Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Экономическая теория». Часть I. Микроэкономика
1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней? 2. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время? 3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит? 4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений? 5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма? 6. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России? 7. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым? 8. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией. 9. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?
Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:
Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий?
В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?
Тесты
Эссе А. Что важнее: пушки или масло? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума? · Роль ограниченности ресурсов в экономике и необходимость выбора. · Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)? · Какая пропорция пушек и масла нужна современной России? · Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае? · Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары – инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания. Б. Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?». Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?». Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики. · Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу. · Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать. В. Объективно ли экономическое знание? · Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход). · С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику). · Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными? · Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества? · Способны ли методы экономической теории снизить риск необъективности? · Может ли здесь помочь история? или статистика? другие дисциплины?
2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Что такое “экономическая система”? 2. Какова взаимосвязь понятий “экономическая система” и “цивилизация”? 3. Какие типы цивилизаций вы знаете? Что служит решающим признаком для выделения того или иного типа цивилизации? 4. Назовите главные черты традиционной цивилизации. 5. Какие основные черты присущи социалистической цивилизации? В чем ее сильные и слабые черты? Дайте прогноз дальнейших перспектив социалистической цивилизации. 6. Есть ли что-то общее между традиционной и социалистической цивилизациями? 7. Назовите определяющие черты рыночной цивилизации. Все ли они одинаково важны по вашему мнению? Какова роль отношений собственности в рыночной системе? 8. Сравните рыночную и социалистическую цивилизации. 9. В чем состоит суть формационного подхода к анализу общественно-экономических систем? 10. В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и переходной экономик? Каковы плюс и минусы развития России по каждой из этих моделей общества? 11. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые? 12. Какие факторы производства вы знаете? 13. Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.
Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики. На приводимой ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые, на ваш взгляд, являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая в свою очередь «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.
Тесты
Эссе А. Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Как известно, рыночная экономика с помощью цен выравнивает объемы спроса и предложения, не допуская, таким образом, возникновения дефицитов или излишков. То есть производится то и только то, на что существует спрос. Это свидетельствует об эффективности рыночной экономической системы. · Однако в этом рассуждении под спросом понимается только платежеспособный спрос. Последний же прямо связан с распределением доходов в обществе. То есть богатые, имеющие деньги для оплаты своих запросов, действительно могут быть уверены в том, что рынок эффективно удовлетворит их потребности. Потребности бедных, не имеющих денег, напротив, останутся неудовлетворенными. В итоге в рыночной экономике вполне возможна ситуация, когда производство товаров и услуг будет ориентировано на удовлетворение прихотей и даже нелепых причуд богатых, в то время как бедные будут умирать от голода, холода и отсутствия медикаментов. Такая экономика не заслуживает названия эффективной. · При этом рыночная экономика не имеет естественных или, как говорят экономисты, «встроенных» механизмов выравнивания доходов разных социальных групп. Или, по-вашему, такие механизмы все-таки есть? · С другой стороны, существует так называемый «исторический аргумент» в пользу капитализма, предложенный великим австро-американским экономистом Йозефом Шумпетером. Он сравнил положение современного рабочего с положением крестьянина эпохи французского «солнце-короля» Людовика XIV. Ясно, что положение бедных радикально улучшилось за истекшие столетия господства рыночной экономики. Если же сравнить жизнь современного магната и аристократа старых времен, то сдвиги окажутся куда меньше. Они коснутся скорее формы удовлетворения потребностей, чем их сути (у маркиза времен «солнце-короля» не было электробритвы, но вряд ли он от этого страдал, так как его брил личный брадобрей). Вывод Шумпетера: история показывает, что от существования рыночной экономики бедные выигрывают не меньше богатых. · Известен и контраргумент взглядам Й. Шумпетера. Современные бедные действительно живут лучше бедных прежних времен, но произошло это не из-за закономерностей функционирования рыночной экономики, а вопреки им. В частности, положение низов улучшилось из-за классовой борьбы и перераспределительной роли государства. Б. Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой. Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Хорошо известно, что историческая судьба нашей страны отличается исключительным своеобразием. В разные эпохи (при Иване III, Петре I, Николае I, в конце XIX в., в настоящее время) активно обсуждалась проблема «особого русского пути». При этом четко сложились два основных подхода к проблеме: славянофильский и западнический. · Лейтмотив славянофильского подхода состоит в подчеркивании особости, «инаковости» российского общества и экономики. Согласно этой точке зрения, копирование институтов западного общества не совместимо с природой России, а реформы, переносящие их на российскую почву, только вредят стране. · Наиболее радикальные сторонники этого подхода считают, что в России действуют особые экономические законы, а хозяйство страны не должно быть ни социалистическим, ни капиталистическим (рыночным), а представлять некий третий национально-русский тип. · Сторонники западнического подхода полагают, что существуют лишь общемировые цивилизационные типы. Конкретнее, наиболее эффективным типом организации хозяйственной жизни является в настоящее время рыночная экономика. России надлежит заимствовать институты развитых стран (чаще всего упоминаются так называемые «либеральные ценности»). Только переход к ним введет нашу страну в число процветающих экономик. · Наиболее радикальные сторонники западничества настаивают на ускоренном и насильственном (или полунасильственном) внедрении западного опыта. В ходе этого процесса особенности российской экономики (трактуемые радикальными западниками как признаки отсталости) исчезнут. · Какая из позиций представляется более обоснованной? Какие аргументы можно привести в их пользу? О чем говорит исторический опыт российских реформ в разные эпохи? · Возможен ли компромисс между обеими позициями (некий средний вариант)?
3 СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса. 2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России? 3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения. 4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России? 5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в переходной экономике. 6. Эластичность рыночного спроса по цене и доходам. Опишите реакцию спроса в России на девальвацию рубля в 1998 году. Почему спрос на разные товары изменился не одинаково? 7. Эластичность рыночного предложения по цене. 8. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий. 9. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики. 10. Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным?
Б. Как влияют на спрос и предложение различные сдвиги в экономической ситуации? Пометьте крестиками в приводимой ниже таблице клетки, соответствующие наличию влияния. Клетки, где влияние отсутствует, оставьте пустыми. В первой строке таблицы в качестве примера нужные клетки уже помечены.
Тесты
Эссе А. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике. Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Как можно более полно опишите последствия гипотетического неурожая, особое внимание уделяя тому, какие последствия будут, а какие не будет проявляться в рыночной экономике. · Будет ли ощущаться дефицит зерна в стране? · Как изменятся цены на зерно и продукты его переработки? · Как изменятся спрос и предложение на другие товары (например, на картофель, хлебопекарные дрожжи, автомобили)? · Каковы вероятные социальные последствия неурожая? · Как может отреагировать на них государство и какие явления вызовет это вмешательство в экономике страны? · Введите в анализ внешнеэкономический фактор. · Дайте графическую интерпретацию данной ситуации. Б. Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Должен ли менеджер знать размеры и динамику рынка своего товара? · Как взаимосвязаны выручка и эластичность спроса? Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар? · Известны ли менеджеру характеристики кривой спроса на товар, выпускаемый его фирмой? Какими способами их можно установить? · Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на продукцию данной фирмы? · Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов? Влияет ли на ситуацию наличие или отсутствие близких аналогов?
4 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль каждое из них играет в деятельности российских предприятий? 2. Чем отличаются друг от друга разные концепции прибыли? 3. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи. 4. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и валовых издержек. Каков их уровень на современных российских предприятиях? Какие меры на уровне отдельных фирм и всего государства должны, на ваш взгляд, быть приняты для их снижения? 5. Объясните понятия износа и амортизации. Какой вид износа (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях? 6. Что такое краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом понимании? 7. Что такое экономия на масштабах производства? 8. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных издержек? 9. Какую роль играют естественные монополии в экономике России? 10. Почему существует оптимальный размер предприятия?
Б. Объясните, почему кривая предельных издержек пересекает кривые средних общих и средних переменных издержек точно в точках их минимумов.
Тесты
Эссе А. Является ли моральный износ благом или злом для предпринимателя? Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Моральный износ оборудования представляет собой разновидность издержек и, следовательно, сокращает размеры прибыли. Более того, если происходит техническая революция, а ваше оборудование устарело, это может привести к гибели предприятия. Стоимость обесценившихся станков старого образца может оказаться столь велика, что, если ее полностью включить в издержки, то цена товара превысит равновесную. · С другой стороны, быстрое обновление технологий может быть важным козырем в конкурентной борьбе. Если вы обновили оборудование, а другие фирмы этого не сделали, то на вашей стороне окажутся преимущества более эффективного производства. · Каков оптимальный темп морального износа с точки зрения интересов фирмы? Как в идеале должны сочетаться темпы физического и морального износа оборудования (должно ли оборудование одновременно изнашиваться как морально, так и физически, или желательно, чтобы один из процессов шел быстрее)? Как достичь такого оптимума (предложите разные варианты)? · Обдумайте налоговую сторону проблемы морального износа. Как известно, в развитых рыночных экономиках (в России пока не так) основным налогом с предприятий является налог на прибыль. Как можно использовать с целью минимизации налогов такой «невидимый» вид издержек как моральный износ (то, что станок морально изношен по его физическим характеристикам не определишь). · Почему в ускоренной амортизации заинтересовано и государство и фирмы? Б. Теоретические причины существования естественных монополий. Обратите внимание на следующие аспекты проблемы: · Естественные монополии во вводных курсах микроэкономики обычно описываются следующим образом: дается их определение, а затем приводятся конкретные примеры. В тени при этом остаются теоретические причины существования естественных монополий. Почему в одних отраслях они возникают, а в других – нет? · Попробуйте самостоятельно «реконструировать» неизвестную вам теорию естественных монополий. Как связана вероятность формирования естественной монополии и пропорция постоянных и переменных издержек при производстве данного продукта? · Какую роль в формировании естественных монополий играет соотношение минимума долгосрочных издержек и размеров рынка? Как, например, будет выглядеть рыночная ситуация, если общая потребность в продукте составляет 1 млн. штук, а самые низкие издержки обеспечивает предприятие с производственными мощностями в 600 тыс. шт.? Сколько фирм будет обслуживать такой рынок? Изменится ли суть ситуации, если размеры рынка составят 1,2 млн. штук? · Какую роль в формирование естественных монополий вносят технологии? В частности, какова роль разнообразных сетей?
5 СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Логика курса А. Ответьте на следующие вопросы: 1. Условия и критерий совершенной конкуренции. 2. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны? 3. Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах? 4. Феномен банкротства и его роль в современной России. 5. Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями? 6. Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек? 7. Кривая предложения конкурентной фирмы. 8. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции? 9. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.
Б. Объясните, почему кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции имеет вид горизонтальной прямой:
Тесты
(0.014 сек.) |