Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VI. Подведение итогов урока



2015-11-27 388 Обсуждений (0)
VI. Подведение итогов урока 0.00 из 5.00 0 оценок




ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.

Самостоятельная работа.
Определить число групп сцепления у каждого из данных организмов, которые имеют такой диплоидный набор хромосом:
человека - 46; собаки - 78; голубя - 80; кота - 38;
лягушки - 26; аскариды - 4; шимпанзе - 48; коровы - 60.

 

III. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Сообщить тему, цель и задачи урока.

IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала

Сцепленное с полом наследование

Пол - это совокупность признаков и свойств, обеспечивающих воспроизведение потомства и передача ему наследственных признаков.

Пол, особи которого имеют одинаковые половые хромосомы, называется гомогаметным.

Пол, у особей которого половые хромосомы разные, называется гетерогаметным.

В случае, когда гены, ответственные за формирование признака, расположены в аутосомах, наследование осуществляется независимо от того, кто из родителей (мать или отец) является носителем изучаемого признака.

Однако ситуация резко изменяется, когда признаки определяются генами, лежащи­ми в половых хромосомах.

Признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, называются сцепленными с полом.

У- и У-хромосомы имеют общие гомологичные участки. В этих участках локализова­ны гены, определяющие признаки, которые наследуются одинаково как у мужчин, так и у женщин.

Помимо гомологичных участков, Х- и У-хромосомы имеют негомологичные участки. Негомологичный участок У-хромосомы, кроме генов, определяющих мужской пол, со­держит гены перепонок между пальцами ног и волосатых ушей у человека. Патологи­ческие признаки, сцепленные с негомологичным участком У-хромосомы, передаются всем сыновьям, поскольку они получают от отца У-хромосому. Негомологичный уча­сток Х-хромосомы содержит в своем составе целый ряд рецессивных (для женщин) и до­минантных (для мужчин - в силу его гетерозиготности) генов. Примером такого рода наследования у человека является гемофилия, атрофия зрительного нерва, дальто­низм, облысение.

Мужчина дальтоник женится на нормальной жен­щине, отец которой был дальтоником. Каким будет зрение у их детей?

 

Анализирующее скрещивание

Скрещивание проводится с целью определить ге­нотип (чистоту линии).

Для этого особь с неизвестным генотипом скрещивают с особью с рецессивным гомозиготным генотипом. Если потомс­тво будет единообразным, значит, обе особи — чистые линии, гомозиготные по данной паре признаков. Если же в потомстве наблюдается расщепление 1 : 1, то исследуемый генотип не яв­ляется гомозиготной особью.

Р $ Аа х <J аа Гаметы: $ А, а; S а, а

/сн- а а
А Аа Аа
а аа аа

Задача 1.

Плоды помидоров бывают грушевидной и круглой фор­мы. Ген, определяющий круглую форму плодов, доминирует. Скрещивают растение, имеющее круглые плоды, с растением, имеющим грушевидную форму. Определите, являются ли оба скрещиваемых растения чистыми линиями, если у потомства 50 % — грушевидной формы, а 50 % — круглые?

А - - круглые Предположим, что обе родительские
а - - грушевидные формы чистые линии, тогда, по зако­
F - -1:1 ну единообразия первого поколения,
Р - - ? все потомство должно иметь круглую
  форму.

Так как у потомства наблюдается расщепление призна­ков 1 : 1, то одна из родительских форм не является чистой линией. Этот тип скрещивания называется анализирующий.

Составим схему:

 

  а а
А Аа Аа
а аа аа

Ответ. Растение, имеющее круглую форму, имеет ге­нотип — Аа и не является чистой линией.

 

 

V. Обобщение и систематизация знаний.

Задача 1.

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, способность к преобладанию владения правой рукой — над леворукостью. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Кареглазый мужчина-правша, в семье которого в ряду поколений все родственники были кареглазыми прав­шами, женится на голубоглазой левше. В такой семье следует ожидать потомков: а) 50 % голубоглазые левши, 50 % каре­глазые правши; б) все кареглазые правши; в) все кареглазые, но 50 % правши, а 50 % — левши.

Ответ: б) все кареглазые правши.

Задача 2.

Голубоглазый правша, отец которого был левшой, же­нился на кареглазой левше из семьи, все члены которой на протяжении нескольких поколений имели карие глаза. Ка­ких они будут иметь детей?

Ответ. Все дети будут кареглазые, существует вероят­ность рождения 50 % правшей и 50 % левшей.

Задача.

У ночной красавицы красная окраска венчика опреде­ляется генотипом АА, белая — аа. Растения с генотипом Аа имеют розовую окраску венчика цветка.

От скрещивания между собой растений с белыми и крас­ными венчиками фенотип будет: а) 50 % красных и 50 % белых; б) все красные; в) все розовые.

Ответ: в) все розовые.

Задача 2.

Ген черной окраски крупного рогатого скота домини­рует над геном красной окраски. От скрещивания черного гетерозиготного быка с красными коровами потомки имеют окраску: а) все черные; б) все красные; в) 50 % черные, 50 % красные; г) одна четвертая часть — черные, а три четвер­ти — красные.

Ответ, в) 50 % черные, 50 % красные.

 

VI. Подведение итогов урока.

Таким образом, в клетках эукариот, кроме наследственного материала, расположенного в ядре, обнаружено еще позаядерну или цитоплазматическую наследственность. Явление ее заключается в способности определенных структур цитоплазмы хранить и передавать потомкам часть наследственной информации родителей.
Мы знаем, что на формирование определенных состояний признаков влияет взаимодействие нескольких генов. Но существует и противоположное явление, когда на проявление состояний различных признаков влияет только одна аллель, что получило название множественной действия генов.

 



2015-11-27 388 Обсуждений (0)
VI. Подведение итогов урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VI. Подведение итогов урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)