Квалифицированных кадров
(по данным организаций, участвовавших в мониторинговом обследовании)
Наибольшую потребность в рабочих кадрах испытывают организации округов Александров, Вязники и Муром, городов Владимир и Ковров, Киржачского, Петушинского, Собинского и Судогодского районов. В разрезе видов экономической деятельности заявленная потребность организаций на подготовку кадров распределилась следующим образом (таблица 12): - наибольшую потребность в рабочих кадрах испытывают предприятия обрабатывающих производств (65-71% в зависимости от года обследования); - сельскохозяйственные кооперативы (6-7%) и организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (4-5%); - организации транспорта и связи (4,5-5%), строительные фирмы (4%) и др. Таблица 12
С точки зрения профессионального состава заявленной потребности, по-прежнему, экономика области испытывает наибольшую необходимость в рабочих профессиях металлообработки (токарях, фрезеровщиках, станочниках), слесарях, сварщиках, электромонтерах по ремонту и обслуживанию электрооборудования, в рабочих строительных профессий. Необходимы рабочие кадры предприятиям текстильного и швейного производства, сельского хозяйства, что отражено на рисунке 17. Рисунок 17. Динамика заявленной потребности в рабочих кадрах по отдельным наиболее востребованным профессиям (подготовка ведетсяв образовательных учреждениях области)
Организациями области дополнительно заявлена потребность в рабочих кадрах более чем по 120 профессиям, подготовка по которым не определена межотраслевым заказом. По отдельным профессиям подготовка кадров в учреждениях начального профессионального образования продолжает осуществляться в меньших, чем заявленная потребность, масштабах. Подготовка рабочих по таким профессиям, как: слесарь, станочник (металлообработка), сборщик электрических машин и аппаратов, ткач, токарь-универсал, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, фрезеровщик-универсал и ряду других явно не удовлетворяет необходимой потребности организаций в кадрах. Это связано со сложностью набора молодежи учреждениями начального профессионального образования на обучение именно по этим профессиям, устаревшей учебной и материально-технической базой, не соответствующей современным требованиям. Структура заявленной потребности в подготовке специалистов и руководителей высшего и среднего звена неоднозначна. Наибольшее количество заявок поступило от организаций здравоохранения (25-27% в зависимости от года обследования), предприятий обрабатывающих производств(25-28%), народного образования (17-23%), культуры и искусства (6-8%). На специалистов с высшим образованием преобладают заявки от предприятий обрабатывающих производств (65-76% в зависимости от года обследования) и лесного хозяйства (66-71%), строительных фирм (71-83%) и научных организаций (96-98%). В специалистах со средним профессиональным образованием испытывают недостаток сельскохозяйственные кооперативы (62-67%), учреждения культуры, здравоохранения и образования. Среди специалистов, квалификация которых требует подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, наибольшую потребность организации области испытывают в кадрах по специальностям: сестринское дело, дошкольное образование, лечебное дело, инструментальное исполнительство и др. Наибольшую потребность организации области испытывают в специалистах, квалификация которых требует подготовки в учреждениях высшего профессионального образования, по следующим специальностям: технология машиностроения, проектирование и технология радиоэлектронных средств, физическая культура, английский и немецкий языки, радиотехника, приборостроение, технология (педагогическое образование), электроснабжение, психология, литейное производство черных и цветных металлов и ряду других. По-прежнему, в области не хватает врачей, агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, подготовка которых в высших профессиональных учебных заведениях региона не ведется. На основании проведенного исследования можно объективно утверждать, что для внедрения системы долгосрочного планирования и заказа кадров на подготовку, переподготовку и повышение квалификации оправдали себя, однако совершенствования работы по подготовке кадров в условиях реорганизации сети профессионального образования области необходимо принять дополнительные меры по: § совершенствованию модели взаимодействия учебных заведений профобразования с работодателями в вопросах подготовки кадров, последующего трудоустройства и закрепления на предприятии, предусматривающей повышение заинтересованности работодателей в социальном партнёрстве, обновлении материально-технической базы учебных заведений, прежде всего, ведущих подготовку по профессиям металлообработки и профессиям для аграрно-промышленного комплекса, внедрение в процесс подготовки новых технологий и ресурсов; § внедрению более гибких форм получения профессиональных знаний, направленных на усиление практической подготовки учащихся на базе профильных предприятий; § совершенствованию системы профессиональной ориентации учащихся, молодежи и их подготовки к выбору профессии непосредственно в учебно-производственных комбинатах; § активизации деятельности координационных советов по кадровой политике в территориях с целью получения более полной информации о потребности в кадрах организаций области; § совершенствованию механизма мониторинга потребности организаций в квалифицированных кадрах; § созданию дополнительных учебных мест для подготовки рабочих по остродефицитным профессиям металлообработки через перепрофилирование существующих профессиональных образовательных учреждений области или их подготовки непосредственно на рабочих местах путем заключения договоров между работодателями, испытывающими потребность в этих кадрах, и профессиональными образовательными учреждениями области. В совершенствовании работы по данным направлениям кроются значительные резервы более полного и эффективного использования кадрового ресурса и повышения устойчивости функционирования всей социально-хозяйственной системы региона.
Заключение. Кратко подводя итоги настоящего исследования можно отметить, что в процессе его проведения обобщены теоретико-методологические основы инновационной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой и Российской Федерации, значительное внимание уделено детальному анализу уровня теоретических знаний и практического опыта, накопленных по управлению инновационным развитием, уточнению основных принципов функционирования региональных хозяйственных систем как объектов управления и современным особенностям их трансформации. Проанализирован опыт управления инновационным развитием в странах с развитой рыночной экономикой, систематизированы теоретические подходы и практика по совершенствованию государственного регулирования инновационными процессами в странах Европейского Союза, США, Канаде, Японии и других. Отмечено, что для оказания поддержки в приоритетных секторах экономики используются такие инструменты воздействия как субсидии, займы по сниженным процентным ставкам, налоговые льготы. Действуют системы ускоренной амортизации оборудования, антимонопольного законодательства, стимулирования деятельности персонала фирм и другие. Систематизируя возможность использования зарубежного опыта для управления инновационным развитием в России и её регионах отмечено, что главная задача состоит не только в том, чтобы лучше понять суть тех или иных проблем в той или иной стране, а в овладении способами их решения с целью использования в российских условиях. При этом следует понимать, что нет единой модели развития хозяйственных систем, но существуют общие принципы. Отмечено, что формирование в регионах инновационной системы нового типа только начинается. Предстоит создать действенную систему превращения идей в готовый продукт, востребованный на рынке. Необходимо решать вопросы инфраструктурного сопровождения инновационных проектов, подготовки квалифицированных кадров, в том числе менеджеров инновационного бизнеса, оценить стратегическую значимость достижения инновационного эффекта и другие. На примере Владимирской области обосновано, что основным сдерживающим фактором дальнейшего развития инновационного потенциала является отсутствие интеграционного механизма, основанного на привлечении и использовании необходимых финансовых, производственно-технологических, управленческих и других ресурсов, а также эффективных мотивационных стимулов и условий для успешного продвижения инноваций на рынок. На основе оценки состояния и динамики инновационных процессов во Владимирской области, а также SWOT-анализа, использования методов анкетирования хозяйственных руководителей и экспертных оценок определены сильные и слабые стороны хозяйственной системы региона, перспективные возможности и угрозы для её развития. Сформированы матрицы решений по инновационному обновлению хозяйственной системы региона. Анализ решений и первоочерёдность их выполнения позволили обосновать цель, задачи и направления стратегии инновационной трансформации хозяйственной системы Владимирской области, а также механизм формирования и реализации инновационной политики в регионе. Оптимальным вариантом трансформации хозяйственной системы региона в инновационном направлении признана успешная реализация инновационного сценария развития, позволяющего в долгосрочной перспективе максимально использовать все сильные стороны и возможности региона, минимизировать потенциальные риски усиления межрегиональной конкуренции и глобализации экономики. Доказано, что инновационная политика на практике должна стать единством планов и действий органов госвласти по организационному, правовому и финансово-экономическому стимулированию нововведений во всех сферах жизнедеятельности. В заключительной главе исследования обоснованы основные положения концепции стратегического управления трансформацией экономики региона в инновационном направлении. Среди наиважнейших требований предложен принцип сопряжения стратегических интересов и синхронизации действий на федеральном, окружном, региональном и муниципальном уровнях управления при максимальном учёте стратегических интересов важнейших бюджетообразующих корпораций. Доказана целесообразность четырёхзвенной модели государственно-частного партнёрства в инновационной сфере «Наука-власть-бизнес-сообщество». Сформулированы рекомендации администрации, Законодательному Собранию Владимирской области и саморегулируемым общественным организациям по приоритетным направлениям инновационного обновления региона, учёту ресурсной обеспеченности, энергодефицитности территорий, а также транспортного фактора для формирования промышленно-обслуживающих кластеров в зоне транспортных коридоров. Значительный акцент делается на необходимости дальнейшего развития инженерной инфраструктуры для реализации значимых региональных и межрегиональных проектов. Дана классификация возможных видов эффектов инновационной деятельности при комплексном решении вопросов трансформации экономики субъекта РФ.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (633)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |