины. Особенно это наблюдается в холодное время года или пока двигатель не прогрет до нормальной температуры. Очень высокое давление может привести к выдавливанию прокладок, вырыву или разрыву трубопроводов. Редукционный клапан ограничивает максимальное давление, предохраняя приборы и детали смазочной системы.

В процессе эксплуатации автомобиля происходит износ сопряженных пар, зазор между ними возрастает, увеличивает расход масла.

Перепускной клапан устанавливается в центральном трубчатом стержне и предназначен для перепуска неочищенного масла в случае загрязнения фильтрующего элемента. При чистом фильтрующем элементе разница давлений в корпусе фильтра перед фильтрующим элементом и внутри центрального стержня после прохода маслом фильтрующего элемента уменьшает давление, но не больше чем на 10…20 кПа (0,1…..0,2 кгс/см2). При загрязнении фильтрующего элемента увеличивается сопротивление проходу масла, и в результате снижается давление масла. Если снижение давления достигает 60….70 кПа (0,6…..0,7 кгс/см2) , то перепускной клапан открывается, пропуская часть неочищенного масла в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан устанавливается в системе масляного радиатора. После открытия краника включения масляного радиатора масло отодвигает шариковый клапан, сжимая пружину, поступает в масляный радиатор и , пройдя через сердцевину радиатора, сливается в поддон картера двигателя.

Нормальное давление масла в смазочной системе должно находится в пределах 0,2….0,4 МПа (2…4 кгс/см2). При работе двигатель может перегреваться, что приводит к разжижению масла и падению давления. Масляный радиатор включен в систему параллельно , и в него из главной масляной магистрали отходит около 20 % масла. Если произойдет сильное разжижение масла, то большая его часть начнет поступать в радиатор, так как через радиатор ему проходить легче. К трущимся поверхностям масла будет подаваться недостаточно, что может привести к выплавлению коренных и шатунных подшипников . для предотвращение этого служит предохранительный клапан. Если давление масла станет меньше 70…..90 кПа (0,7….0,9 кгс/см2), пружина прижмет шарик к седлу и прекратит подачу масла в масляный радиатор, хотя краник включения радиатора продолжает быть открытым.

Контроль за работой смазочной системы осуществляется тремя приборами: указателем давления масла, датчик которого установлен в главной масляной магистрали, сигнализатором аварийного давления, также расположенным на щитке приборов; датчиком сигнализатором аварийного давления масла.

Уровень масла в картере двигателя контролируется масломерной линейкой.

 

Легковой автомобиль ВАЗ:

 

 

Схема смазки автомобиля ВАЗ классика:

 

 

Схема смазки автомобиля ВАЗ переднеприводного:

 

Смазочная система комбинированная, без масляного радиатора и с закрытой вентиляцией картера двигателя.

Масло заливают в поддон через горловину и его количество контролируют специальным стержнем, конец которого находится в масляной ванне. При работе двигателя масло забирается из поддона насосом через маслоприемник и по приемному каналу в блоке цилиндров подается в фильтр, который включен в главную масляную магистраль последовательно. Из фильтра через масло через главную масляную магистраль и канал в блоке цилиндров под давлением поступает соответственно к коренным подшипникам коленчатого вала и переднему подшипнику вала привода масляного насоса, а также к заднему подшипнику по центральному каналу вала.

От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала подается к шатунным подшипникам и от них через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается на стенки цилиндров.

Поршневые кольца и пальцы смазываются маслом, снимаемым со стенок цилиндров, и масляным туманом, находящимся внутри двигателя. К центральному опорному подшипнику распределительного вала масло из фильтра под давлением поступает через главную масляную магистраль, канал и канавку в опоре в центральный канал распределительного вала и из него к другим опорным подшипникам и кулачкам вала.

Звездочка и цепь привода распределительного вала смазываются маслом, вытекающим из переднего опорного подшипника вала. Стержни клапанов, направляющие втулки и другие детали клапанов смазываются маслом, разбрызгиваемым механизмами двигателя при их работе. Отработавшее масло стекает в поддон картера двигателя. Давление масла в смазочной системе контролируется контрольной лампой, датчик которой установлен на блоке цилиндров двигателя.

 



2015-11-27 1224 Обсуждений (0)
Занятие: Назначение смазки, масла для смазки, принцип действия системы смазки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие: Назначение смазки, масла для смазки, принцип действия системы смазки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)