Тема занятия «Статистические графики и методы их изображения»
I. Организационный момент · Проверка посещаемости студентов
II. Организация группы для работы Проверка у студентов принадлежностей, которые понадобятся на сегодняшнем занятии: тетрадь по дисциплине, ручка, цветные карандаши, линейка III. Контроль знаний студентов Метод: Тестирование (приложение № 1) Преподаватель:И перед тем, как приступить к изучению новой темы мы с вами повторим пройденный материал методом тестирования.
IV. Подведение итогов контроля знаний V. Постановка темы, целей и задач занятия Преподаватель:Тема нашего занятия «Статистические графики и методы их изображения» (слайд № 1). Основной задачей нашего занятия является изучить статистические графики и правила их построения, а также рассмотреть классификацию графиков (слайд № 2). На сегодняшний день актуальными являются слова Вадима Сергеевича Шефнера, который говорил о статистике так (слайд № 3): Статистика, строгая муза, Ты реешь над каждой судьбой. Никто для тебя не обуза, Никто не обижен тобой. VI. Изучение нового материала Метод: Лекция (приложение № 2) VII. Осмысление и закрепление нового материала На этом занятии вы узнали, что такое статистические графики, правила построения и какие существуют виды графиков. А теперь еще раз повторим пройденный материал. Метод: Частично-поисковый, решение задач (приложение № 3) VIII. Задание на дом(слайд № 25). 1. «Статистика» под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 с. 58-87 2. Работа с глоссарием (приложение № 4) 3. Завершить работу над решением задач IX. Обобщение и подведения итогов проведенного занятия · Выставление оценок · Рефлексия (слайд № 26). 1. Что нового Вы узнали на сегодняшнем занятии? 2. Какие затруднения вызывает у Вас данная тема?
Приложение 1 Тест Тема «Статистические таблицы»
1. Статистическая таблица представляет собой: а) условное изображение числовых величия посредством линий, фигур, рисунков и т. д.: б) систему строк и столбцов с данными о каком-либо социально-экономическом явлении; в) географическую характеристику изучаемых явлений
2. Ряд взаимопересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, образующих по горизонтали строки, а по вертикали – графы – это… а) макет статистической таблицы; б) основа статистической таблицы; в) статистическая таблица 3. Статистической таблицей является: а) таблица логарифмов; б) таблица умножения; в) таблица, в которой обобщаются итоги экзаменационной сессии по институту.
4. Статистической таблицей является: а) таблица расписания поездов; б) таблица квадратов; в) таблица, в которой обобщаются результаты финансовой работы банка.
5. Статистическим подлежащим называется: а) статистические совокупности, которые характеризуются различными показателями; б) показатели, характеризующие совокупности; в) сведения, расположенные в боковых заголовках таблицы; г) числовые характеристики, размещенные в графах таблицы.
6. Статистическим сказуемым называется: а) статистические совокупности, которые характеризуются различными показателями; б) показатели, характеризующие совокупности; в) сведения, расположенные в боковых заголовках таблицы; г) числовые характеристики, размещенные в графах таблицы
7. В таблицу могут заноситься величины: а) только относительные; б) только абсолютные; в) относительные и абсолютные.
8. Таблица, содержащая в подлежащем группы образованные по одному признаку, и подгруппы внутри группы, образованные по другому признаку, является: а) простой; б) групповой; в) комбинационной.
9. Под системой строк и столбцов, в которых в определенной последовательности и связи излагается статистическая информация о социально-экономических явлениях, понимают: а) график; б) таблицу; в) статистическую таблицу.
10. Прочерк (-) ставится, если: а) нет информации о явлении; б) отсутствует явление; в) изучаемое значение признака не имеет осмысленного содержания
Тест Тема «Статистические таблицы»
1. б 2. б 3. в 4. в 5. а 6. б 7. а 8. в 9. в 10. а Приложение 2 Тема занятия «Статистические графики и методы их изображения»
Современный анализ социально-экономических явлений немыслим без применения графического метода представления данных. Графический метод – это метод условных обозначений статистических данных при помощи геометрических фигур, линий, точек и разнообразных символических образов (слайд № 4). Главное достоинство статистических графиков – наглядность. При правильном их построении статистические показатели привлекают к себе внимание, становятся более понятными, выразительными, лаконичными, запоминающимися. Графики прочно вошли в практическую работу экономистов, статистиков и работников учета. В ряде случаев они являются незаменимым средством обобщения статистических данных, подведения итогов сложных исследований и выявления связи между явлениями. Поэтому так необходимо уметь строить и читать графики. Для построения графика необходимо точно определить, для каких целей он составляется, тщательно изучить исходный материал. Но самое главное условие – овладение методологией графических изображений (слайд № 5). В статистическом графике различают следующие основные элементы: поле графика, графический образ, пространственные и масштабные ориентиры, экспликация графика (слайд № 6). Полем графика называют место на котором он выполняется. Это листы бумаги, географические карты, план местности и т.д. Размер поля зависит от его назначения. Стороны поля статистического графика обычно находятся в определенной пропорции. Графический образ – это символические знаки, с помощью которых изображаются статистические данные: линии, точки, плоские геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, круги и т.д.). В качестве графического образа выступают и объемные фигуры. Иногда в графиках используются и негеометрические фигуры (силуэты, изображения каких-либо предметов и т.п.). Размещение графических образов на поле графика определяют пространственные ориентиры. Они задаются координатной сеткой или контурными линиями и делят поле графика на части, соответствующие значениям изучаемых показателей. В статистических графиках чаще всего применяется система прямоугольных (декартовых) координат. Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал (слайд № 7). Масштаб статистического графика–это мера перевода числовой величины в графическую.Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение на графике и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам. Как правило, цифровым обозначением снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определенном интервале. По правилам числовое обозначение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними.
Рис. 1. Длина отрезка равномерной масштабной шкалы (слайд № 8)
Графические и числовые интервалы бывают равными и неравными. Если на всем протяжении шкалы равным графическим интервалам соответствуют равные числовые, то такая шкала называется равномерной. Когда же равным цифровым интервалам соответствуют неравные графические интервалы, и наоборот, то перед нами неравномерная шкала. а)
б)
Рис. 3. Масштабные шкалы (слайд № 9): а) равномерные; б) неравномерные Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка, принятого за единицу и измеренного в каких-либо мерах. Чем меньше масштаб, тем гуще располагаются на шкале точки, имеющие одно и то же значение. Построить шкалу – это значит, на заданном носителе шкалы разместить точки и обозначить их соответствующими числами согласно условия задачи.
Рис. 3. Масштабы (слайд № 10). Последний элемент графика – экспликация. Каждый график должен иметь словесное описание. Оно включает его содержание, подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика. Построение графика – всегда творческий процесс. Здесь необходим некоторый поиск (слайд № 11). Лишь после составления и сравнения нескольких черновых вариантов можно наметить правильную композицию графика, установить масштабы и расположение знаков на поле графика. Заголовок графика должен кратно и точно раскрыть содержание графического изображения, дать ответ на три вопроса – что, где, когда? (слайд № 12). Существует множество видов графических изображений. Диаграммы – наиболее распространенный способ графических изображений. Это графики количественных отношений (слайд № 13,14). Они применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах независимых друг от друга совокупностей. Столбиковые диаграммы является наиболее простым видом диаграмм (слайд № 15). Это графическое изображение статистических данных в виде столбиков – прямоугольников. Эти диаграммы широко используются для наглядного сравнения объектов изучаемых явлений во времени и пространстве, а также для изображения структуры явлений. При построении столбиковых диаграмм необходимо начертить систему прямоугольных координат, в которой располагаются столбики. На горизонтальной оси располагаются основания столбиков. Размер основания столбиков определяется произвольно, но он должен быть одинаковым для всех. Шкала, определяющая масштаб столбиков по высоте, расположена по вертикальной оси. Величина каждого столбика по вертикали соответствует размеру изображаемого на графике статистического показателя. Размещение столбиков в поле графика производится на одинаковом расстоянии друг от друга, вплотную друг к другу. Столбиковые диаграммы целесообразно применять для сравнения нескольких показателей. Разновидностью столбиковых диаграмм составляют так называемые ленточные, или полосовые диаграммы (слайд № 16). Их отличие состоит в том, что масштабная шкала расположена по горизонтали сверху или снизу, и она определяет величину полос по длине. Круг часто используется в качестве геометрической формы при построении диаграмм. Если круг используется для сравнения площади отдельных секторов друг с другом, то такая диаграмма называется секторной (слайд № 17). Секторная диаграмма применяется для наглядной иллюстрации структуры какого-либо явления, характеристики удельных весов отдельных частей целого, выявления структурных сдвигов. Данные диаграммы удобно строить следующим образом: возьмем круг произвольного радиуса, и разделим его на нужное количество секторов. Известно, то площади секторов пропорциональны их центральным углам. Следовательно, для определения площади секторов, нужно 3600 разделить пропорционально величинам удельных весов. Таким образом, на 1 % приходится 3,60. Для получения центральных углов, изображающих доли частей целого, необходимо их процентное выражение умножить на 3,60. Секторные диаграммы выразительны в тех случаях, когда совокупность делится не более чем на 4-5 частей и наблюдаются значительные структурные сдвиги в динамике. Если совокупность делится на большее число частей и структурные сдвиги незначительны, то для изображения структуры целесообразнее применять ленточные и столбиковые диаграммы. Знаки Варзара обычно применяются в тех случаях, где показатель является произведением двух других. Такой показатель можно графически изобразить в виде сомножителей. Для этого поступают следующим образом: один сомножитель принимают за основание, другой - за высоту. Затем устанавливают масштабы. Далее, располагая значением статистического показателя основания и высоты, строят прямоугольник (слайд № 18).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6834)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |